Конспект занятия в компенсирующей подготовительной к школе группе с тяжёлыми нарушениями речи совместно с родителями.«Лягушка — путешественница».
план-конспект занятия по логопедии на тему

Закреплять умение проводить звукослоговой анализ, давать характеристику звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в компенсирующей подготовительной к школе группе с тяжёлыми нарушениями речи совместно с родителями.

Тема: «Лягушка — путешественница»

Цели:

1. Коррекционно – обучающие:

- закреплять умение проводить звукослоговой анализ, давать характеристику звуков;

- закрепление понятий: «звук», «буква»;

- закреплять правильный образ изученной буквы, навык чтения, умение составлять слова, видеть букву в «зашумованной» картинке;

- формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи;

- совершенствовать лексико - грамматический строй, закреплять навыки речевого анализа;

- учить детей преобразовывать слова, через умение изменять общую часть однокоренных слов, обогащая словарный запас;

- уметь образовывать относительные прилагательные;

- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, произвольного внимания;

- развитие тонких движений пальцев рук;

- продолжать развивать речевую артикуляционную моторику; работать над мимикой лица, речевым дыханием;

3. Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать желание узнавать новое, уточнять и применять знания, умения и навыки;

- формирование положительной установки на участие в занятии;

- воспитание доброжелательных отношений, усидчивости;

- воспитывать самостоятельно выполнять задания, умение работать в паре;

- воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;

- формировать черты гармоничной и незакомплексованной личности ребёнка;

Оборудование:

Игрушки: Лягушка, шляпа, змейки из разных материалов, гармошка,

музыкальный молоточек, мышь, шкатулка, табуретка, машина,

воздушные шары; поднос с мелкими игрушками на разные звуки, на

звук «Ш»

Карточка — символ звука «Ш», профиль артикуляции звука «Ш»,

зеркала;

Наборное полотно «Головастики», дерево с листочками с

родственными словами к слову «Мышь»;

Картинки к многозначности слов: ёлочный шар, земной шар,

теннисный шар, золотой шар (цветок), солнечный шар;

Буква «Ша» печатная, прописная; слоговые таблицы; алфавит;

«зашумованные» карточки с буквой «Ша»;

Дощечки из фланелеграфа, ракушки; карточки с вылепленной буквой

«Ша» с недостающими элементами буквы, гречка; счётные палочки

Для рефлексии — небольшой прудик с лягушами, камышами,

кувшинками; камушки: мелкие и крупные

Сюрприз (ракушка с шоколадками)



Ход занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Развитие эмпатий

- Друг к другу повернитесь и друг другу улыбнитесь.

Словесная игра «Как живешь?!»

(произносится хором дети и взрослые стоят вокруг стола)

Как живешь у нас в саду? Вот так! (Показывается большой палец)

Как идёшь? Вот так! (Пошагать двумя пальцами обеих рук)

Как берешь? Вот так! (Сжимают пальцы обеих рук)

А даешь? Вот так! (Раскрывают ладони)

Дружишь как? Вот так ! (Берутся за руки друг с другом)

Развитие мимико - артикуляторных мышц (взяли зеркала)

- Ресничками похлопали, губками пошлёпали,

Зубки показали, язычок наказали.

Артикуляционная гимнастика

Статическое подготовительное упражнение для языка:

«Ковшик»

- Широко рот открываем, краешки приподнимаем,

Язычок — баловничок, спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож, в него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши, ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Лопаточка»

- Поперёк улыбки лёг, отдыхает язычок.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть, нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем, очень здорово играем.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Вы любите сказки?! Отгадайте загадку и узнаете, про кого будет сказка...

Загадывание загадки

Зелена я, как трава, моя песенка: « Ква — ква!» (лягушка)

- Жила - была на свете Лягушка. Жила она в речном царстве, с рыбами дружила, к ершу в гости ходила. Но однажды наскучило ей речное царство и отправилась лягушка в путешествие. Прыгает она, прыгает, вдруг видит что? ...

Шляпа! (выделить голосом звук «Ш»)

Уточнение артикуляции и произношения звука «Ш»

А в шляпе что — то есть?.. Что это такое?! (ответы детей)

Карточка — символ звука «Ш»

Характеристика звука:

согласный – не поется, всегда твердый,

глухой – произносится без голоса,

шипящий звук,

язык «чашечкой» (показ «ручной» модели),

воздушная струя тёплая;

показ профиля артикуляции;

Работа над дыханием

- На столе лежат змеи, скажите, ребята, если змея из резины, она (какая?)..., из плюша..., из железа.., из шерсти....

Возьмите ту, которая понравилась.

- Как шипит змея? Пальчиком ведите по змейке и произносите слова и звук «Ш» на одном дыхании.

- Шуршит змея — Ш — Ш — Ш! Шипит змея — Ш — Ш — Ш!

- Сегодня мы будем путешествовать с нашей Лягушкой со звуком «Ш»

Взяла Лягушка шляпу и отправилась дальше. Увидела что? ...

Гармошку! (выделить голосом звук «Ш»)

Пальчиковая гимнастика

Мы играем на гармошке, громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем, руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ; наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.

- Взяла она шляпу, гармошку и поскакала дальше. Прыгала наша Лягушечка, прыгала ... Глаза у неё загорелись от радости!

- Я по городу гуляла, магазин вдруг увидала,

в нём я шарики купила и секрет в них положила...

В каждый шарик - свой секрет, догадаетесь или нет?

(Родителю нужно проколоть воздушный шарик, внутри которого находится задание. Родитель достаёт записку, читает)

1 шарик

«Найди «шипящую» игрушку»

На игровом поле - подносе лежат игрушки, предлагается детям, родителям найти только те, при которых язычок « шипит», как змея.

2 шарик, к нему привязан музыкальный молоточек

«Раздели слово»

- Со словами мы играем, молоточком разделяем, заселяем в домики...

3 шарик, привязаны наборное полотно «Головастики»

«Определи место звука в слове»

- Мы со звуком «Ш» играем и где звук определяем («клювик» - «туловище» - «хвостик») (выборочно одну — две игрушки)

4 шарик, к нему привязана игрушка Мышка со словом «Мышь»

«Подбор родственных слов»

- Ребята, посмотрите, вот дерево родственных слов. Слово «Мышка».

- А теперь же, не спеши “Семейку” слов ты собери....

МыШь — мыШи - мыШка — мыШонок — мыШоночек —

мыШиная — мыШеловка — мыШкует...

5 шарик

Музыкальная разминка

- Мы скакали, мы скакали, мы немножечко устали...

Впереди далёкий путь, надо отдохнуть!

- Где же можно сесть? Где же место есть?!

Поскорей занять, чтобы не стоять!

6 шарик

Игра «Многозначность слова «Шар»

- А сейчас задание для наших родителей...

Объясните значение своих слов... (раздаются фотографии родителям):

ёлочный шар (украшают ёлку), земной шар (это наша планета), теннисный шар (для игры в теннис), «золотой» шар (разновидность шафранов — цветов), солнечный шар (это — солнце)

- Лягушка дальше поскакала, взяла шляпу, гармошку, шары и увидела, что ? ...

Шкатулку! Открыла она её и увидела... букву «Ша» (показ буквы)

Связь буквы и звука

- Ребята, на что похожа буква «Ша?!» (ответы детей, родителей)

- Ах, табуретка хороша! Перевернул и буква «Ша!»

- Буква «Ша» с тремя шипами — не хватай её руками!

На доску вывешивается слоговая таблица

Игра «Ладошка»

- Обводим ладонь пальцем другой руки, нажимаем поочерёдно на каждый палец и произносим слоги:

Ша — Шо — Шу - Ши — Ше; Ша — Шо — Шу — Ши — Ше

Развитие мелкой моторики пальцев

- Выложите букву «Ша» из ракушек;

- А можете сделать букву из пальчиков? (большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх)

- «Допиши букву гречкой» - работа в паре: (ребёнок — родитель) (Даётся карточка с буквой «Ша», на которой из пластилина слеплена буква, дописать недостающие элементы буквы гречкой)

- Составление буквы, слогов, слова из счётных палочек

Развитие тактильного восприятия

Рисование на теле, используем приём дермолексии:

- Напишите на щеке у ваших мам букву «Ша»

- Я напишу вам на ладошках нашу букву «Ша», найдите у меня

ошибки, если они будут;

Развитие зрительного восприятия (работа в паре)

- Куда спряталась в алфавите буква «Ша»?!

Развитие мимико - артикуляторных мышц

- Огорчилась Лягушка, ей одной нести столько предметов (как?)...

ответ детей - тяжело (покажите огорчение)...

- И вдруг увидела она ... что?! Машину!

- Как она обрадовалась ?! (покажите радость)

Прискакала Лягушка к машине, сложила туда: шляпу, гармошку,

шары, шкатулку...

- Хорошо мне было с вами, но надо возвращаться в своё речное

царство... (Лягушка уезжает на машине со своими игрушками)

Итог занятия. Рефлексия.

- Чем сегодня занимались?

- А какой звук путешествовал рядом с нами?

- Посмотрите, дети, мамы, перед вами «зашумованная»

картинка (показ карточки).

Дома выполните задание: закрасьте нашу букву «Ша» (каким?) цветом...

Ответ: (синим).

- Перед вами лежат цветные камушки: если занятие понравилось,

положите в наш небольшой прудик камушки крупного размера.

Если занятие не понравилось, то камушки - мелкого..

- Какие вы — молодцы! И дети, и взрослые! Хочу вас угостить...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленностиТема:  «Лесная школа»....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи (группа №7) Лексическая тема: ФРУКТЫ

Представленный конспект ООД по развитию речи по лексической теме "Фрукты" разработан для детей подготовительной к школе группы с ТНР....