Логопедические игры дома
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Тершукова Елена Викторовна

Посмотрите вокруг себя глазами ребенка - и вы увидите, как можно поиграть с разными предметами на кухне, в ванной и даже в папином кабинете!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_igry_doma.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры дома.

В современном мире существует огромное количество развивающих игрушек – одна краше другой. Заходишь в детский магазин –  глаза разбегаются. Кажется,  чего здесь только нет – на все вкусы, только бы деньги были! Можно найти игрушки на развитие мелкой моторики, дыхания, памяти, фонематического слуха и многое, многое другое. А если попробовать поиграть в развивающие игры без этих хоть и привлекательных, но таких дорогих игрушек? Оглянитесь дома вокруг себя. Вот, например, лист бумаги. Ну, что с ним можно сделать? Ну, порисовать, сложить кораблик или самолетик… А еще можно услышать в его шуршании – шорох опавшей листвы под ногами. И увидеть в тени смятого листа на стене очертания странного животного. Ну, а если намазать весь лист клеем, а затем посыпать его разными крупами, да раскрасить акварельными красками – такую картинку и в рамку можно вставить!.. Посуда вдруг обнаруживает умение «петь» разными голосами, крупа становится  отличным массажистом для пальчиков… Дети в любом предмете способны увидеть объект для игры. Давайте и мы последуем за ними!

В такие игры можно играть и дома, и на улице. Попробуйте организовать такую игру с несколькими детьми, например, на дне рождения Вашего ребенка. Можно провести игры как шуточное соревнование (например: «Футбол», «Золушка», «Горошины»).

Игры на тренировку длительного выдоха.

Длительный, плавный выдох должен осуществляться через рот. В начале каждой игры необходимо напомнить ребенку, чтобы он выдыхал плавно, не надувая при этом щеки. Отлично для этой цели подходят выдувание мыльных пузырей, сдувание перышка с ладошки, игра во время купания с парусным корабликом, «булькание» воздухом через соломинку в стакане с водой.

«Футбол».

Скатайте маленький комочек ваты. Это – «футбольный мяч». Воротами будут служить две пуговицы. Предложите малышу задуть мяч в ворота.

Для ребенка постарше мячом может послужить круглая конфета-драже или катушка ниток. Главное, следите, чтобы мяч продвигался к воротам не рывками, а плавно.

«Прокати дальше».

        Нужно на одном выдохе как можно дальше прокатить по столу граненый карандаш. А если устроить соревнование между… карандашами? Какому карандашу (с помощью твоего выдоха) удастся прокатиться дальше?

Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Доказано, что между развитием мелких мышц пальцев и развитием речи существует тесная связь. Хотите, чтобы ребенок хорошо говорил – не забывайте про пальчиковые игры! Это различные движения пальчиков под веселые стишки. Кроме того, для развития мелкой моторики прекрасно служат такие забавы, как завязывание узлов на веревке, плетение косичек из тесьмы, нанизывание макарон или крупных пуговиц на шнурок (для детей помладше), бусин на леску. Только не забывайте о технике безопасности: следите, чтобы все мелкие детали игры попадали туда, куда положено, а не в рот или другие места детского организма.

«Золушка».

Вспомните с ребенком сказку «Золушка» - как злая мачеха заставила девушку разбирать целый мешок перепутанной крупы. Предложите ему помочь Золушке – перебрать мисочку крупы. Тогда, как знать, вдруг в следующий раз Золушка сможет побыстрее отправиться на бал? Для малышей это будут перемешанные фасоль и горох, для ребятишек постарше – рис и греча.

«Загадочные мешочки».

        Сшейте из плотной ткани или клеенки пять одинаковых мешочков размером 10*15 сантиметров. Неплотно  наполните их крупами: манкой, рисом, горохом, фасолью, макаронами-рожками. Наглухо зашейте. Мешочки готовы к игре. Предложите малышу угадать, что в каждом из них. А теперь пусть отсчитает 5 горошин и удержит их в уголке мешочка, пока мама проверит.

        Выложите мешочки в ряд. Это – дорожка, по которой будут шагать пальчики. Можно при этом петь «шагальную песенку»: «Топ-топ, мы идем, по песочку мы идем, громко песенку поем!» (Или «по камушкам», если шагаем по мешочкам с горохом, фасолью и макаронами)

        А вот хорошая тренировка правильной осанки: попробуй пройти до порога с мешочком на голове. У кого мешочек удержится дольше – у тебя или у сестренки?

«Узелки».

        Ребенок уже научился завязывать узелки? Тогда предложите ему соревнование: кто быстрее свяжет пять платочков в одну веревку. А можно и такое соревнование: чья веревка окажется длиннее?

«Узоры».

        Выложите на столе узор или дорожку из круп: риса, фасоли, гороха. Попросите ребенка повторить его. А теперь поменяйтесь ролями: пусть малыш придумает свой узор, а взрослый его повторит.

«Манный пляж».

Вспомните, как летом на пляже было интересно рисовать на песке! Предложите ребенку устроить на подносе или большой плоской тарелке «пляж» из манной крупы. Можно просто рисовать на ней пальцем или палочкой. А можно по очереди прятать в манку какие-нибудь маленькие предметы (например, маленькую белую пуговицу). Только отыскивать ее интереснее при помощи палочки!

«Волшебный мешочек».

        Если ребенок уже знает буквы, можно поиграть с ним в эту игру в различных вариантах. Более легкий - угадать на ощупь, какая буква спряталась в мешочке. Более сложный вариант: выбрать на ощупь и достать из мешочка какую-либо букву (букв в мешочке должно быть не более 10). Если же пока тайны букв малышу не известны, можно брать для этой игры небольшие предметы: пуговицу, катушку из-под ниток, ложечку от детской смеси, колпачок от ручки и тому подобное.

«Вот это лабиринт!»

        В мамином кухонном хозяйстве наверняка найдется такая замечательная вещь, как дуршлаг. А у папы – новые шнурки для обуви. Шнурки замечательно просовываются в дырочки дуршлага. Малышу достаточно просто просовывать шнурок через дырочки. А ребенку постарше предложите сделать «лабиринт»: просовывать шнурок в ряд дырочек вверх-вниз, чтобы получилась как бы дорожка стежков. Усложнение: пропускать шнурок не в каждую дырочку, а через одну; сделать «дорожку» с поворотами.

«Веселые прищепки».        

        Теперь прогуляемся в ванную. Ах, какие красивые разноцветные прищепки висят на веревке! А как с ними можно интересно поиграть! Вот зеленая: это, конечно же, крокодил! Покажите малышу, как широко прищепочный «крокодил» умеет разевать пасть! А теперь пусть крокодил в пальчиках малыша попробует захватить пастью какой-нибудь предмет: карандаш, лист бумаги, край папиной одежды…

        Из нескольких прищепок можно сделать заборчик: прицепить их в ряд на край подушки, стакана. А если разместить их по краю старого ненужного диска – получится замечательное солнышко!

        Ну, а прицепив прищепки одну к другой за «хвостики», можно соорудить дорожку.

Игры на развитие зрительного внимания.

«Внимательная хозяйка».

Наверняка у Вашего малыша есть много разноцветных носочков. Перемешайте их и попросите ребенка помочь разобрать их на пары.

«Фотограф».

        Разложите на столе несколько предметов (игрушек, или предметов посуды и т.д.). Рассмотрите вместе с ребенком эти предметы, назовите их. Уточните, как они расположены  (кстати, хороший повод закрепить, например, понятия «справа» - «слева»). Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами 2-3 предмета. Нужно угадать, что изменилось.

        Вариант игры: все предметы остаются на своих местах, кроме одного, который убирается. В этом случае нужно угадать, что пропало.

«Обезьянка».

        Кроме тренировки внимания, эту игру можно использовать как подвижную разминку после рисования или чтения.

        Взрослый и ребенок (или несколько детей) стоят напротив друг друга. Ведущий показывает какое-либо движение (стучит кулаком о кулак, пальцем о палец, хлопает, крутит кистями рук и т.д.),  остальные быстро его повторяют.

        Усложнение игры: игроки договариваются, что при одном из этих движений все, кроме ведущего, прячут руки за спину.

«Хлопни».

        Игра проводится за письменным столом. Ребенку показываются разные предметы со стола. Он должен хлопнуть тогда, когда покажут те предметы, которыми можно писать (ручка, фломастер, карандаш).

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический, то есть речевой, слух – это умение различать фонемы, звуки речи. Хороший фонематический слух является важным условием обучения чтению и письму. Его развитие начинается с различения неречевых звучаний, с тренировки умения выделять  отдельные звуки из звукового потока.

«Молчанка».

Скажите ребенку таинственным голосом: «А ты знаешь, что вокруг нас живут звуки? Они бывают громкие и тихие, веселые и грустные. Обычно мы обращаем внимание только на громкие звуки, а тихие не замечаем. Давай попробуем услышать разные звуки!»

Предложите ребенку закрыть глаза (удобнее играть, если ребенок сядет за стол, положит руки на стол, а голову опустит на руки). Скажите: «Я замечу время по часам, а ты слушай и запоминай, что услышишь. Открывай глаза, только когда скажу "можно"». Ребенок слушает в течение 30-60 секунд, а потом говорит, что он услышал. Сначала он может не заметить некоторые звуки (тикание часов, голоса птиц за окном, шум лифта на лестничной площадке). Обратите его внимание на это и предложите послушать еще раз. Можно вместе подумать, какие звуки показались малышу веселыми, какие – грустными. Например, шум лифта – это какой звук? Наверное, веселый – папа едет с работы домой, а дома его ждут доченька с мамой.

В эту игру можно поиграть в разных ситуациях – на прогулке, у бабушки в гостях, в очереди в поликлинике, в транспорте. Полезно после игры поговорить с ребенком о том, как различаются  звуки, например, дома и на улице, и почему так получается.

Игра хороша еще и тем, что можно применить ее для того, чтобы успокоить возбужденного или расшалившегося ребенка (например, в поликлинике).

«Угадай, что я делаю».

Когда ребенок уже поиграл в «Молчанку» и научился слушать звуки, предложите ему поиграть в «Угадай, что я делаю». Малыш закрывает глаза (как при игре в «Молчанку»), а взрослый производит какие-либо действия: хлопает дверцей шкафа, роняет на пол ложечку, двигает стулом, щелкает выключателем плиты и т.д. После каждого действия ребенок поднимает голову и говорит, что делал взрослый. Будьте ведущим по очереди: и играть веселее, и фантазия развивается!

Вариант игры – за письменным столом. Лист бумаги звучит совершенно по-разному, когда его мнут и когда рвут. Граненый карандаш – когда его катают по столу или стучат его кончиком. Ножницы – тоже: просто щелкают или режут бумагу. А шорох перелистываемых страниц книги, шуршание фломастера по бумаге, щелкание степлера, хлопки линейки по столу! Какое разнообразие!

«Поющая посуда».

Рассмотрите с ребенком посуду из разных материалов: например, стакан стеклянный  и пластмассовый. Расскажите, из чего они сделаны, чем различаются. Объясните, что у каждого предмета есть свой «голосок».  Постучите кончиком карандаша по одному из них, послушайте звук, затем по второму. Как по-разному получилось! У стеклянного стакана голос звонкий, а у пластмассового – глухой. А теперь пусть ребенок попробует на слух угадать, какой стакан прозвучит. Получилось? – отлично! Добавьте к ним хрустальный стакан. Снова различил? Ну, тогда еще один – металлический, а если такого не оказалось – не беда, подойдет и металлическая баночка для продуктов. А может быть, у Вас найдется деревянная кружка? Керамическая вазочка? Фарфоровая чашка?

Только не увлекайтесь! Малышам достаточно различать на слух звучание 3-4 предметов, а детям постарше, 6-7 лет – 5-6 предметов.

«Горошины».

Если Ваш ребенок уже умеет считать до 5, предложите ему посчитать на слух. Возьмите любую непрозрачную емкость (керамический горшочек, кастрюлю, пластиковый флакон из-под шампуня). Бросайте по одной горошине или фасолине и вместе с ребенком считайте их. Сколько горошин в горшочке? А теперь? Затем бросайте горошины и предложите ребенку сосчитать их самостоятельно. Когда Вы убедитесь, что ребенок правильно их считает, переходите к счету на слух. Ребенок должен сосчитать, сколько горошин оказалось в горшочке, ориентируясь уже только на звук ударов горошин о дно горшочка. А теперь откройте (развяжите) глаза и проверьте результат.

Вариант игры. Понадобятся три одинаковые непрозрачные емкости. Удобнее всего здесь применить баночки для сыпучих продуктов. В первую вы вместе с ребенком опустите одну горошину (фасолину), во вторую – несколько штук, в последнюю – целую горсть. Возьмите баночку с одной горошиной, потрясите ее и послушайте, как она звучит. Затем проделайте это с каждой баночкой. А после поменяйте баночки местами и предложите ребенку угадать на слух, в какой из них сколько горошин.

Еще вариант этой игры. Возьмите две одинаковые непрозрачные баночки. В одну вложите несколько крупинок риса, в другую – горошины. Потрясите баночку с рисом. Звук получился тихий. Баночка с горошинами звучит громче! Малыш легко угадает на слух, какая из них звучала. Усложните игру: добавьте третью баночку с манкой. Еще усложнение – баночка с гайками, позаимствованными у папы, и следующая - … с одной карамелькой! Как Вы думаете, кому в конце игры достанется приз – карамелька?

«Где звук?»

        Для игры понадобится любой звучащий предмет: колокольчик, погремушка младшего братишки, игрушка-пищалка. Ребенок с завязанными глазами стоит посередине комнаты, а взрослый звенит колокольчиком в разных направлениях от его головы. Нужно угадать, откуда раздается звук: справа, слева, спереди, сзади, сверху, снизу? Заодно и названия направлений закрепите!

«Три медведя».

        Вспомните сказку «Три медведя». У медведей разные шаги: у папы-медведя громкие (громко хлопайте по столу), у мамы-медведицы – потише (хлопки потише), у Мишутки – самые тихие (легкие хлопки). Сначала пусть малыш угадывает по хлопкам, кто пришел, с открытыми глазами, а когда у него будет получаться – с закрытыми.

«Прятки с погремушкой».

        Ребенок выходит из комнаты, взрослый прячет игрушку. Ребенок должен отыскать ее, ориентируясь на звук погремушки: чем ближе он подходит к спрятанной игрушке, тем громче гремит погремушка. И, наоборот – при удалении водящего от спрятанной игрушки звук погремушки затихает.

«Едет поезд».

        Предложите поиграть в поезда. Самый медленный поезд – товарный (имитируем стук колес поезда в медленном ритме хлопками по столу: та-та, та-та, та-та…), быстрее едет пассажирский (ритм ускоряется), а самый быстрый – скорый поезд (ритм хлопков быстрый). Пусть сначала ребенок угадывает, какой поезд проехал, с открытыми глазами, а затем с закрытыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры дома

Не секрет, что большую часть своего времени дома Вы, уважаемые родители, провдите на кухне. Так вот: Не сажайте своего малыша перед телевизором, а возьмите его с собой и поиграйте вот так:...

Логопедические игры дома

Не секрет, что большую часть своего времени дома Вы, уважаемые родители, провдите на кухне. Так вот: Не сажайте своего малыша перед телевизором, а возьмите его с собой и поиграйте вот так:...

Логопедические игры дома

Игры для мам " Чем занять ребенка дома"...

Логопедические игры дома – форма взаимодействия с родителями.

В сатье раскрываются особенности методического сопровождения педагогом семейных игр дома...

"Логопедические игры дома"

Рекоммендации для родителей...

Информация для родителей "Логопедические игры дома"

Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы п...

Логопедические игры дома

Часто у родителей возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите н...