Проект "Чтобы лучше говорить - нужно с пальцами дружить!"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Логач Рита Абдрашитовна

Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, строю свою работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt2.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чтобы лучше говорить – нужно с пальцами дружить!»

Продолжительность проекта: 1 год 

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

Автор проекта: Логач Рита Абдрашитовна – учитель – логопед  МДОУ «Детский сад комбинированного вида  №2 «Машенька» г.Ершова Саратовской области.

Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2016 - май 2017)

Участники проекта: дети, учитель - логопед, педагоги, родители.

Возраст детей: 6 лет.

Актуальность проекта:

   Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, строю свою работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым.

   Ни для кого не является секретом, что с каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество детей имеющих проблемы в речевом развитии. Эти отклонения обусловлены рядом объективных причин социального и медицинского характера.  В  группы приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. Диагностические исследования показывают, что у таких детей значительно отстает от нормы  и развитие мелкой моторики. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

   Учеными доказано, что уровень развития речи и мышления ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры

головного мозга, отвечающие за речь и тонкую моторику пальцев расположены очень близко.  

   Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
  Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развить речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции  слогов.  Благодаря  развитию  пальцев  в  мозгу  формируется проекция  «схемы  человеческого  тела»,  а  речевые  реакции  находятся  в прямой зависимости от тренированности пальцев.

   Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать.

   Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

- помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

- подсказывает, какие материалы можно использовать;

- планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

- определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

- координировать весь процесс творческой деятельности;

- помогать детям в поиске источников информации;

- самому быть источником информации;

- поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Работая в этом направлении, мною совместно с воспитателями, детьми и при участии родителей создан и реализован творческий проект «Чтобы лучше говорить – нужно с пальцами дружить!»

Цель проекта: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей. Разработать систему работы направленную на развитие мелкой моторики. 

Задачи проекта:

Для детей

1. Способствовать развитию речи как средства общения.

2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

3. Обучение детей сенсомоторным играм.

4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.

5.Подготовить руку ребенка к письму.

Для педагогов

1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.

2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей.

3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.

4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 6 лет.

5. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для родителей

1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей шестого года жизни.

2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей старшей логопедической группы.

Объект исследования: процесс развития речи детей старшего возраста.

Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.

Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей подготовительной группы.

Основные принципы реализации проекта:

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.

Принцип гуманистичности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.

Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разного уровня развития и возрастных особенностей.

Направления работы:

  • Работа с детьми
  • Тематические занятия
  • Пальчиковые игры
  • Массаж пальчиков
  • Игры с предметами (Игры с крупой, семенами, бусинами и т.д.).
  • Пальчиковый театр
  • Работа в тетрадях (клетка)
  • Раскраски, трафареты.
  • Самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.)
  • Игры-соревнования
  • Организация выставок
  • Работа с родителями
  • Консультации (см. приложение 1)
  • Папки-передвижки
  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации и беседы
  • Привлечение к изготовлению пособий, тренажёров и настольных игр.

    Основные направления работы с детьми на занятиях:
  • Дыхательные упражнения (оптимизируют газообмен и кровообращение, улучшают самочувствие, способствует концентрации внимания).
  • Тематическая беседа.
  • Артикуляционная гимнастика (работа над произношением определённых звуков).
  • Упражнения на координацию речи с движением.
  • Пальчиковая гимнастика (разучивание 1 новой гимнастики на каждом занятии).
  • Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • Работа с различными семенами (сортировка, перекладывание, выкладывание узоров)
  • Работа с пластилином, солёным тестом.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап (сбор информации по теме).

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики создание «Банка идей».

2. Обоснование путей реализации проекта.

3. Диагностика.

II. Основной (практический) .

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе календарно - тематического планирования с подбором материала:

– комплексов пальчиковой гимнастики,

– пальчиковой азбуки,

– игр и упражнений с различными предметами,

– упражнений на развитие графо-моторных навыков,

– упражнения с элементами массажа,

– упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в уголке «Ловкие пальчики» в свободной деятельности:

– тематические занятия,

– игры с предметами (игры с крупой, семенами, бусинами и т.д.),

– разного вида шнуровки,

– пальчиковый театр,

– пальчиковая азбука,

– пальчиковые игры,

– развитие графо-моторных навыков,

– работа в тетрадях (клетка),

– раскраски, трафареты,

– самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.),

– игры-соревнования,

– организация выставок.

3. Работа с педагогами

– Семинары-практикумы: «Пальцы помогают говорить», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

4. Работа с родителями:

– Консультации: «Развитие мелкой моторики рук», «Обучение письму детей дошкольного возраста», «Направления развития ручной умелости у детей дошкольного возраста», «Готовим руку к письму», «Что нужно знать о навыках письма», «Леворукость у детей», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи», «Приемы формирования мелкой моторики», «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

– Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»

–Мастер-класс «Поиграйте с ребенком дома»

– Папки-передвижки

– Родительские собрания

– Индивидуальные консультации и беседы

– Конкурс на лучшую игру

– Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

– Привлечение к изготовлению пособий, тренажёров и настольных игр.

Тематические занятия по проекту проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность – 20 - 25 минут.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

• Дыхательные упражнения.

• Тематическая беседа.

• Артикуляционная гимнастика.

• Упражнения на координацию речи с движением.

• Пальчиковая гимнастика (разучивание 1 новой гимнастики на каждом занятии).

• Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

• Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

• Работа с различными семенами (сортировка, перекладывание, выкладывание узоров)

• Работа с пластилином, пластикой, солёным тестом.

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов и анализ:

– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевым нарушением.

– Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Постановка задач на будущее.

IV. Подведение итогов

• Презентация проекта.

• Выставка игр и пособий.

• Уголок «Ловкие пальчики».

• Конкурс семейного творчества «Лучшая дидактическая игра по развитию мелкой моторики».

В результате работы над проектом:

• разработан перспективный план по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования.

• создан уголок «Ловкие пальчики».

• родителями изготовлены дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

• разработан консультационный материал для родителей.

• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений в подготовке детей к успешному обучению в школе.

 План-график проекта

Подготовительный этап (сбор информации по теме)

Содержание работы

Срок

Ответственный

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики создание «Банка идей».

2. Обоснование путей реализации проекта.

3. Диагностика.

сентябрь

Воспитатель
Логопед

Основной (практический)

Содержание работы

Срок

Ответственный

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на старшую речевую группу на основе тематического планирования с подбором материала:

– комплексов пальчиковой гимнастики,
– игр и упражнений с различными предметами,
– упражнений на развитие графо-моторных навыков,
– упражнения с элементами массажа.
– упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в уголке «Ловкие пальчики» в свободной деятельности:
– игры с предметами,
– разного вида шнуровки,
– пальчиковый театр,
– картотека игр для пальчиков,
– материал на развитие графо-моторных навыков.

3. Работа с родителями:

Консультаций
– «Направления развития ручной умелости у детей дошкольного возраста»,
– «Готовим руку к письму»,
– «Что нужно знать о навыках письма»,
– «Леворукость у детей»,
– «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»,
– «Приемы формирования мелкой моторики»

Семинар-практикум
«Пальцы помогают говорить»
Мастер-класс 
«Поиграйте с ребенком дома»
Конкурс на лучшую игру 
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

Сентябрь

По ходу реализации проекта

Октябрь

Январь

Февраль

Воспитатель
Логопед

Дети

Воспитатель
Логопед
Воспитатель

Родители

Заключительный этап

Содержание работы

срок

ответственный

1. Подведение итогов и анализ:

– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевым нарушением.
– Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Постановка задач на будущее.

Май

Воспитатель
Логопед
Родители

Ожидаемые результаты

- У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).

- Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.

- Значительно повысились внимание и память детей.

- Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.

- Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.

Список литературы.

Алябьева «»Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2002.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"

Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики  пальцев рук....

Семинар-практикум для воспитателей "Чтоб красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"

Семинар знакомит воспитателей с приёмами и упражнениями,   направленными на развитие мелкой моторики детей в условиях массовых и коррекционных групп ДОУ. В конце семинара воспитатели совмест...

Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику.

Известно, что кисть руки по наличию акупунктурных зон не уступает уху и стопе, поэтому развивая мелкую моторику пальцев рук, мы тем самым развиваем интеллект и речь ребёнка....

Чтобы лучше говорить – нужно с пальцами дружить!

пальчиковые игры для родителей и детей!...

Проект "Что-бы лучше говорить нужно с пальцами дружить"

«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия д...