Роль воспитателя в работе с детьми с ОНР.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosultatsiya.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в работе с детьми с ОНР
Консультация
Торбина Елена Германовна
воспитатель высшей категории МАДОУ детский сад №16 «Ромашка» г.Балаково, Саратовской обл.
Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя - логопеда и воспитателя.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя- логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учителем - логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).
Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.
Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи. Ведущая роль учителя- логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что учитель- логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания с возрастной нормой принципы, методы и приёмы навыков у детей с речевой патологией.
В начале учебного года учитель - логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей обращает их внимание на особенности поведения, характер детей , объясняя воспитателям цели и задачи программы обучения . Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией. Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определённый период обучения.
Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений в то время как логопед проводит работу с речевым материалом требующим специального отбора.
Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях .
Функциями воспитателя логопедической группы таким образом, являются:
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- Закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.
- Обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.
- Включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.
- Формирование связной речи.
- Заучивание стихотворений, потешек, текстов.
- Знакомство с художественной литературой.
- Работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.
- Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
- Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.
Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т.д.). И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число («Одна, две, три. Всего три елочки»).
Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы.
В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков).
Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе):
- употребление наречий мало, много в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг);
- сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек);
- сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять-десять бабочек, белочек).
Частота употребления числительных с существительными в творительном падеже у детей дошкольного возраста достаточно низка, поэтому специально заниматься формированием этой трудной речевой модели в дошкольном возрасте не имеет смысла.
Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия(30 мин после полдника) по заданию учителя - логопеда. На вечерние занятия учитель - логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал. Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук ( мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
Подводя итог своей консультации хочу напомнить, что основными направлениями коррекционной работы воспитателя является:
- Артикуляционная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;
- Непрерывно – образовательная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ;
- Коррекционная работа во время режимных моментов.
Список используемой литературы
Лагутина А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2006, №11, с. 76-80 Миронова С.А. Речь взрослого как средство развития детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1986. № 4. |
Потапова Т.В. Система занятий в группе детей с общим недоразвитием речи на этапе индивидуального обследования речи // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. — Л., 1985.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 4, 6, 7
Чудикова Л.М. Работа по развитию речи в подготовительной группе специального детского сада // Дефектология. 1977. № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в проведении работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста
Введение. I. Теоретическая основа. 1.1 Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка. 1.2 Особенности развития движений детей 3-го года жизни. 1.3 Формы организации по физическому воспитани...
«Роль личности воспитателя в работе с детьми»
Данная статья дает читателю возможность ознакомиться с моим мнением о том, насколько важана роль личности воспитателя в процессе обуения и работы с детьми....
Сопровождение воспитателем работы с детьми по формированию у них правовой компетентности
1. Актуальность2. Общие задачи по формированию правовой компетентности дошкольника3. Условия для осуществления правового воспитания4. Формы работы с детьми5. Самостоятельная деятельность детей6. Совме...
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»...
Консультация для воспитателей «Работа с детьми раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Работа с детьми раннего возраста»Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с...
Цикл консультаций для воспитателей «Работа с детьми с задержкой психического развития»
Цикл консультаций учителя-дефектолога для воспитателей...
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»
Острая восприимчивость и наблюдательность малышей. Их стремление быть похожими на взрослых обязывает и педагога, и няню быть достойными подражания....