Фонематические процессы
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Презентация по проекту "Фонематические процессы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фонематические процессы | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Постановка проблемы Речь является средством общения и формой человеческого мышления. Факторы влияющие на развитие речи: - зрелость коры головного мозга ; - достаточно развиты органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание ; - особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Основные компоненты звуковой (произносительной ) культуры речи Интонация (ритмико-мелодическая сторона) - мелодика речи - ритм речи - темп - тембр - логическое ударение Система фонем (звуки речи) В образовании звуков участвуют три отдела речевого аппарата: - энергетический (дыхательный) - генераторный ( голосообразующий ) - резонаторный (звукообразующий)
Для формирования компонентов р ечи необходимо развивать: Речевой слух Силу и высоту голоса Речевое дыхание – его длительность и интенсивность, направление воздушной струи Фонематический слух Подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата Успешное овладение ребёнком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов
Актуальность проекта 1. Решение проблем коррекции речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. 2. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе. 3. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. 4. Область применения проектного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
проект Проект предназначен для детей 5-6 лет. Вид проекта : познавательно-исследовательский, практико-ориентированный , краткосрочный, индивидуально-коллективный . Срок реализации : октябрь Участники проекта : дети с речевыми нарушениями учитель-логопед родители воспитатели.
Цель: развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов, как основа овладения фонетико - фонематической системой языка Задачи для детей: - Развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие. - Развивать речевую моторику детей. - Активизировать высшие психические процессы (внимание, память, воображение, мышление). - Формировать умение дифференцировать речевые и неречевые звуки. - Формировать умение дифференцировать речевые звуки (гласный/согласный, согласные по твёрдости/мягкости, звонкости/глухости). - Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания . - Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
задачи Для родителей: - Привлекать родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей. - Познакомить родителей с игровыми приёмами и с использованием игр по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов в домашних условиях. - Стимулировать совместную продуктивну деятельность детей и родителей. Для педагогов: - Обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию фонематического восприятия, внимания, памяти и мышления.
Ожидаемый результат Выработка устойчивой мотивации у ребёнка к исправлению речевого дефекта Готовность ребёнка к аналитической деятельности Положительная динамика речевого развития Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в процессе коррекции звукопроизношения Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам речевого развития старших дошкольников
Содержание работы 1. Подготовительный этап. -диагностика актуального уровня речевого развития детей зачисленных на логопункт; -составление плана; - подбор дидактического и практического материала для ручного и слухового праксиса, использование ИКТ.
Содержание работы 2. Основной этап : Развитие фонематического слуха (узнавание и различение неречевых звуков, понятие речевые и неречевые звуки); Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека; Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; Формирование речевого дыхания, выработка направленной воздушной струи; Развитие мелкой моторики; Отработка опорных звуков – сходных с нарушенными звуками (по месту или способу образования), но произносимых ребёнком правильно. Консультация для педагогов и родителей « Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия»; Консультация - практикум для родителей «Обучение упражнениям артикуляционной гимнастики и использование игровых приёмов при выполнении артикуляторных упражнений»
Содержание работы 3. Заключительный этап. - создание совместно с детьми схемы/алгоритма характеристики речевых звуков; - обучение детьми родителей использования схемы-рассуждения при совместных занятиях дома; - эффективное применение схемы в анализе слов разной звуконаполняемости.
Практический результат проекта Пополнение логопедического кабинета пособиями, созданные родителями с детьми, для развития слухового внимания и слухового восприятия и их практическое использование. Практическое применение специальных пособий для формирования речевого дыхания на коррекционных занятиях и дома (результат детско-родительского творчества). Создание звуковой схемы и практическое применение при звуковом анализе. Памятка для родителей «Как образуется звук». Памятка для родителей «Мир звуков». Практическое использование воспитателями в НОД пальчиковых игр и игр по развитию фонематического восприятия, внимания, памяти.
Практический результат Практическое применение специальных пособий для формирования речевого дыхания на коррекционных занятиях и дома (результат детско-родительского творчества).
литература Веракса Н.У., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.М ., 2010 Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012 Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребёнка говорить: здоровье сберегающие технологии. М.: ТЦ Сфера, 2009 Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989 Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., Сфера,2005 Электронные ресурсы: http :/ www . uchenaykroha . ru http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...
Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...
Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.
Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...
Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.
Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития...
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа
Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....
Формирование фонетико-фонематических процессов у детей с ТНР в процессе пальчиковых игр.
У дошкольников спонтанно не формируется та ориентировка в звучащей речи, которая могла бы стать предпосылкой успешного овладения грамотой. Нужно специальное обучение, направленное на всестороннее разв...