Дидактический синквейн в развитии речи с ОНР детей 5 – 6 лет.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Создание необычного стихотворения, синквейна – один из методов, позволяющий быстро получить результат. Слово «синквейн» с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление – форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Правила составления синквейна.
1. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4. Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5. Пятая строка – слова, связанные с первыми, отражающие суть темы (ассоциативный ряд).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_sinkveyn_v_razvitii_rechi_s_onr_detey_5.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический синквейн в развитии речи с ОНР детей 5 – 6 лет.
Создание необычного стихотворения, синквейна – один из методов, позволяющий быстро получить результат. Слово «синквейн» с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление – форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Педагогическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:
- расширение и активизация словаря;
- формирование структуры значения слов;
- развитие словообразования;
- уточнение грамматического значения слова.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой предмет» и «неживой предмет», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
В работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина).
Коррекционное воздействие можно построить по плану:
- предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее – предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;
- педагог добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);
- дети называют то, что изображено на картинках («чайник кипит», «девочка прыгает»);
- педагог называет несколько признаков к одному предмету (овальный, злёный, твердый, хрустящий), дети называют предмет (это огурец);
- дети подбирают слова, подходящие к графическим изображениям (костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий).
После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое значение слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Знакомят со словами, обозначающими предмет и его действие, которые соединяются в простое нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
Завершается работа формированием умений строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначального вида простого двусоставного нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.
Правила составления синквейна.
- Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
- Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
- Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
- Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
- Пятая строка – слова, связанные с первыми, отражающие суть темы (ассоциативный ряд).
Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквйн на листе бумаги, не умеющие – в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Примеры составления синквейна
Детям показывают предмет (картинку) и по следующему плану дети отвечают на вопросы логопеда.
- Кукла. (Что это?)
- Красивая, новая. (Какая?)
- Стоит, сидит, плачет. (Что делает?)
- Я люблю свою куклу. (Предложение)
- Это игрушка. (Обобщение / ассоциация)
- Самолет.
- Быстрый, большой.
- Летит, приземляется, взлетает.
- Я летала на самолете.
- Транспорт.
Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть анализом, обобщением;
- понятиями: «слово - предмет», «живой – неживой», «слово – действие», «слово – признак»;
- уметь подобрать синонимы;
- научить правильно понимать и задавать вопросы;
- согласовывать слова в предложении ;
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Синквейн можно использовать для составления связного рассказа, например.
- Заяц.
- Белый, пушистый, шустрый, быстрый.
- Прячется, боится, убегает.
- Я жалею зайца.
- Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
При умелом применении в образовательной деятельности синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический синквейн в развити речи старших дошкольников
Дидактический синквейн в развити речи старших дошкольников....
Дидактический синквейн в развитии речи детей 5-6 лет
Одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками — работа над развитием лексико-грамматического строя речи. Формирование лексики ребенка тесно связано с процессами словообразова­...
Дидактическая игра по развитию речи "Подбери признак". Дети 5-7 лет.
В помощь воспитателю на занятии по развитию речи....
"Дидактический синквейн в развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР"
Работа над созданием нерифмованного стихотворения (синквейна) является одним из эффективных методов развития речи ребенка.ИННОВАЦИОННОСТЬ данной технологии состоит в том, что создаются условия для раз...
Дидактический синквейн в развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР
На своих занятиях я использую разные методики и технологии, которые, безусловно, повышают эффективность образовательного процесса. Но… всегда что-то меня не устраивает, и я снова и снова ищу но...
Презентация «Дидактический Синквейн - технология развития речи дошкольников»
Что такое синквейн? -В переводе с французского слово «синквейн» означает «cing»-пять -Это сти...
Дидактический синквейн в развитии речи детей 5-7 лет
Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Синквейн – это один из приемов активизац...