Проект «Играем в рифмы»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Антонина Сергеевна Орлова

Проект "Играем в рифму" способствует развитию словесного творчества у детей с речевыми нарушениями на основе стихотворной рифмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igraem_v_rifmy.docx229 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Дошкольный возраст - период  интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка - словесное творчество.

Далеко не все дети овладевают умениями создавать собственные сочинения. Трудности объясняются следующими причинами:

1.Недостаточной  сформированностью  психических процессов: мышления, восприятия, воображения.

2.Малым жизненным опытом.

3.Неразвитой языковой способностью.

Очень важно воспитывать у детей духовную потребность к стихам.

Прежде, чем учить ребёнка рассказывать стихи, надо научить детей слушать, видеть и наблюдать красоту мира.

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи.  На стихи сочиняли песни.В основе рифмы лежит совпадение. В русской поэзии и вообще, в русском языке рифма берёт начало из народного творчества -присказок.Это приобщает детей к своей национальной культуре, дает положительные результаты при работе с дошкольниками.

Вид, тип проекта: Информационно-ориентированный, творческий, краткосрочный.

Срок реализации: 3 недели.

Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, учитель-логопед.

Возраст детей: 6-7 лет

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Цель проекта: Способствовать развитию словесного творчества у детей на основе стихотворной рифмы.

Задачи проекта:

Образовательные: развитие связной речи детей; знакомство с рифмой.

Развивающие: развитие познавательной активности; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие общего звучания речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность);развитие интереса к родному языку; развитие различных видов одарённости детей.

Воспитательные: воспитание любви к чтению; воспитание коммуникативности дошкольников, умения работать в группах.

Планируемый результат: дети подготовительной группы создадут мини-альбомы собственных стихотворных рифм, сочинят стихи для родителей.

Предполагаемый продукт проекта: создать мини-альбомы собственных рифм. В мини-альбомах  поместить рисунки стихов, которые  сочинили сами или группой.

Реализация проекта

Реализация проекта включает в себя несколько этапов

1этап. Подготовительный.

1. Сообщение темы занятия:

-Сегодня мы с вами будем исследователями и поэтами.

2. Задачи:

- Вам нужно:

вспомнить определение «рифмы»;

исследовать, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках, стихотворениях;

подумать, для чего их придумывали;  

сочинить самим рифму, соблюсти ритм;

составить мини-альбом собственных рифм данных слов.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

  1. Формирование групп дошкольников по интересам.
  2. Обсуждение названия проекта.
  3. Планирование.
  4. Распределение заданий.

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

  1. Заучивание определения «рифмы».
  2. Знакомство со стихотворениями, скороговорками. Нахождение рифм в этих стихотворениях, скороговорках. Игры с рифмой.(См. Приложение 1)
  3. Сочинение стихотворений на заданные рифмы, продолжение начала стихотворений.(См. Приложение 2)
  4. Составление мини-альбома собственных рифм.
  5. Оформление  работ.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Защита работ. Дети выставляют свои мини-альбомы  для ознакомления родителям.

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата (сочинить стихотворение для родителей).

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности

Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать стишки, пересказывать их, дополнять, придумывать свои, тем самым развивается словесное творчество детей под руководством воспитателей.

Заключение

Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием слушали стихотворения, но и принимали участие в них представлении.

Некоторым детям трудно давалась воспроизведение прослушанных стихотворений отбору рифм к различным словам, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате этой работы в повседневных занятиях у детей нормализуется психо-эмоциональное состояние, улучшается познавательно речевое развитие: связная речь, лексико-грамматический строй речи, выразительность; формируются чувства сопереживания, сотрудничества, уверенности в своих силах, положительные черты характера.

Литература:

1.  М.М.Алексеева, Б.И.Яшина «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников» (М.Академия, 2000);

2. М.Андрепасова «Народная игра, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению» (Дошкольное воспитание 2007г, №3);

3. Г.А.Туманова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом./Сохина Ф,А, (М. Просвещение, 1991);

4. Учимся сочинять стихи и загадки/В. Д. Прокопьева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011;

5. Г.Швайко «Игры, игровые упражнения для развития речи» (М. Просвещение, 1988).

Приложение 1

  1. Послушайте  стихотворений. (Показать детям, что стихи могут быть смешными и забавными) https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f49fc1d91cb7225a026328c5b9026d4c&n=33&h=215&w=169

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=6bcc73fbec3a60c8af3195fdd280744b&n=33&h=215&w=215

Шла курочка                    

Видит - дудочка.

Заиграла дудочка,

Заплясала курочка.

 

Испеку ватрушку,https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=197c95374aee3c00c35a6bb10608097f&n=33&h=215&w=275

Угощу подружку.

Положу в ладошку-https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=99fe2b49d884d5c452705b345e44404d&n=33&h=215&w=324

Кушай понарошку.

 

Меньше, чем спичка,

По полю леталаhttps://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e5ecf4a0d183a689fdcd4db9cbb95e7d&n=33&h=215&w=248

Комариков глотала.

Птичка невеличка.

Дождик вылился из тучки,

Умывай лицо и ручки.

Дождик теплый и грибной,

Ну попрыгайте со мной!https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=caf23a316d54d0a92ee46949ff267026&n=33&h=215&w=301

      Здесь хорошее местечко

      Протекает тихо речка,

      На дне камушки блестят

      Стайку рыбок веселят.

  1. Послушайте стихотворение. Какие слова в нём рифмуются?

Маша по лесу бродила -http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSweYecsKoUbboCT5yW3kuZwUYE-IuA5DZzFQlzKBCFD_16rRLEhttp://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRUVW2B6_kQ44hza7KQtyq5WXZRPkT7Cwz3lMWE-8x5Se9bQvw1sw

Повстречала Крокодила. 

Крокодил был очень добрый -

Познакомил Машу с Коброй. 

Кобра Машу увидала:

  • Где ж ты, внучка, пропадала?

На конюшне у Савраски.

Он рассказывал мне сказки...

  1. Найдите в  скороговорках рифмующие слова.
  • Тучки-овечки пьют воду из речки (овечки-речки)
  • Течет речка, печет печка (речка-печка)
  1. Игра «Угадай-ка» (Поднимите фишку, если слова рифмуются).
  2. Рифма, ещё встречается в загадках, считалках, дразнилках. Назовите рифмующиеся слова, подберите картинки.

в загадках

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

в считалках:

Тады – рады - тынка-

Где же наша свинка?

Тады – рады - толки

Съели свинку … (волки).

Тады – рады - тынкой

Ты бы их дубинкой.

Тады – рады - тутки

С волком плохи … (шутки).

Тады – рады - тышка,

Выходи, трусишка!

в дразнилках:

Жадина - говядина,

Турецкий барабан!

Кто с тобой подружится -

Тот рыжий таракан.

  1. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.

Чтоб  у вас не мёрзли 手套大集合(一) - jinxianrulai - 富贵牡丹金仙如来阁

Пальчики, внучатки,

Бабушка связала

Тёплые

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTv2TX5hj_SbmPZa7CnzKuR2EWGLtKsu_xq1eWhhCU5_YHrjbXN

Присела бабка

На завалинке.

А на ногах у бабки -

  1. Попытайтесь продолжить начало предложения.

Таракан попал в капканhttp://grossoxota.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B0%D0%BD-%D0%BC%D0%B8%D0%BD1.jpg

Бегемот упал в Фото к рецепту: Узвар (компот из сухофруктов)

Потому чтоhttp://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSvUVsEI-jAf7_t7ombk0zja3Bgrs22nenv5pKzzAHg3dwdp3DBmwпальцем в небо. Угодил!

  1. Игра «Что лишнее?»

Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими (например: пень, лень, день, лес)

  1. Игра «Поймай рифму»

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает  мяч, и называете слово, а ребёнок, у которого мяч должен вернуть мячик и ответить рифмой: часы-весы, кошка – ложка.

  1. Игра « Добрый слон». (Подбери картинки к стихотворению)

Мы в рифмы играли –  слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

( Игра может продолжаться до бесконечности, пока детям не надоест.)

  1. Рифмы-миниатюры(Добавьте слово).

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала-…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

  1. Игра «Рифмушки» (Закончи маленькие стихотворения, подобрав в рифму нужное слово. Выучи их и расскажи, не путая звуки [р] и [л]).

Слова записаны на доске: рука, рама, плов, пил, ручей.

   Дедушку зовут Лука,

У него болит ...

Рисовал художник ламу

И картину вставил в ...

Приготовил повар Пров

Вкусный и душистый ...

Друг позвал меня на пир,

Ел я торт и чай я ...

В блеске солнечных лучей

По земле бежит ...

13. Игра «звуки поменялись местами»

Например, (рак-лак)

Настя красит рак, в речке плывёт лак.

Приложение 2

  1. Закончи стихотворение («Кто-то начал, ты закончи»)

Очень многие считают,

Что коровы не летают.

………………………….

…………………………

                                      Здесь хорошее местечко

                                      Будем мы купаться в речке,

                                      ……………………………….

                                      ……………………………….

Мальчик стричься не желает,

Мальчик с кресла уползает.

……………………………..

……………………………..

  1. Придумай двустишие, по двум картинкам.

C:\Users\User\Desktop\Проект\пог.jpgC:\Users\User\Desktop\Проект\игрушка.jpg

  1. Придумай двустишие, используя 2 слова.

точный – срочный

                          рыбаки - судаки

ложка - кошка

                          речка - овечка

умылся - нарядился

                          книжка - малышка

  1. Придумай стихотворение по трём картинкам.

Белочка-стрелочка-тарелочка

белострелтар

  1. Придумай стихотворение по четырём картинкам.

Кочка – почка - бочка - точка

кочпочкабочка

  1. Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова» Воспитатель называет ребёнку по 2 слова, а ребёнок должен придумать с ними стихотворение.

(мороз – нос,  настала – стало)  

«Наконец зима настала,

Холоднее стало.

Щиплет Дедушка Мороз,

Красный стал у Васи нос».   

  1. Придумай, стихотворение, используя все 4 слова (Слова записаны на доске).
  • Белочка, девочка, бабочка, рамочка…
  • Птичка, синичка, лисичка, невеличка…
  • Книжка, стрижка, Мишка, Гришка…
  • Точный, срочный, обычный, сочный…
  • Погремушка, игрушка, подушка, девчушка…
  1. Придумай загадку используя рифму.
  2. Придумай собственное стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Проект "Играя - общаюсь, играя - развиваюсь"

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми...

проект Играем с детьми в полезные игры

Практико ориентированный проект по ознакомлению родителей с палочками Кюизенера....

Проект " Игры разные нужны, игры всякие важны"

    Физмческое воспитание-это то,что обеспечивает здоровье и доставляет радость.  Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть в содержательные развивающие ...

Проект игры "Люблю играть в библиотеку"

В подготовительной группе  дети с ОНР не умели свободно общатся друг с другом, задавать вопросы, отвечать на них. Я  постоянно   читаю детям художественную литературу, знакомлю с писате...

Проект «Играем – татарский язык закрепляем» (на основе сюжетно ролевой игры «Магазин»).

Проект  «Играем – татарский язык закрепляем» (на основе сюжетно ролевой игры «Магазин»)....

Проект " Играй как я, играй со мной, играй лучше меня"

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте ...