Проект «Играем в рифмы»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Проект "Играем в рифму" способствует развитию словесного творчества у детей с речевыми нарушениями на основе стихотворной рифмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igraem_v_rifmy.docx | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка - словесное творчество.
Далеко не все дети овладевают умениями создавать собственные сочинения. Трудности объясняются следующими причинами:
1.Недостаточной сформированностью психических процессов: мышления, восприятия, воображения.
2.Малым жизненным опытом.
3.Неразвитой языковой способностью.
Очень важно воспитывать у детей духовную потребность к стихам.
Прежде, чем учить ребёнка рассказывать стихи, надо научить детей слушать, видеть и наблюдать красоту мира.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни.В основе рифмы лежит совпадение. В русской поэзии и вообще, в русском языке рифма берёт начало из народного творчества -присказок.Это приобщает детей к своей национальной культуре, дает положительные результаты при работе с дошкольниками.
Вид, тип проекта: Информационно-ориентированный, творческий, краткосрочный.
Срок реализации: 3 недели.
Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, учитель-логопед.
Возраст детей: 6-7 лет
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Цель проекта: Способствовать развитию словесного творчества у детей на основе стихотворной рифмы.
Задачи проекта:
Образовательные: развитие связной речи детей; знакомство с рифмой.
Развивающие: развитие познавательной активности; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие общего звучания речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность);развитие интереса к родному языку; развитие различных видов одарённости детей.
Воспитательные: воспитание любви к чтению; воспитание коммуникативности дошкольников, умения работать в группах.
Планируемый результат: дети подготовительной группы создадут мини-альбомы собственных стихотворных рифм, сочинят стихи для родителей.
Предполагаемый продукт проекта: создать мини-альбомы собственных рифм. В мини-альбомах поместить рисунки стихов, которые сочинили сами или группой.
Реализация проекта
Реализация проекта включает в себя несколько этапов
1этап. Подготовительный.
1. Сообщение темы занятия:
-Сегодня мы с вами будем исследователями и поэтами.
2. Задачи:
- Вам нужно:
вспомнить определение «рифмы»;
исследовать, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках, стихотворениях;
подумать, для чего их придумывали;
сочинить самим рифму, соблюсти ритм;
составить мини-альбом собственных рифм данных слов.
Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.
Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
- Формирование групп дошкольников по интересам.
- Обсуждение названия проекта.
- Планирование.
- Распределение заданий.
3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)
- Заучивание определения «рифмы».
- Знакомство со стихотворениями, скороговорками. Нахождение рифм в этих стихотворениях, скороговорках. Игры с рифмой.(См. Приложение 1)
- Сочинение стихотворений на заданные рифмы, продолжение начала стихотворений.(См. Приложение 2)
- Составление мини-альбома собственных рифм.
- Оформление работ.
4 этап. Представление результатов, отчёт.
Защита работ. Дети выставляют свои мини-альбомы для ознакомления родителям.
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата (сочинить стихотворение для родителей).
Дальнейшее использование продукта проектной деятельности
Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать стишки, пересказывать их, дополнять, придумывать свои, тем самым развивается словесное творчество детей под руководством воспитателей.
Заключение
Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием слушали стихотворения, но и принимали участие в них представлении.
Некоторым детям трудно давалась воспроизведение прослушанных стихотворений отбору рифм к различным словам, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате этой работы в повседневных занятиях у детей нормализуется психо-эмоциональное состояние, улучшается познавательно речевое развитие: связная речь, лексико-грамматический строй речи, выразительность; формируются чувства сопереживания, сотрудничества, уверенности в своих силах, положительные черты характера.
Литература:
1. М.М.Алексеева, Б.И.Яшина «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников» (М.Академия, 2000);
2. М.Андрепасова «Народная игра, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению» (Дошкольное воспитание 2007г, №3);
3. Г.А.Туманова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом./Сохина Ф,А, (М. Просвещение, 1991);
4. Учимся сочинять стихи и загадки/В. Д. Прокопьева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011;
5. Г.Швайко «Игры, игровые упражнения для развития речи» (М. Просвещение, 1988).
Приложение 1
- Послушайте стихотворений. (Показать детям, что стихи могут быть смешными и забавными)
Шла курочка
Видит - дудочка.
Заиграла дудочка,
Заплясала курочка.
Испеку ватрушку,
Угощу подружку.
Положу в ладошку-
Кушай понарошку.
Меньше, чем спичка,
По полю летала
Комариков глотала.
Птичка невеличка.
Дождик вылился из тучки,
Умывай лицо и ручки.
Дождик теплый и грибной,
Ну попрыгайте со мной!
Здесь хорошее местечко
Протекает тихо речка,
На дне камушки блестят
Стайку рыбок веселят.
- Послушайте стихотворение. Какие слова в нём рифмуются?
Маша по лесу бродила -
Повстречала Крокодила.
Крокодил был очень добрый -
Познакомил Машу с Коброй.
Кобра Машу увидала:
- Где ж ты, внучка, пропадала?
На конюшне у Савраски.
Он рассказывал мне сказки...
- Найдите в скороговорках рифмующие слова.
- Тучки-овечки пьют воду из речки (овечки-речки)
- Течет речка, печет печка (речка-печка)
- Игра «Угадай-ка» (Поднимите фишку, если слова рифмуются).
- Рифма, ещё встречается в загадках, считалках, дразнилках. Назовите рифмующиеся слова, подберите картинки.
в загадках
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
в считалках:
Тады – рады - тынка-
Где же наша свинка?
Тады – рады - толки
Съели свинку … (волки).
Тады – рады - тынкой
Ты бы их дубинкой.
Тады – рады - тутки
С волком плохи … (шутки).
Тады – рады - тышка,
Выходи, трусишка!
в дразнилках:
Жадина - говядина,
Турецкий барабан!
Кто с тобой подружится -
Тот рыжий таракан.
- Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.
Чтоб у вас не мёрзли
Пальчики, внучатки,
Бабушка связала
Тёплые
Присела бабка
На завалинке.
А на ногах у бабки -
- Попытайтесь продолжить начало предложения.
Таракан попал в капкан
Бегемот упал в
Потому чтопальцем в небо. Угодил!
- Игра «Что лишнее?»
Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими (например: пень, лень, день, лес)
- Игра «Поймай рифму»
Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, и называете слово, а ребёнок, у которого мяч должен вернуть мячик и ответить рифмой: часы-весы, кошка – ложка.
- Игра « Добрый слон». (Подбери картинки к стихотворению)
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
( Игра может продолжаться до бесконечности, пока детям не надоест.)
- Рифмы-миниатюры(Добавьте слово).
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-…(шишка) .
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
- Игра «Рифмушки» (Закончи маленькие стихотворения, подобрав в рифму нужное слово. Выучи их и расскажи, не путая звуки [р] и [л]).
Слова записаны на доске: рука, рама, плов, пил, ручей.
Дедушку зовут Лука,
У него болит ...
Рисовал художник ламу
И картину вставил в ...
Приготовил повар Пров
Вкусный и душистый ...
Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я ...
В блеске солнечных лучей
По земле бежит ...
13. Игра «звуки поменялись местами»
Например, (рак-лак)
Настя красит рак, в речке плывёт лак.
Приложение 2
- Закончи стихотворение («Кто-то начал, ты закончи»)
Очень многие считают,
Что коровы не летают.
………………………….
…………………………
Здесь хорошее местечко
Будем мы купаться в речке,
……………………………….
……………………………….
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает.
……………………………..
……………………………..
- Придумай двустишие, по двум картинкам.
- Придумай двустишие, используя 2 слова.
точный – срочный
рыбаки - судаки
ложка - кошка
речка - овечка
умылся - нарядился
книжка - малышка
- Придумай стихотворение по трём картинкам.
Белочка-стрелочка-тарелочка
- Придумай стихотворение по четырём картинкам.
Кочка – почка - бочка - точка
- Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова» Воспитатель называет ребёнку по 2 слова, а ребёнок должен придумать с ними стихотворение.
(мороз – нос, настала – стало)
«Наконец зима настала,
Холоднее стало.
Щиплет Дедушка Мороз,
Красный стал у Васи нос».
- Придумай, стихотворение, используя все 4 слова (Слова записаны на доске).
- Белочка, девочка, бабочка, рамочка…
- Птичка, синичка, лисичка, невеличка…
- Книжка, стрижка, Мишка, Гришка…
- Точный, срочный, обычный, сочный…
- Погремушка, игрушка, подушка, девчушка…
- Придумай загадку используя рифму.
- Придумай собственное стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...
Проект "Играя - общаюсь, играя - развиваюсь"
Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми...
проект Играем с детьми в полезные игры
Практико ориентированный проект по ознакомлению родителей с палочками Кюизенера....
Проект " Игры разные нужны, игры всякие важны"
Физмческое воспитание-это то,что обеспечивает здоровье и доставляет радость. Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть в содержательные развивающие ...
Проект игры "Люблю играть в библиотеку"
В подготовительной группе дети с ОНР не умели свободно общатся друг с другом, задавать вопросы, отвечать на них. Я постоянно читаю детям художественную литературу, знакомлю с писате...
Проект «Играем – татарский язык закрепляем» (на основе сюжетно ролевой игры «Магазин»).
Проект «Играем – татарский язык закрепляем» (на основе сюжетно ролевой игры «Магазин»)....
Проект " Играй как я, играй со мной, играй лучше меня"
Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте ...