Практическое занятие для родителей на тему: "Приемы постановки свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста"
консультация по логопедии (младшая группа) по теме

Кушнир Татьяна Николаевна

В практическом занятии представлен комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков, освещаются приемы работы по постановке свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста,  последовательность действий.  Занятие поможет развить творческий потенциал родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие для родителей на тему:

«Приемы постановки свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с приемами постановки свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.отработать вместе с родителями последовательность  действий и приемов работы по постановке свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста; 

2. отработать упражнения комплекса артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков;

3. уточнить с  родителями  профили артикуляции свистящих звуков;

  1. развивать творческий потенциал родителей.

Форма проведения занятия: проведение с родителями без участия детей.

Развивающая среда:  зеркала, картинки, иллюстрирующие артикуляционные упражнения, воздушный шарик, звуковые дорожки.

                                             Ход занятия.

  1. Организационная часть.  Приветствие.

- Здравствуйте, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на наших практических занятиях.

  1. Теоретическая часть.

     Ваш малыш подрастает, начинает говорить, но, прислушавшись к речи ребенка, замечаете, что он

не совсем чисто говорит, что-то где-то смазывает, где-то заменяет звуки, а иногда и вообще «каши» полон рот. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек, думая, что и так все пройдет, выговорится. А ведь недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением.

     Вы должны правильно оценить состояние вашего ребенка. Лучше, конечно, обратиться к специалисту – логопеду, который проведет комплексное обследование ребенка и разработает дальнейший план коррекции, но вы сами можете начать какие – то занятия дома. Ранняя коррекция, систематические занятия могут практически полностью компенсировать недоразвитие речи ребенка.

       Многих родителей интересует постановка  и исправление произношения звуков. Сегодня мы рассмотрим постановку звуков С, Сь, З, Зь.Эта группа звуков бывает часто нарушена у детей. Малыши могут заменять эти звуки  другими, произносить их межзубно, или язычок пропускает воздух через боковые края – и мы слышим какие-то хлюпающие звуки, а иногда и вовсе эти звуки  «опускаются».

       

  1. Практическая часть.  
  1. Профиль артикуляции свистящих звуков.

       Разберем сначала правильный уклад органов артикуляции при произнесении звуков [С], [З]. Звуки [С ] и [З ] – свистящие звуки. Губы немного растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута, боковые его края прижаты к коренным зубам. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. При произнесении звука [С]  голосовые связки не задействованы, горло не дрожит (произносится без голоса). Звук [С]– твердый, глухой, согласный. При произнесении звука [З] положение органов артикуляции остается прежним, но добавляется голос (горло дрожит) Звук [З] – твердый, согласный и звонкий.

Произнесите звуки [С], [З] перед зеркалом, проконтролируйте правильное положение органов артикуляции.

2. Подготовительная работа.

      Мы должны с малышом научиться петь песенку как большой и маленький насосы (это звуки С и Сь). Для этого полезно прислушиваться к разным звукам в доме, на улице, чуть позже поиграть в игры для развития фонематического слуха («Кто сказал «Мяу!», «Угадай, чей голосок», «Играй со звуками»- распознавание звучащих игрушек и игрушечных муз. инструментов, «Кто говорит?» - угадывание голосов животных и их детенышей, при этом  учитывайте силу и высоту голоса («Три медведя») А так как одними из причин неправильного звукопроизношения является недостаточное развитие мышц губ и языка или дефекты в строении речевых органов – неправильный прикус, короткая уздечка языка, то и занятия мы должны начинать с артикуляционной гимнастики, с тренировки артикуляционных мышц. Чтобы занятие артикуляционной гимнастикой было интересным, и ребенок занимался с удовольствием, расскажите  ему «Сказки о Веселом Язычке» Выполняйте все упражнения вместе с ребенком, сидя перед зеркалом. Повторим комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков:

1.«Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

2.«Слоник»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

3.«Лягушка – слоник»
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Слоник».

4.«Окошко»
На счёт «раз» - широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» -закрыть рот (окошко закрыто).

5.«Лопаточка»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу,
боковые края языка касаются углов рта. Удерживать на счёт до пяти. 

6. «Накажем непослушный зык». Язык распластан на нижней губе. Шлепаем его губами и произносим пя-пя-пя, или нараспев тянем звук [и]. 

7. «Почистим зубки» Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

8.«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10.

       Также, для того чтобы «петь» звук насоса, надо еще научиться сильно и правильно дуть. Здесь поможет дыхательная гимнастика – «Чей ветерок сильнее?» (вытянув губки трубочкой дуть с силой себе на ладошку), «Сдуй снежинку» (улыбнуться, немного высунуть язычок и положить его в широком виде на нижнюю губку и, сделав вдох, как бы произносим долгий звук ффф и «сдуваем» снежинку с ладошки), «Забей мяч в ворота» и др.

3. Приемы постановки звуков.

1) Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. Используются специальные упражнения на имитацию некоторых действий, например: воздушный шарик сдувается (с- с- с). При этом в таких имитационных упражнениях можно использовать как картинки, так и реальные предметы, которые еще больше заинтересуют ребенка, так как он может самостоятельно с ними взаимодействовать.

 

2) От сформированного с помощью артикуляционной гимнастики правильного беззвучного уклада звука [С]. Улыбнуться, оттянуть уголки рта так, чтобы были видны зубы, подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для [С]  (кончик языка при этом упирается в нижние зубы). Контролируем артикуляцию в зеркале, так же контролируем тыльной стороной ладони холодную воздушную струю.

3) Если нарушение боковое, т.е. слышится булькающий звук, то нужно улыбнуться, оттянуть уголки рта, язык при этом слегка высунут изо рта, кончик его находится между зубами, и в этом положении подуть на кончик языка. Получается межзубный звук. После его закрепления язык перевести за зубы и получить звук [С], как описано выше.

4) Звук [С]  можно поставить от других, правильно произносимых звуков. Для звука [С], в первую очередь,  это звуки «И» и «Ф». Научившись правильно произносить опорные звуки, ребёнку легче будет немного изменить их артикуляцию для получения звука [С].

- от звука [Ф]. Произнося [Ф], нижнюю губу прижимать к нижним резцам и чуть отодвинуть вниз;

- от звука [И]. Шепотом произносим звук [И], и, не меняя артикуляции, пускаем холодный ветерок  на кончик языка. Или:  "Давай вспомним упражнение «Забей мяч в ворота».  Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [И] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик».  При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [С]. Можно поставить звук от слогов: просим ребенка произносить слоги та – та – та, тя – тя – тя, ти – ти – ти и пустить холодный ветерок.  

Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

5) Также можно попробовать поставить звук [С]  и от других звуков:

- от звука [Сь]. Произнося звук [Сь], постепенно вытягивать губы в трубочку,  как при произнесении гласного [У] (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук [C'] будет звучать более твердо.

- от звука [Ш]. Произнося [Ш], опустить кончик языка за нижние зубы;

- от звука [Т]. Подуть на язык, произнося [Т], чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на ладони ощущалась холодная воздушная струя.

   

 4. Автоматизация звука. 

   

     Когда ребенок произнесет звук [С] (более или менее точный), скажите ему, что у него получилась «песенка» насоса,  ветерка или водички.
После этого потренируйте с ребенком эту «песенку».
 Сначала можно придумать массу упражнений – игр для закрепления только одного звука. Например – мы «прыгаем» по кочкам (пальчиками) и наш насос любит петь песенку «С-С-С». Нажимая пальчиком на пришитые к подушечке разноцветные пуговицы, мы произносим звук С. Или насос любит путешествовать, передвигаясь по разноцветным дорожкам к какому либо предмету (например: велосипеду, самокату, чтобы накачать шины) и также петь свои песенки. Дорожки должны быть разной длины и могут причудливо изгибаться.

   В дальнейшем закрепляйте звук в слогах [са], [сы], [сэ], [со], [су] (игра с мячом) Когда ребенок будет безошибочно произносить звук [С], сообщите ему, какой звук он выговаривает.

     Кропотливая работа по закреплению звука в словах начинается с произнесения слов, начинающихся на данный звук в паре с разными гласными звуками. Это – сад, сало, сани, сахар, сок, сода, сокол, суд, сумка, судно, сыр, сыро, сэр… Сначала мы отрабатываем слова с первым ударным слогом, потом можно взять и такие как – сапог, самокат, сундук… Затем берем слова со звуком с в середине слова (сначала в прямых, затем и в обратных слогах – лиса, посадка, косынка…), слова со стечением звуков (слова, слава, станция…), слова, заканчивающиеся на звук [С] ( пес, нос, поднос…).

     Далее идет закрепление звука во фразах, чистоговорках. Малыш повторяет завами – «Я пью сок, вот белый пес…, са-са-са – вот лиса, су-су-су – я вижу лису…, ста-ста-ста – у лисы нет хвоста…

       Заканчивается работа закреплением звука в связной речи. Здесь мы учим стишки со звуком [С], типа: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. Учим отвечать на вопросы по картине – какие из нарисованных предметов начинаются на звук [С], заканчиваются…. Вместе тренируемся произносить скороговорки, типа: Саня в лесу встретил лису; у маленького Сани сани едут сами, сани едут сами у маленького Сани. Развивайте фонематический слух, для того, чтобы ребенок учился отличать звуки друг от друга. А для этого необходимо сначала научиться находить поставленный   звук (в данном случае  [С]) в слогах и словах.  Поиграйте с ребенком в игры «Услышь звук», «Хлопай, топай, не зевай!». Взрослый называет слоги, а затем слова, а малыш должен  хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой,  когда услышит слог или слово с изучаемым звуком.

5.Постановка звуков Сь, З, Зь. 

    После автоматизации [С] вызывают путем подражания [С'] (с помощью слогов си, ся, се, сю) — просят шире улыбнуться, так как это способствует смягчению звука.

      Звуки [З], [Зь]  ставятся от звуков [С], [Сь]  путем озвончения (добавляем голосок). Звук З отличается от звука С лишь тем, что он звонкий. Можно поиграть в «друга» насоса – комара. А чтобы научиться «петь» его песенку, надо выполнить все упражнения по аналогии со звуком С.

 

     Вообще, свистящие звуки вызывают много трудностей при постановке, поэтому если после предварительной работы, артикуляционных и дыхательных упражнений этот звук не получается, будет лучше, если вы обратитесь к логопеду.

IV. Заключительная часть.

Уважаемые родители, прошу вас поделиться своими впечатлениями о нашем занятии. Есть ли у вас какие - либо вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий художественно-эстетического курса образовательной системы "Детский сад 2100" для детей младшего дошкольного возраста "Кукла Таня", О.Л.Куревина

Данные занятия могут использоваться как кружковая работа и как дополнительный материал по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста...

Развитие правильного произношения звуков у детей младшего дошкольного возраста

В данном материале представлена небольшая подборка чистоговорок и скороговорок, способствующих развитию правилнього произношения и четкой дикции, а так же несколько упражнений на развитие речевого дых...

Консультация для родителей «Устранению недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»

Материал содержит информацию с описанием правильного артикуляторного уклада свистящих звуков, подготовительные упражнения для их исправления....

"Практическое пособие по развитию ритмического слуха и обучению игре на металлофоне детей младшего дошкольного возраста"

Данное пособие адресовано воспитателям ДОУ. С помощью данного материала педагог может организовать индивидуальную работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию ритмического слуха и обучени...

Сборник практических задний по "ТИКО" - конструированию, как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста

Сборник практических заданий по «ТИКО» конструированию как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста В сборнике дано описание практических заданий по ...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

«Проектные и практические методы и приемы работы с родителями по воспитанию самостоятельности и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

Меня зовут Оксана Витальевна, я работаю воспитателем с 2020 года. В 2021 году я начала работать с детьми младшего дошкольного возраста. В ходе работы я столкнулась с рядом проблем. У многих детей не б...