Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ "Магазин одежды" по развитию связной речи детей в средней группе.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Корнева Светлана Александровна

Открытое логопедическое  занятие с  использованием ИКТ  «Магазин одежды» по развитию связной речи детей в средней группе было проведено после проекта, длившегося 4 недели. Я преследовала следующие цели:

Коррекционно-образовательные цели.Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением «одежда», уточнение и расширение словаря по теме (платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, воротник, манжеты, оборки, пояс, надевать, снимать, нарядный). Совершенствоавние грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе, с уменьшительно – ласкательными суффиксами). Развитие связной речи детей с использованием графической схемы и мнемодорожки.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, диалогической и монологической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного и слухового внимания, мышления.

Коррекционно - воспитательные цели.  Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, и самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетое дошкольное образовательноне учреждение
«Детский сад комбинированного вида №56 «Ландыш» муниципального образования
Городской округ Симферополь Республики Крым

                   

    Тема: «Магазин одежды»

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ по развитию связной речи детей в средней группе.

                                                           Выполнила:

                                                           учитель-логопед                                                                                                                

                                                                  высшей  категории                                                                                    

                                                                  Корнева С.А.                                        

                                                                                                                                                 

                           

                           

                          Симферополь 2016

       Конспект открытого логопедического занятия

с  использованием ИКТ  «Магазин одежды»                                 по развитию связной речи детей в средней группе.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением «одежда», уточнение и расширение словаря по теме (платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, воротник, манжеты, оборки, пояс, надевать, снимать, нарядный). Совершенствоавние грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе, с уменьшительно – ласкательными суффиксами). Развитие связной речи детей с использованием графической схемы и мнемодорожки.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, диалогической и монологической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного и слухового внимания, мышления.

Коррекционно - воспитательные цели.  Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, и самостоятельности.

Оборудование. Ноутбук и  экран, демонстрационные картинки с изображением одежды, дидактическая игра - лото «Один - много», куклы (мальчик и девочка)  и набор демисезонной одежды для игры «Соберем кукол на прогулку»,  мнемодорожка для составления предложений, мяч для игры «Назови ласково!», кукольная красная шапочка для игры «Найди шапочку», схема для составления описательного рассказа по теме «Одежда», шкатулка со швейными принадлежностями, зеркала для выполнения артикуляционных упражнений.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Гномики-модники», динамической паузы «Мамам дружно помогаем». Экскурсия детей с родителями в магазины одежды. Рассматривание картинок  с изображением одежды, деталей одежды. Обучение составлению предложений по мнемодорожке, описанию предметов одежды по графической схеме.

                                                     Ход занятия

  1. Организационный момент. Развитие речевого слуха,  закрепление знаний основных цветов.

Логопед организует приветствие с гостями, дети рассаживаются на свои стульчики  в порядке называния и описания их одежды.

Логопед. Ваши мамы приготовили вам такую красивую одежду! Об одежде мы сегодня с вами и поговорим. Я приглашаю вас посетить магазин одежды и сделать покупки.                                                                Звучит «волшебная» музыка, все попадают в магазин.

Логопед. Посмотрите, в какой замечательный магазин мы попали.        Дети рассматривают одежду и называют, что видят в «торговом зале».

  1. Игра - лото  «Один - много».

Логопед предлагает детям посмотреть на экран, как выглядят магазины одежды (слайд 2,3,4).Затем объясняет задание с помощью ноутбука (слайд 5,6), раздает детям игровые карты, разделенные на 4 части. В двух частях нарисовано по одному кружку, в двух нарисовано по несколько кружков.

Логопед. Давайте наведем в нашем магазине порядок, как в магазинах на экране, разложим все по полочкам. На  те части карты, где нарисован один кружок, вы кладете картинку с изображением одного предмета одежды, а где нарисовано много кружков, картинку с изображением нескольких предметов одежды. Предметы нужно подобрать парами, например: кофта - кофты. Выполняйте.

Дети подбирают картинки для карточек.

Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали картинки.

  1. ребенок. У меня платье и платья, шапка и шапки.
  2. ребенок. У меня юбка и юбки, носок и носки.
  3. ребенок. У меня шарф и шарфы, рубашка и рубашки.
  4. ребенок. У меня шуба и  шубы, майка и майки.

Каждый из детей рассказывает по карточке.

         Логопед. Молодцы, правильно!

  1. Игра «Найди лишний предмет».  

Логопед на экране показывает ряд картинок (слайд 7).

Логопед. Что вы видите на этих картинках?

Дети. Пальто, платье, кукла, комбинезон.

Логопед. Как вы думаете, какая картинка лишняя?

Дети. Кукла.

Логопед. Почему?

Дети. Это игрушка.

Логопед. Игрушку убираем (с экрана). Что у нас остается, как сказать одним словом?

Дети. Одежда.

Логопед показывает ряды картинок (слайды 8,9):

 джинсы, кофта, ботинки, юбка;  

 куртка, пальто, сарафан, варежки;

Отыскивается лишний предмет и убирается. Затем логопед  предлагает на слух определить лишний предмет:

 шорты, футболка, майка, шуба.

Дети определяют лишний предмет и  объясняют, почему он лишний.

    4. Пальчиковая гимнастика «Гномики-модники».

Логопед предлагает детям пройти в зал и сделать пальчиковую гимнастику.

Жили-были в домике                        Сжимают и разжимают  кулачки.

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.       Загибают пальчики с большого.  

Раз, два, три, четыре, пять,                Разгибают пальчики.

Одежду стали примерять:                 Сжимают и разжимают кулачки.      

Токи-рубашки,                                    Загибают пальчики,

Пики-платочки,                                   начиная с большого.

Лики-штанишки,

Чики-носочки.

Мики умница был,

Колпачки всем пошил.                       Показ над головой колпачок.

  1. Игра «Назови ласково!»

Логопед  обращает внимание детей на «ласковые» слова из   стихотворения и предлагает детям поиграть в игру, просит встать в круг  и берет мяч.

Логопед. Сейчас я буду бросать  мяч  и называть предмет одежды, а вы будете ловить мяч, называть одежду  «ласково»  и возвращать мне мяч.

Каждый из детей дважды получает мяч. Логопед хвалит детей.

    6.  Игра «Чудесная шкатулка».

Логопед привлекает внимание  детей к шкатулке, она  открыта, рассматриваются  предметы внутри нее: игла, ножницы, катушки  с нитками, молнии, пуговицы, кусочки тканей.  Делается вывод, что потеряла шкатулку швея.

Логопед. Сейчас мы с вами вспомним упражнения для язычка и губ.

      Упражнения для губ:

«Застегивание и расстегивание молнии».                                    Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» («застегнули молнию»). Разомкнуть губы («расстегнули молнию»).
«Большие пуговицы и маленькие пуговки».                                     Максимально округлить губы (большая пуговица),  вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

         Упражнения для язычка:

«Иголочка».  Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
«Воротник»  с широкими и острыми краями.                                     Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка (под счет до «шести»).                                                                                                 «Строчка».                                                                                             Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

«Шитье на  швейной машинке».                                                              Широко открыть рот.
Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д»  (шьем на электрической швейной машинке),  «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

Логопед  обращает внимание  детей на  экран - помощник и предлагает озвучить работу кошки Мурки за швейной машинкой (слайд 10).

  1. Игра  « Найди шапочку».

Логопед. Сейчас я предлагаю вам игру, но сначала отгадайте загадку:

              Бабушка девочку очень любила,

              Шапочку красную ей подарила.

              Девочка имя забыла свое,

              А ну, подскажите ей имя ее.

Дети. Красная шапочка.

Логопед обращает внимание детей на экран - помощник, где появляется «отгадка» (слайд 11),изображение девочки Красной Шапочки, и звучит музыка из детского фильма «Про Красную Шапочку».

Логопед. Верно. А теперь, один из вас выходит за дверь, вместе мы прячем шапочку. Нужно найти шапочку, внимательно слушая наши хлопки. Если хлопки тихие, будь спокоен - шапки нет, хлопки сильнее, значит - ищи шапку. А идти нужно по кругу «торгового зала».

Дети играют в игру 2 – 3 раза, при нахождении шапочки, ребенок произносит слова: «Я нашел (ла) шапочку!» с интонационной выразительностью.

      8. Игра «Одень кукол на прогулку».

Логопед обращает внимание детей на экран (слайд 12,13) и на одежду, в которую одеты дети, согласно времени года. Затем логопед достает  кукол - мальчика и девочку - и демисезонную одежду и обувь для них.

Логопед. К нам пришли куклы Дима и Катя. Они просят вас помочь им собраться на прогулку. Давайте подумаем, что и в каком порядке они должны надеть. Что вы поможете выбрать Кате?

Дети подбирают предметы одежды и составляют предложения, используя мнемодорожку (слайд 14).

1 ребенок. Сначала Катя должна надеть  штаны.

  1. ребенок. Потом надеть кофту.

           3 ребенок.  Теперь наденем и завяжем шапку.

4 ребенок.  Наденем и застегнем куртку.                                    

           5 ребенок.  А потом завяжем кукле шарф.                                                          

Логопед.  А теперь  поможем Диме. Что вы наденете на него? (Дети составляют предложения по мнемодорожке).

 Девочки одевают Катю, а мальчики -  Диму - под музыку и на скорость.                                                                                         Логопед. Куклы благодарят вас за помощь и за знание весенней одежды: «Спасибо, ребята!»

  1. Динамическая пауза.

Логопед приглашает детей в зал для выполнения динамической паузы.

Мамам дружно помогаем                 Ходьба на месте

Сами в тазике стираем                        Наклон, имитируем полоскание.                                                                

И рубашки, и носочки                      Загибаем пальцы на руке.  

Для сыночка и для дочки.                Повороты вправо-влево.

Через двор растянем ловко              Потягивание - руки в стороны,

Для одежды три веревки.                 Потягивание - руки вверх,

Светит солнышко - ромашка           Ладонь  раскрыта.

Скоро высохнут рубашки.               Покачивание, руки вверх.

  10.  Игра «В магазине  одежды».

  Логопед обращает внимание детей на экран (слайд15), где изображена схема-помощница для описания одежды.

На доске (витрина) расставлены картинки с изображением одежды.

Логопед. Я буду продавцом в магазине, буду продавать вам одежду. А вы будете покупателями. Чтобы купить одежду, вы должны подробно рассказать о том, какая она. Начинайте свой ответ со слов «я хочу купить».

Что вы хотите купить?

1 ребенок. Я хочу купить платье. Оно желтое. У платья есть большой, красивый бант. Он красный. Это платье для девочки. Его носят летом.

Логопед. Вот ваша покупка. Пожалуйста. (Ребенок получает картинку).

1 ребенок. Спасибо. (Кладет картинку на стол).

Логопед. А что вы хотите купить?

2 ребенок. Я хочу купить рубашку.

Логопед. Какая она?

2 ребенок. Она белая. У рубашки есть воротник, длинные рукава, манжеты, пуговицы. Такие рубашки носят мальчики и мужчины.

Логопед. Возьмите вашу покупку. (Ребенок получает картинку).

2 ребенок. Спасибо. (Кладет картинку к себе на стол).

Таким образом, логопед организует диалог с каждым из детей.

Логопед. Молодцы! Вы были очень хорошими покупателями. Вам понравилось играть в магазин?

    11.  Загадки для гостей.

    Логопед. А сейчас вы, дорогие гости,  услышите загадки от ребят,         они приготовили их заранее для вас, правильность ответов сравним с картинкой на экране (слайд 16).

         Чтоб не мерзнуть пять ребят

По чуланчикам сидят. (Перчатки)

Сижу верхом,

Не знаю на ком.

Знакомца встречу

Соскочу-привечу. (Шапка)

         Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля. (Шляпа)

         Не галстук он, не воротник,
         А шею обжимать привык.
         Но не всегда, а лишь тогда,
         Когда бывают холода. (Шарф)

Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежки)

Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)

Я как зонт - не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (Плащ)

 Логопед благодарит детей за хорошую подготовку этого задания  и  вручает сладкие подарки. Играет  «волшебная музыка» и  все возвращаются в детский сад.

 12. Итог занятия. Оценивается  работа детей, заслушиваются ответы детей, что им понравилось на занятии, что запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия «Посещение кафе «Сладкоежка» по развитию связной речи детей в старшей группе.

Коррекционно-образовательные цели. Обогащение активного словаря детей словами: сироп, меню, официант. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных; согласован...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе».

информация для родителей о развитии связной речи детей в возрасте 4-5 лет,ее компонентах...

Развитие связной речи детей в средней группе по средством дидактических игр.

laquo;Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценно...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».  Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим ус...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр...

Консультация «Развитие связной речи детей в средней группе».

Консультация «Развитие связной речи детей в средней группе»....

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием стано...