Информация для родителей «Как предупредить общее недоразвитие речи у ребенка»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Информация для родителей
«Как предупредить общее недоразвитие речи у ребенка»
Мамы и папы, бабушки и дедушки! Вы часто задаете такие вопросы: «Когда малыш должен научиться говорить звук [р]?», «В 2 года не говорит звуки [л], [р’]…», «Внучке 1,5 года, но не произносит буквы [щ], [л], [р]», «Что и когда должен научиться говорить наш малыш?»
Поэтому при ответе на подобные вопросы возникла необходимость рассказать о развитие речи ребенка (в онтогенезе).
Дорогие, молодые мамы и папы, если вы хотите, чтобы ваш ребенок в дальнейшем имел правильную, «чистую» речь, а не нарушение речи, то обратите внимание на эту статью!
Итак, в вашей семье появился долгожданный малыш. Он растет, но вы не знаете, как и когда начинает развиваться речь ребенка. Читайте!
Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, возможно в сочетании с согласным [г]. В данный момент идет подготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
4-8 мес. У ребенка появляется лепет – это произношение серии одинаковых слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «га-га-га».
9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.
11-13 мес. Появляются первые осознанные слова, произносимые ребенком. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Количество слов к 2-м годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
2-3 года. В два года начинается овладение фразовой речью, появляется первые короткие предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличивается очень быстро. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает более тысячи слов.
5 лет. Полностью сформировавшаяся правильная речь.
Помните о том, что сроки и темпы овладения речью носят индивидуальный характер и зависят от особенностей нервной системы ребенка и условий его воспитания. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимание значительно больше, чем произносимых слов, затягивается до 2-2,5 лет.
Для того чтобы предупредить нарушения речи необходимо знать признаки речевого недоразвития:
- К концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
- К концу четвертого месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
- К концу пятого месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
- К семи месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонацию, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
- К концу девятого месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
- К концу десятого месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
- К году он не может произнести не слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
- К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
- К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
- К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
- К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
- В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах 5, не слушает длинные сказки, не может рассказать не одного стихотворения.
С целью стимуляции доречевого и речевого развития детей раннего возраста родителям и близким ребенка необходимо проводить следующую работу:
1-3 месяца – тактильная стимуляция губ. Развитие слухового внимания. Стимуляция гуления.
4-8 месяцев – гимнастика губ. Побуждение ребенка губами тянуться к соске и пище, стимуляция движений языка, жевания. Стимуляция лепета и развитие слухового внимания.
9-18 месяцев – развитие слухового внимания, определение звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. Закрепление связи между словом, предметом и простейшим действием. Обучение интонации просьбы.
18-36 месяцев – привлечение внимания к правильному звучанию слов. Постоянно разговаривать с ребенком о том, что он видит в данный момент. Не перебивать речь ребенка. Расширять понимание речи с помощью картинок, играть в картинное лото, стимулировать к рассказу по картинкам.
В МАОУ детский сад «Ладушки» работает «Школа родителей», воспитывающих детей раннего возраста, где мамы и папы:
- получают консультации об особенностях каждого периода развития речи детей раннего возраста;
- пробуют на практике организовать логопедическое занятие в домашних условиях с использованием гимнастик, игр и игровых упражнений для совершенствования словаря детей;
- обучаются правилам проведения артикуляционных и дыхательных гимнастик с применением на практике;
- обучаются массажу рук со звукоподражанием.
Так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, то развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Даже нормально развивающемуся ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а массаж в сопровождении со звукоподражанием не только развивает мелкую моторику и речь, но и способствует развитию умения слушать. Поэтому ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Курс массажа проводится ежедневно в течение 12-15 дней каждые 3 месяца и начинается с большого пальца.
- Упражнение «Кач-кач» – движение кисти руки влево – вправо. На каждое движение произносим звукосочетание «кач» (в одну сторону 10 раз).
- Упражнение «Привет-пока» – движение кисти руки вверх – вниз. На движение вверх произносим «привет», движение вниз – «пока» (в одну сторону 10 раз).
- Упражнение «Тик-так» – отводим кисть руки назад (на ребенка) и производим движения влево – вправо, сопровождая каждое движение звукосочетанием «тик-так»: влево – «тик», вправо – «так» или наоборот (в одну сторону 10 раз).
- Упражнение – вращение пальцев по часовой стрелки, начиная с большого, с проговариванием слогов (5 вращений на каждый палец).
Большой палец – па-па-па-па-па-па, па
Указательный – та-та-та-та-та-та, та
Средний – ка-ка-ка-ка-ка-ка, ка
Безымянный – ля-ля-ля-ля-ля-ля, ля
Мизинец – ма-ма-ма-ма-ма-ма, мА
- Упражнение «О-па» – сведение и разведение пальцев, начиная с большого и указательного: «О» – пальцы сведены вместе, «ПА» – пальцы разведены (по 5 раз).
- Упражнение «Топ-топ» – противопоставление большого пальца остальным – поглаживание пальцев, начиная с середины ладошки, уходя к «подушечкам» пальцев. В момент движения произносим звукосочетание «топ-топ» (по 5 раз).
- Упражнение «Ах!» – выполняется с тыльной стороны ладони, как упражнение 6. в момент движения произносим звукосочетание «ах-ах!» (по 5 раз).
- Упражнение «Ку-ку» – сгибание и разгибание пальцев. Сгибаем палец – произносим «ку-ку», разгибаем – «вот он я» (по 5 раз).
- Упражнение «Круть-верть» – «прокручивание» пальцев ребенка между пальцами взрослого. На каждое движение произносим звукосочетание «круть-верть» (по 5 раз).
- Упражнение «С горки на горку» – поглаживание между пальцами. Движение вниз произносим «с горки», движение вверх – «на горку» (по 5 раз).
Опыт показывает эффективность проводимой с родителями работы по предупреждению речевых нарушений детей раннего возраста. Это проявляется в повышении интереса малышей к речи и звукоподражанию, подвижности органов артикуляционного аппарата, плавном выдохе, ясной дикции, понимании обращенной речи, расширении словаря и кругозора детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематические занятия в «Школе родителей» способствуют предупреждению общего недоразвития речи у детей раннего возраста.
Источники:
1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002.
2. Краузе Е.Н. Логопедия. – 3-е изд. – СПб.: КОРОНА принт, 2006.
3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
В статье описываются варианты взаимодействия логопеда, родителей и других сотрудников ДОУ....
Консультация для родителей по теме "Общее недоразвитие речи у дошкольников"
Характеристика детей с ОНР. Особенности речи у дошкольников с ОНР....
Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Презентация...
Информация для родителей «Как предупредить общее недоразвитие речи у ребенка»
Уважаемые, родители! Эта статья поможет вам узнать норму речевого развития вашего малыша, признаки речевого недоразвития, для предупреждения нарушения речи у ребенка....
Можно ли предупредить общее недоразвитие речи ? ( советы родителям )
В статье даются советы по своевременному устранению нарушений звукопроизношения с целью предупреждения общего недоразвития речи....
Консультация для родителей на тему: "Общее Недоразвитие Речи ребенка дошкольного возраста"
Общее Недоразвитие Речи у детей (ОНР) – это патология (отклонение от нормы), при которой нарушается формирование всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предло...
Рекомендации родителям по коррекции общего недоразвития речи у ребенка дошкольного возраста
Уважаемые родители! Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сфор...