Консультация для родителей на тему: "Общее Недоразвитие Речи ребенка дошкольного возраста"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Общее Недоразвитие Речи у детей (ОНР) – это патология (отклонение от нормы), при которой нарушается формирование всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предложений. При этом сохранны: слух и интеллект ребенка, а непосредственно речь может как полностью отсутствовать, так и быть лишь слегка непонятной или неправильной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Общее Недоразвитие Речи ребенка дошкольного возраста» (ОНР).

Общее Недоразвитие Речи у детей (ОНР) – это патология (отклонение от нормы), при которой нарушается формирование всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предложений. При этом сохранны: слух и интеллект ребенка, а непосредственно речь может как полностью отсутствовать, так и быть лишь слегка непонятной или неправильной.

Причины Общего Недоразвития Речи (ОНР) у детей.

В большинстве случаев, ОНР возникает вследствие поражения нервной системы у ребенка во время внутриутробного развития, непосредственно родов или первых лет жизни (до того, как начнут формироваться речевые навыки). Отметим наиболее частые причины, характерные для данной патологии:

- инфекции, токсикоз, вредные привычки, тяжелые заболевания матери во время беременности;

- резус-конфликт (иммунный конфликт, возникающий во время беременности между матерью и плодом, несовместимость по резус-фактору крови резус-отрицательной матери и резус-положительного плода);

- гипоксия плода (кислородное голодание плода);

‎- тяжелые роды, сопровождающиеся травмой и/или асфиксией младенца (асфиксия - жизнеугрожающее состояние, которые приводят к расстройству кровообращения и дыхания);

- черепно-мозговые травмы и нейроинфекции (патологии, вызванные бактериями, вирусами, грибками, с локализацией возбудителя в центральной нервной системе).

Характеристика уровней ОНР

В зависимости от степени нарушения речи при ОНР, логопеды выделяют 4 уровня речевого развития у ребенка, которые во многом определяют тип коррекции.

ОНР 1 уровня

Детям с данным речевым заключением присуще полное отсутствие речи, что негативно сказывается на развитии ребенка. Характерными признаками речевого расстройства ребенка являются:

- словарный запас, состоящий из простейших слов, их отрывков или звукоподражаний;

- максимальное сокращение сложных слов до 1-2 слогов или их отсутствие в речи;

- активное использование мимики и жестов;

- отсутствие фразовой речи;

- относительно богатый пассивный словарь (ребенок хорошо понимает обращенные к нему слова).

Как говорят дети с ОНР 1 уровня:

- лепечут, издают звуки: «дада» — «дай», «май» — «мяу»;

- говорят только корневую часть слова: «ку» — «кукла», «гу» — «игрушка»;

- обозначают одним словом несколько предметов: «ба» — «банан» и «яблоко»;

- обозначают одним словом и предметы, и действия: «биби» — любой транспорт и «ехать», «око» — открыть и закрыть окно;

- одни и те же слова произносят каждый раз по-разному: «автобус» — «абас», «бас», «карандаши» — «адши», «удас»;

- сокращают сложные слова: «собака сидит» — «пака ди», «гуляли на горке» - «гока ги».

ОНР 2 уровня

Данное речевое заключение означает, что ребенок может общаться, но с трудом. Речь характеризуется небольшим количеством общеупотребительных слов. Зачастую, дети произносят их неправильно. Как правило, в речи не используются прилагательные, нет обобщений. При общении используются короткие предложения без согласования слов. Значительно нарушена артикуляция.

Как говорят дети с ОНР 2 уровня:

- неверно используют окончания при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука» — «был у бабушки».

- не различают единственное и множественное число существительных, например, «пицца ела» — «птицы ели».

- не изменяют существительные при смене количества предметов, например, «ти ига» — «три книги».

- неправильно применяют предлоги в разговоре либо вообще их не употребляют, например «папа одил магазин» — «папа ходил в магазин» или заменяют один предлог на другой «мама ела из куни» — «мама пела в кухне».

- используют одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.

 Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части). Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом. Звукопроизношение тоже сильно отстает от нормы.

Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от ребенка с ОНР 1 уровня, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).

Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

ОНР 3 уровня

В чем особенности речевого развития ребенка с ОНР 3 уровня? Ребенок активно и много общается, обладает богатым словарным запасом и неплохо строит фразы, с использованием сложносочиненных предложений. Как правило, родители и близкие родственники его неплохо понимают, но для посторонних людей требуется «переводчик». Следует отметить, что страдает, главным образом, произношение звуков, которые произносятся неправильно, заменяются более простыми и нередко сливаются между собой.

Как говорят дети с ОНР 3 уровня:

- неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.

- сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).

 Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.

 Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, так как Миша хорошо себя вел.  Из таких, неправильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже становится меньше.

Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.

Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкам» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.

Ребенку сложно произнести «трудные» слова («гинасты» - гимнасты) и подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву.

ОНР 4 уровня

При этом уровне проявления ОНР у детей минимальны и характеризуются:

- смазанным звукопроизношением;

- заменой звуков на похожие;

- ошибками в использовании некоторых слов (чаще прилагательных);

-ошибками в использовании суффиксов или падежей и т.п.

Следует отметить богатый словарный запас. Речь более или менее понятна. Но всё же, даже при наличии 4 уровня ОНР у ребенка могут возникнуть проблемы с дальнейшим обучением в школе, стать причиной неуспеваемости.

 Без своевременной коррекции ОНР любого уровня у ребенка нередко возникают:

- дисграфия (нарушение письма, не связанное с интеллектом);

-дислексия (нарушение, при котором возникают сложности с чтением и письмом), что негативно сказывается на успеваемости.

Как говорят дети с ОНР 4 уровня:

- проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.

- периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.

- неправильно использует слова, означающие признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.

- затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).

Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синим ручком») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведев, птицев»).

Профилактика

Речевое заключение ОНР у ребенка не говорит о том, что его нельзя устранить. Своевременная и правильная коррекция, соблюдение и выполнение рекомендаций логопедов обеспечивает хороший результат, при котором речь ребенка становится связной и понятной вплоть до полного соответствия возрастной норме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Продукты питания и развитие речи ребенка дошкольного возраста"

Вы не замечали, что детей раннего и младшего дошкольного возраста с речевыми патологиями становится все больше? Вы замечаете, что наш рацион питания наполняют блюда быстрого приготовления и имеющие из...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Речь ребенка формируется по подражанию.  Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должн...