ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

В условиях реализации ФГОС ДО   особое  значение приобретает работа по формированию коммуникативных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи.

От того, как ребенок умеет общаться, выражать свои мысли и чувства, - зависит очень многое. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Это значит, что он должен уметь : сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать информацию; говорить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_remezkova.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ  У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед МДОУ детский сад № 21»Сказка»

г. Серпухова

В условиях реализации ФГОС ДО   особое  значение приобретает работа по формированию коммуникативных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи.

От того, как ребенок умеет общаться, выражать свои мысли и чувства, - зависит очень многое. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Это значит, что он должен уметь : сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать информацию; говорить.

Коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР затруднена. Речь – одна из важнейших психических функций, и её нарушение отражается на протекании мыслительных операций, эмоциональных состояний. Ведь, именно,  речь  играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящий  ребёнок, осознавая  свой недостаток, становится нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. Дети с ОНР, в отличие от нормально говорящих сверстников, особенно нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению особенностей  общего и речевого поведения. Воспитанники  нашей группы имеют общее недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты языковой системы. Они неконтактны, медленно включаются  в общение, не умеют поддерживать беседу, что неизбежно ведет к снижению их коммуникативной активности. Без специальной коррекционной помощи коммуникативные нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи не устраняются. Напротив, речевые проблемы могут  усугубиться   и помешать успешному обучению в школе.

 Для обследования особенностей развития коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи городским методическим объединением учителей-логопедов  была разработана и утверждена  диагностическая карта, с помощью которой учитель-логопед ДОУ  всесторонне исследует разные стороны коммуникативной компетентности воспитанников логопедической группы

Оценка коммуникативных умений проводится с учётом следующих критериев:

- активность в общении умение слушать и понимать речь;

- умение строить общение с учётом ситуации;

- ясность и последовательность выражения своих мыслей;

- использование форм речевого этикета.

На основании диагностики определяются  направления коррекционной работы, методы и приёмы работы по формированию у детей коммуникативных компетенций.

Одним из действенных методов  мы считаем разные виды  коммуникативных игр  и постоянно используем его в своей работе.

В  игре развивается речь,  и формируются нравственные нормы ребенка:  он учится планировать и регулировать свои действия, взаимодействовать с партнёрами по игре.

Игры, направленные на формирование коммуникативных умений и на закрепление, автоматизацию этих умений.

Такие игры как «Будем вежливы», «Добрые слова », «Клубочек» создают непринужденную обстановку, помогают детям влиться в коллектив, развивают умение выслушивать мнение других участников игры,  формируют потребность в сотрудничестве.

Игры  «Последний лепесток», «Вежливые слова», развивают чувство коллективизма, желание быть вежливым.

Игры для творческого самоутверждения, требующие ситуации сотрудничества, когда есть действующие, передающие информацию и наблюдающие, которые стараются понять и оценить её: “Изобрази – пойми ”, “Зеркало ”, “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!”,

Очень продуктивными являются упражнения, основанные на моделировании различных проблемных ситуаций. Они способствуют развитию у детей речевого этикета.

Дети становятся «корреспондентом» и берут интервью на разные темы; составляют различные типы рассказов и проводят экскурсии для друзей.

Для формирования диалогического общения  мы используем настольно-печатные, дидактические игры:  лото, домино, игры с правилами. Играя, дети общаются друг с другом, соблюдают правила вежливости, аргументировано доказывают свою точку зрения.

В подготовительной к школе группе, на втором году обучения в логопедической группе,  мы используем игры-драматизации, разыгрывая отдельные эпизоды и сказки полностью, адаптированные для условий логопедической коррекции. Интересен и  такой прием, как рассказывание различных стихов, сказок с помощью схем.

Работа по формированию у детей навыков общения  происходит в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Этому вопросу мы посвящаем родительские собрания и консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы.

В результате работы к началу школьного обучения  у наших детей формируется  навык свободного общения с взрослыми и сверстниками, который является залогом учебной успешности.

Список  использованной литературы:

  1. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  2. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  3. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сековец. – М.:АРКТИ, 2006.
  4. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников

Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Итоговая работа по курсовой подготовке...

Литературный материал для работы с детьми по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников в игре.

Одним из аспектов формирования коммуникативных навыков детей  является обогащение опыта детей образцами речевых и поведенческих проявлений в диалоге. Для этого требуется обеспечить многократное в...

Картотека подвижных игр по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников

Основными в технологии О.А. Бизиковой "Развитие диалогической речи в игре" являются игровые методы. Подвижные игры, представленные в картотеке,  используются в непосредственно образовательно...

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, задачи ее формирования в дошкольном возрасте,состав коммуникативных умений детей, приводятся игры и упражнения поразвитию диалогических на...

"Давайте, поиграем" игра как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание друг друга....

ПАМЯТКА "Результативный компонент модели формирования коммуникативных умений старших дошкольников"

ПАМЯТКА "Результативный компонент модели формирования  коммуникативных умений старших дошкольников"...