Картотека подвижных игр по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников
картотека (старшая группа) по теме

Чернявская Наталия Николаевна

Основными в технологии О.А. Бизиковой "Развитие диалогической речи в игре" являются игровые методы. Подвижные игры, представленные в картотеке,  используются в непосредственно образовательной деятельности (как часть занятия), и в образовательной деятельности в режиме дня  (на прогулке, утренней гимнастика, в динамических паузах, в специально организованной самостоятельной  двигательной деятельности детей). 

Подвижные игры с использованием диалогических, стихотворных реплик способствуют формированию умения детей задавать вопросы и отвечать на них; внимательно выслушивать реплики, чтобы действовать по сигналу.Учат детей обмениваться репликами поочередно, развивают умение давать ответ в виде выразительного жеста. Но в тоже время способствуют формированию и развитию двигательных навыков детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

Жмурки

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; внимательно выслушивать реплики, чтобы действовать по сигналу.

Ход игры

Жмурке завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки и предлагают покружиться. Затем остальные играющие спрашивают жмурку:

  • Кот, кот, на чем стоишь?
  • На квашне.
  • Что в квашне?
  • Квас.
  • Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники разбегаются, а жмурка ловит их. Тот, кого он поймал, становится жмуркой.

Король

Цели. Учить обмениваться репликами поочередно, развивать умение давать ответ в виде выразительного жеста.

Ход игры

Один из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

  • Здравствуй, Король!
  • Здравствуйте! — отвечает Король.
  • Нужны вам работники?
  • Нужны.
  • Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Король должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работы. Но если Король угадает изображаемую профессию неверно, то называет ее второй, третий раз и т.д., пока не угадает. Ловить работников Король может, пока они не добежали до назначенного места. Если никого не поймает, то остается Королем на следующую игру. Игра интересна и тем, что нужно выбрать такую профессию, которую трудно было бы угадать, и заставить Короля подольше исполнять свою роль.

Коршун

Цели. Учить детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора, закреплять навыки бега с увертыванием.

Ход игры

Ведущий — Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог:

  • Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.
    Коршун, что делаешь?
  • Ямочку рою.
  • Зачем ямочка? — Денежку ищу.
  • Зачем тебе денежка? — Иголку купить.
  • Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.
  • Зачем мешочек? — Камешки класть.
  • Зачем камешки? — В твоих детей шуркать-буркать.
  • За что? — Они ко мне в огород лазят.
  • Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он переловит всех.

Заяц-месяц

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них коммуникативно, целесообразно, действовать по сигналу.

Ход игры

Игроки становятся по кругу. Водящий и дети начинают перекличку:

  • Заяц-месяц, где ты был? — В лесу.
  • Что делал? — Сено косил.
  • Куда клал? — Под колоду.
  • Кто украл? — Чур!

На кого попадает слово «чур», догоняет детей, которые разбегаются врассыпную. Пойманным считается тот, кого догоняющий коснулся рукой. Он становится водящим.

Лиски

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение развивать тему разговора, упражнять в быстром беге.

Ход игры

Играющие выбирают ведущего — лиса. Игроки становятся в круг и кладут возле себя лисят (ими может быть любой предмет: кубик, мячик, палочка). Лис подходит к одному из играющих и заводит разговор:

  • Где был? - В лесу.
  • Кого поймал? — Лиску.
  • Верни лиску мою. — За так не отдаю.
  • За что отдашь — скажи сам. — Если обгонишь, тогда отдам.
    После этого они бегут в противоположные стороны по кругу.

Хозяином лисенка становится тот, кто занимает свободное место в круге. Проигравший ребенок водит. Бегать разрешается по внешней стороне круга.

Птицы

Цели. Учить Детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять названия птиц.

Ход игры

Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба. Остальные — птицы. Хозяйка по секрету от ястреба дает название каждой птице. Прилетает ястреб, хозяйка спрашивает его:

— За чем прилетел?

  • За птицей.
  • За какой?
  • За кукушкой (называется любая птица).

Названная птица выбегает, ястреб ловит ее. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба словами: «Улетай, такой птицы у нас нет!». Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает всех птиц.

Кошка и мышка

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них, развивать ловкость.

Ход игры

Игру ведут двое детей. Один игрок - кошка, другой — мышка. Дети стоят кругом, внутри круга кошка и мышка ведут диалог:

  • Мышка, мышка, где была? — В кладовой.
  • Что там делала? — Сыр ела.
  • А мне оставила? - Не оставила.
  • А где ложечки положила? — Под бочку сунула.
  • А куда кувшин поставила?
  • Шла по камешкам, напала злая собака, я уронила и разбила.
  • Тогда я буду тебя ловить. — Я убегу.

Дети, стоящие в круге, берутся за руки и поднимают их вверх воротцами. Кошка гонится за мышкой. Если удается поймать, кошка назначает следующую пару игроков. Если мышка оказалась проворнее, то распределение ролей достается ей.

Ловля рыбы

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять названия рыб.

Ход игры

Игроки делятся на две группы: одни — рыбаки, другие — рыбы. Рыбаков меньше. Рыбаки и рыбы становятся друг против друга. Рыбы спрашивают:

  • Что вы вяжете? — Невод.
  • Что вы будете ловить? — Рыбу.
  • Какую? - Щуку!
  • Ловите!

Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу, пятная ее. Ловить рыб можно только до установленной черты.

Игра повторяется, но называется другая рыба.

Серый волк

Цель. Закрепить умение детей выражать обращение и отвечать на него.

Ход игры

Одного из играющих выбирают волком, другого — ведущим.                    Волк приседает на корточки на одном конце площадки, остальные на другом конце площадки по сигналу водящего идут в лес, имитируя собирание ягод, грибов. Водящий начинает разговор:

  • Вы, друзья, куда спешите?
  • В лес дремучий мы идем.
  • Что вы делать там хотите?
  • Там малины наберем.
  • А зачем малина, дети?
  • Мы варенье приготовим.
  • Если волк в лесу вас встретит?
  • Серый волк нас не догонит.

После этой переклички дети подходят к тому месту, где прячется волк, и хором говорят:

— Соберу я ягоды и сварю варенье, Милой моей бабушке будет угощенье. Здесь малины много, всю и не собрать, А волков, медведей что-то не видать.

После слов «не видать» волк поднимается, а дети убегают за черту. Волк гонится за ними и старается запятнать как можно больше играющих, их он уводит в свое логово.

Вот так

Цель. Закрепить умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель задает детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.

- Как живешь?

- Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим пальцем).

  • А глядишь?
  • Вот так (смотрят в бинокль).

И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно. Вопросы могут быть самыми разными : Как плывешь? А бежишь? Ждешь обед? Машешь вслед? Утром спишь? Как шалишь?

Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей.

Как у тетушки Ирины

Цель. Закрепить умение детей обмениваться сообщениями, соблюдая очередность.

Ход игры

Играющие по считалке выбирают «тетушку Ирину», которая выходит в центр круга. Хоровод берется за руки, ходит по кругу и поет:

—        Как у тетушки Ирины
             Было семеро детей,
             Они не пили, не ели.

Тетушка Ирина говорит:

—        Все на тетушку глядели,
             Разом делали вот так.

Тетушка Ирина изображает гримасы, позы. Все играющие должны повторить движение. Кто ошибется, неточно повторит позу тетушки Ирины, тот заменит ее в центре круга и сам будет показывать товарищам, что делать.

Пчелки и ласточка

Цель. Закрепить умение детей обмениваться сообщениями и реагировать на них.

Ход игры

Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:

— Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум-зум-зум!

Зум-зум-зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает».

 С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.

 Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Змея

Цель. Учить детей с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на побуждения.

Ход игры

Водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит:

  • Я змея, змея, змея.
    Я ползу, ползу, ползу.
    Будь моим хвостом!
  • Хорошо.
  • Ну, тогда пролезай.

После этих слов игрок пролезает между ног водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и снова произносит эти же слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут хвостом змеи.

      Волк

Цель. Закрепить умение детей выражать просьбу и отвечать на нее.

Ход игры

Все играющие становятся овцами, а один — волком. Овцы просят волка:

—        Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!
Волк отвечает:

—        Гуляйте, да только траву не щипайте, а то мне спать будет
не на чем.

Овцы сначала гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

-        Щиплем, щиплем травку,
Зеленую муравку,
Бабушке на рукавички,
Дедушке на кафтанчик.

Когда овцы, «пощипывая травку», доходят до волка, он поднимает голову и возмущенно произносит:

-        Пощипали травку?! Ну же!
Попадете мне на ужин!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

Яша

Цель. Закрепить умение детей выражать побуждения и отвечать на них.

                                                             Ход игры

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг ребенка, сидящего в центре, и говорят:

—        Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.

Яша делает вид, что грызет орехи. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

—        Свои руки положи,
Имя правильно скажи!

Яша подходит с закрытыми глазами к одному из игроков, дотрагивается и отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, игра продолжается.

Хлоп - хлоп, убегай!

Цель. Учить детей выражать побуждения и отвечать на них.

Ход игры

Одни игроки ходят по площадке, имитируя собирание цветов, несколько детей изображают лошадок, которые в сторонке «щиплют травку». Водящий произносит слова:

  • Хлоп-хлоп, убегай!
      Тебя кони стопчут!

  • А я коней не боюсь,
       По дороге прокачусь.

После этих слов игроки, изображающие коней, начинают скакать, подражая лошадкам, и стараются поймать детей, гуляющих на лугу. Пойманные дети на время выбывают из игры.

Просо

Цель. Учить детей выражать побуждения и отвечать на них.

Ход игры

Играющие становятся в шеренгу. Водящий подходит к одному из них и говорит:

  • Приходи к нам просо полоть. — Не хочу.
  • А кашу есть? - Хоть сейчас!
  • Догоняй нас!

После этих слов водящий и лодырь бегут вокруг шеренги в противоположные стороны. Обежав шеренгу, они стараются занять освободившееся место. Тот, кто остался, становится водящим.

Барашек

Цель. Учить детей выражать побуждение и реагировать на него.

Ход игры

Играющие встают в круг, барашек — внутри круга.

 Игроки идут по кругу и произносят слова:

- Ты барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

 Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек ловит их со словами: «Догоню-догоню».

Стадо

Цели. Учить детей с вежливой интонацией обращаться с просьбой, реагировать на побуждение.

Ход игры

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

—        Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок!
Травка мягкая,

Роса сладкая, Гони стадо в поле Погулять на воле!

—Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Я вас в поле поведу.
Травку кушайте

Да пастушка слушайте!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Все, кого поймал волк (коснулся рукой), выходят из игры.

       Гуси - лебеди

Цели. Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

Ход игры

На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси.

На другой стороне - волк.

Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:

  • Гуси-гуси! — Га-га-га.
  • Есть хотите? — Да-да-да.
  •  Ну, летите!
  •  Нам нельзя!
  •  Почему?
  •  Серый волк под горой, не пускает нас домой!
  •  Ну, летите, как хотите! Только крылья берегите!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать.

Пойманные дети выходят из игры.

Самый ловкий и быстрый гусь становится волком.

«Зайцы»

Цель. Учить детей выражать побуждение и реагировать на него.

Ход игры

«3айцы» скачут на полянке.

Воспитатель

Зайцы серые играют.

Дети

Скок да скок!

Скок да скок!

Воспитатель

В лесу ягоды собирают.

Дети

В кузовок, в кузовок!

Воспитатель

Ой, красивая лужайка.

Дети

А за нею лес, лес… (зайцы разбегаются в разные стороны)

Воспитатель

Опасайтесь только, зайки, не то волк вас съест!

Наигрались, зайки, спите,

Только лес не уснет…

(«Зайцы» отдыхают; садятся на корточки, руки – под щечку.)

Воспитатель

Зайцы серые, бегите!

Дети

Волк идет!

Волк идет!

«Светофор»

Цель. Учить детей выражать побуждение и реагировать на него.

Ход игры

У ведущего три кружочка: зеленый, желтый, красный.

Ведущий поднимает красный кружок.

Дети: (хором). Красный – ясно, путь опасный!

Ведущий поднимает желтый кружок

Дети: (хором). Желтый тоже подожди!

Ведущий поднимает зеленый кружок.

Дети проходят мимо и говорят: «А зеленый впереди – проходи!»

Если кто-либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»

Опоздавший. Задержал светофор.

Игра повторяется, роль ведущего передается кому-нибудь из детей.

Кот

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Играют трое: продавец, покупатель, кот.

Продавец и кот сидят лицом к покупателю.

Покупатель спрашивает продавца:

—        Куда едешь? — (Любой город).

— Кого везешь? — Кота.

  •   Продай мне! — Что дашь?
  • Пять копеек, ложку меда и пестрого щенка.
  • Тогда догоняй!

После этих слов кот вскакивает и бежит вокруг скамейки, а покупатель догоняет его.

Если догонит, игроки меняются ролями.

Игра повторяется.

Каждый раз продавец называет другое название города, а покупатель придумывает новый вариант платы за кота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный материал для работы с детьми по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников в игре.

Одним из аспектов формирования коммуникативных навыков детей  является обогащение опыта детей образцами речевых и поведенческих проявлений в диалоге. Для этого требуется обеспечить многократное в...

Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников посредством «Подвижные игры»

Цель программы – формирование культуры общения дошкольников со сверстниками, укрепление физического и психического здоровья, развитие двигательной активности и физических качеств личности (силы,...

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков младших дошкольников.

Сюжетная и несюжетная подвижная игра младших дошкольников.Особенности приемов ее проведения,оптимальные механизмы организации и руководства педагогического воздействия на их развитие....

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Картотека игр для формирования коммуникативных навыков у дошкольников

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры мож...

«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, ...