Логопедические игры для родителей с детьми
консультация по логопедии (средняя, старшая группа) на тему

Консультация родителей по вопросам организации дома логопедических игр с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл str_l1.docx60.34 КБ
Файл str_l2.docx17.23 КБ
Файл str_l3.docx16.58 КБ
Файл str_l4.docx16.21 КБ
Файл str_l5.docx17.21 КБ
Файл str_l6.docx113.09 КБ
Файл str_l7.docx15.74 КБ
Файл str_l8.docx173.58 КБ

Предварительный просмотр:

СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ УПОТРЕБЛЕНИЮ

СИНОНИМОВ

Чем раньше мы начнем развивать у ребенка чувство языка, тем легче ему будет соотнести слово с понятием, заключенным в нем. Использование синонимов, с их разнообразием смысловых оттенков, сделает речь ребенка выразительнее и богаче.

Детям мы объясняем, что есть слова-друзья, которые об одном и том же говорят по-разному. Например, доктор - врач. Иногда слов-друзей бывает немного, например, только два: луна - месяц, летчик - пилот, богатырь - силач. А может быть слов-друзей целая группа. Вот борются два мальчика, кто-то победил, как можно по-другому сказать? Осилил, одолел, поборол, сладил, справился.

  1. Поищите слова-друзья в стихотворениях:

"Бураны, вьюги и метели - Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они!"- Так проворчал Мороз угрюмый. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. И до поздней осени Дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный

  1. Найдите слова-друзья в рассказе:

Лес не шевелится. Вода в реке не колышется. Пес у двери не шелохнется. Все

словно вымерли. Такая тишина кругом в этот жаркий летний полдень. 3. Отыщите

слова-друзья в пословицах и поговорках, объясните их смысл:

Спеши не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, да друга нет.

Переливает из пустого в порожнее.

Уяснив особенность слов-друзей, дети учатся подбирать синонимический ряд сами. Для этой цели рекомендуем такие задания:

1. Подберите слово-друга к последнему слову стихотворения так, чтобы оно звучало "складно".

С веселой звонкой песней Мы идем на лыжный кросс. Воздух чистый, день чудесный! Не пугает нас холод. (Мороз) Я трудился не напрасно И запомню навсегда: Хлеб вкуснее не от масла. Хлеб вкуснее от работы. (Труда) Работяги-дятла стук



Предварительный просмотр:

Слышен далеко вокруг. Червякам он враг, А деревьям товарищ. (Друг)

  1. Подберите к выделенному слову дружащее с ним слово (сравните словосочетания по смыслу):

самолет сел (приземлился) солнце село (зашло, закатилось) мальчик бежит (мчится, несется) ручеек бежит (течет, струится) свежий ветер (прохладный) свежая рыба (неиспортившаяся) свежий хлеб (мягкий) свежая рубашка (чистая, выстиранная) свежие краски (яркие, незасохшие) свежая газета (новая)

  1. Подберите несколько сходных слов (друзей) к словам, которые даны. Так вы узнаете, каким должен быть хороший человек.

Человек должен быть:

аккуратным (чистоплотным, опрятным);

работящим (трудолюбивым, активным, энергичным);

вежливым (учтивым, обходительным, предупредительным, приветливым);

внимательным (чутким, сердечным, добрым);

верным (надежным, преданным);

жизнерадостным (веселым);

чистосердечным (правдивым, честным, искренним, откровенным); выносливым (стойким, закаленным, крепким).

Нельзя, работая над синонимами, не уделить внимания многозначности слова. Ребенку надо показать, что, кроме собственного, прямого значения, слово может иметь переносный смысл. Чтобы понять переносное значение того или иного словосочетания, следует подобрать синоним.

Спросите у детей

Как вы понимаете слова золотые руки? Как можно сказать иначе? (Умелые, трудолюбивые, работящие.)

Есть еще другие выражения со словом золотые, объясните их: золотая голова (умная, рассудительная); золотое сердце (доброе, справедливое); золотая рожь (спелая, созревшая); золотые волосы (цвета золота).

Найдите в паре предложений одинаковые слова. Что означает одно и то же слово в каждом предложении?

а)        На улице сегодня пасмурная погода (серая, мрачная, хмурая). Дима сегодня целый день ходит с пасмурным видом (недовольный, угрюмый, неприветливый).

б)        На скамейке сидит глухой старик (неслышащий). Ребята хотели первыми прибежать в детский сад, сократили дорогу, но наткнулись на глухую стену (сплошную, высокую, непроходимую, без отверстий).

После такой подготовки переходим к подбору синонимов в текстах (в связной речи): при пересказе, составлении рассказов. Поначалу проводится обучающее занятие. Говорим о том, что рассказ (пересказ) будет составлен удачно, если из ряда слов-друзей выбрано точное слово.



Предварительный просмотр:

СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель - приохотить «ученика» говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов - всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно - величаво-торжественное, другое - бесшабашно-веселое, третье - трагически грустное.

Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие,



Предварительный просмотр:

чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае - «листья»).

Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?» Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

Например:

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Около кола - колокола.

Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Орел на горе, перо на орле.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?

Милая моя, ты не спишь!

Вы ели на завтрак мороженое?

Мама купила (купи) виноград.

Скорее домой!

У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!



Предварительный просмотр:

СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

Как научить ребенка рассказывать?

Зависит ли рассказ ребенка от того дела, которым он занимается? Мы уже отметили выше роль включенности дошкольников в систему предметных действий, а что если создать условия как для ситуативных, конкретных действий, так и для рассказа по поводу событий фантастических, уходящих за пределы конкретной ситуации? Для этого мы организовали выкладывание сюжетной картинки, используя поначалу лишь изображения конкретных, реально существующих предметов, людей и зверей. Взрослый показывал как сложить картинку, одновременно рассказывая о ней. «Вот течет река, а вдали зеленеет лес. Охотник идет на охоту, следом за ним бежит собака» и т. д. Другая группа картинок была сказочно-фантастического характера, не знакомого детям. Взрослый-рассказчик показывал, как их сложить, каждый раз создавая новый вариант фантастического действия, меняя персонажей местами и наделяя их прямо противоположными качествами. Речь его уводила ребенка за пределы конкретной ситуации, была образна, лексически богата. «В далеком-предалеком царстве, среди синих холмов, дремучих лесов жила-была сказочно прекрасная, добрая фея» и т. д. В следующий раз фея превращалась в злую колдунью и уже не ходила, а летала, все персонажи помещались иначе и происходили совсем другие события.

Оказалось, что изображения первого типа создавали условия лишь для простого пересказа дошкольником событий, сообщенных взрослым, дети пытались точно соблюсти показанный им образец. А вот во втором случае ребенок и в самом деле становился рассказчиком, с радостью придумывал свой сюжет, разнообразил его, приходил в неописуемый восторг, настойчиво требуя продолжения такого занятия. Однако мы столкнулись еще и с тем, что сами дошкольники качество своей речи не оценивают. О том, как убран игровой уголок или как выполнены обязанности дежурного, и даже о том, как они играют, дети готовы говорить много и охотно. А вот на вопрос, понравился ли рассказ ответить не могут. Многие даже старшие дошкольники вообще уклоняются от оценки этой деятельности либо неуверенно произносят «хорошо», теряя всякий интерес к продолжению обсуждения этого вопроса. Выходит, что осознанного отношения к себе как к рассказчику у ребенка еще нет, речь является средством совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована. Ребенок еще не знает, что слово может быть прекрасно само по себе, что слово может сделать волшебником.

Нет никаких сомнений, что способность выразить словом свои переживания значительно расширяет возможности растущего человека. Если еще не рассказчик, то кто же он тогда, наш малыш? Может быть, сначала только слушатель? Но как мы уже упоминали, здоровые дети молчащими не бывают. С самого раннего детства ребенок влюблен в слово. Это проявляется в стремлении играть со словом. Ом бесконечно, на все лады повторяет полюбившиеся звуки, сочиняет зачастую их сам, придумывает рифмы, то есть действует со словом не менее активно, чем с предметом, и потому слово само является для него звучащим предметом.

Есть слова любимые, и с ними дети играют постоянно. Есть слова и собственного сочинения. Словотворчество, по мнению Корнея Ивановича Чуковского, — совершенно естественный этап овладения ребенком речью. Среди придуманных детьми слов многие образованы согласно принятым в родном языке правилам, другие являются результатом соединения различных слов в одно, но есть и такие, происхождение которых вызывает изумление. Они удивительны именно тем, что придуманы не для замещения сходным, а просто так, из любви к самому слову. «Калакан, калакан, калакан», — напевает на протяжении



Предварительный просмотр:

нескольких дней двухлетний малыш, который прекрасно произносит слово «таракан» («калакан», казалось бы, его не напоминает).

Даже дети 4—5, а иногда и 6—7 лет используют в речи какие-то непонятные слова, которые имеют ритмический рисунок (чаще всего радостный), весьма напоминающий лепетное говорение у младенцев. Ребенок произносит абракадабру и приходит в восторг. «Каквдола — дел, нака-нава-нова» — это высказывание принадлежит прекрасно владеющему речью малышу четырех лет. И у того же ребенка уже в пять лет отмечено высказывание «дая-дая — вела- вела», «гой-гой, гала-гой», «бобик-бобик, бабабобик». Эти непонятные звуки доставляют ребенку явное удовольствие и произносятся им в то время, когда он находится в активном состоянии. Наш вопрос, что означает это слово, вызвал смущение у ребенка и попытку объяснить. «Это такой большой, серый, косматый, который кушает варенье», и следом еще одно объяснение, и еще одно — ребенок хотел быть понятым и не чувствовал, что ему это удалось. Оказывается, за этими непонятными для нас словами кроются любопытные детские фантазии!

Как правильно считал Корней Иванович Чуковский, при чтении книг ребенку совершенно не обязательно объяснять все, что, на наш взгляд, кажется малышу непонятным. Ребенок понимает по-своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет. необходимости их «приземлять». Отвечать следует только на те вопросы, которые по ходу чтения сказки малыш задает сам.

Есть область, организованная в нашем сознании с помощью речи, которая ни в коем случае не нуждается в ранней конкретизации и детализации. Это область поэтического восприятия мира. И слово играет в ней самую видную роль. Чтобы было на свете без загадочного и магического, без того, что так не просто выразить словами и что не всегда имеет объяснение. И как было бы грустно, если бы все вокруг носило конкретный характер, было бы просто и до уныния скучно.

Итак, мир, в котором будет жить ребенок, зависит от нас и даже от тех слов, которые мы с раннего детства говорим ему, и от тех песен, которые поем ему, и от тех сказок, что рассказываем.



Предварительный просмотр:

СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

Сказка о Веселолл Язычке

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены



Предварительный просмотр:

симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул... (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры в работе с детьми на закрепление элементарных математических представлений.

Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важных задач воспитания в детском саду. Работа по развитию речи проводится одновременно с задачами по формирова...

логопедические игры в работе с детьми с нарушением зрения

В презентации предлагаю вниманию коллег игры, используемые в работе с детьми с нарушением зрения, по автоматизации поставленных звуков....

Логопедические игры по профориентации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи

Профессиональная ориентация - это один из элементов культуры человека. Это сфера деятельности в детском саду является выражением заботы о подрастающем поколении....

Логопедические игры для родителей с детьми

Логопедические игры дома  Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что з...

Конспект логопедического занятия с родителями и детьми «Новогодний праздник» с применением ИКТ

Конспект логопедического занятия с родителями  и детьми «Новогодний праздник» с применением ИКТЦель: вовлечение родителей в коррекционный процессЗадачи:Закрепить навыки правильного пр...

Логопедический квест для родителей с детьми: «Сокровища волшебного ларца».

Цель: закрепление умения пользоваться правильной, чистой речью.Задачи:Коррекционно-образовательные задачи:закреплять правильное произношение поставленных звуков;совершенствовать фонематические процесс...