АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ СКАЗКИ - ПОМОЩНИКИ.
методическая разработка по логопедии по теме
Вам предложены комплексы артикуляционных упражнений,представленные в виде занимательных сказок о Язычке по теме "Животные". Они помогут вызвать интерес у детей дошкольного возраста к органам артикуляции, развить их подвижность и способность к переключению. Упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям и помогут взрослым сделать однообразную работу интересной, весёлой и увлекательной для малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_skazki.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ СКАЗКИ - ПОМОЩНИКИ
Актуальность: Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке по теме «Животные», вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
Методические рекомендации: При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.
Рекомендуется выполнять один комплекс артикуляционных упражнений за один подход. Общая продолжительность занятия с детьми 4-5 лет не должна превышать семи минут, с детьми 6-7 лет - десяти минут.
«Наши домашние животные»
Летом наш Язычок отдыхал в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать домашних животных, которые жили на скотном дворе.
- Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз).
- Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка (6 раз).
- Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (10 раз).
4.Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
5. Свинья чавкает во время еды — имитация пережевывания пищи с открытым ртом.
6. Коза бодается — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).
- Расскажи, какие животные живут у бабушки и зачем они ей?
Вспомни и назови животных, которых Язычок видел у своей бабушки
«Лошадка катает детей»
Цокаем копытами (кончиком языка издаем щелкающие звуки), помахиваем хвостиком (язычок перемещается влево - вправо); изображаем седло, похожее на чашечку (рот открыт, язык в форме чашки поднимается к верхней губе). Останавливаемся, натягивая поводья (издаем кучерское межгубное «тпр-р-р»). Пусть наша лошадка пока пощиплет травку (губы растягиваем в улыбке, зубы покусывают язык) и полакомится подсоленным хлебцем (губами берем ломтик хлеба).
«Новый друг язычка»
Эта история о том, как однажды Язычок познакомился с котенком.
1. Рано утром Язычок вышел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не напряжены.
2. Разминаясь, Язычок потянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.
3. Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек.
4. Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяуканье — громко мяукаем, наклонился посмотреть — опустить язык вниз, увидел котенка и ласково его погладил — имитируем кистью руки поглаживание.
5. Котенок испугался и выгнул спинку — Язычок сделал точно так же — кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.
6. «Киску надо накормить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком — рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны.
7. Котенок стал жадно лакать молоко — совершать соответствующие движения, облизываться — широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз, рот открыт, умываться — круговые движения язычком по губам, и выгибаться теперь уже от удовольствия.
8. Довольный котенок потерся о ноги — верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык — и замурлыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем.
9. Потом они вместе катались на качелях — совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык толкается в щеки.
- Как ты думаешь, почему котенок подружился с Язычком и стал жить вместе с ним?
«Утро с котиком Мурзиком» (О.Н. Арсеневская) |
Котик Мурзик утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело. Пополощем ротик, Как чистюля Котик. Мурзик наш расческу взял, И причесываться стал. Мы за ним не отстаем; Все покажем язычком. Дальше по порядку Делаем зарядку! Мурзик спинку выгибает. Мурзик спинку прогибает. А теперь язык наш – мяч. Начинаем футбольный матч! Гол забили мы! Ура!! Вот и завтракать пора: Котик нам напек блины, Со сметаною они. Как сметанку любит Котик? Оближи скорее ротик. А теперь чаек попьем. Чай мы в чашечку нальем. Мурзик сыт, Мурзик рад! Мурзик любит всех ребят! |
«Зоопарк» (Е.М. Косинова)
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
Да пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот. (О. Перова)
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!
Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею! Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Покатался Язычок, слез с лошадки и побежал домой.
Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».
Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.
И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.
«Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»).
— Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.
Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»).
— Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.
— Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть?
— Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!
— Давай! – согласился мышонок.
И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!
Сказка «Находчивый медвежонок».
Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!
Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).
Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).
«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.
— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).
Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.
Сказка «Невоспитанный мышонок»
Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска»).
Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач»).
И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик»).
Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.
А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка»).
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик»).
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.
Полезно, чтобы дети повторяли сказки с родителями, воспитателями. Подобное закрепление материла может быть дополнительным заданием по развитию лексики, грамматики, связной речи.
Удачи вам в занятиях, радости в общении!
Используемая литература:
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логосказки», «Логопедические игры и задания» («Каро» С.- П. 2004)
2. Домнина Г.Б. «Артикуляционные сказки – помощницы для младших дошкольников» (Журнал «Логопед» № 5, 2011)
3. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках» («ГНОМ и Д» М. 2008)
4. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в картинках» («ГНОМ и Д» М. 2010)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная сказка в картинках "Винни - пух и его друзья".
Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р и Рь в форме сказки с картинками....
Сказка- помощник в воспитании.
СКАЗКА –помощник в воспитании Сказка вобрала в себя лучший опыт человечества, пришла к нам из глубокой древности, чт...
Артикуляционные сказки как разновидность проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционные сказки в работе логопеда...
Сказка-помощник в воспитании.
Сказки удовлетворяют у детей очень важные психологические потребности:Быть самостоятельным - они учат его при помощи героев сказки принимать самостоятельно решения, делать выбор, полагаться на се...
Математическая сказка "Помощники Недели"
Здравствуйте, Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию необычную, математическую сказку! Сказка предназначена для детей старшего возраста. Она способствует развитию речи, воображения, логики. Фо...
Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков"
Комплекс артикуляционной гимнастики с описанием упражнений...
Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков"
Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков" "Сказка о Веселом язычке"...