Методическое пособие «Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрии средствами фольклора»
методическая разработка по логопедии на тему
Методическое пособие «Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрии средствами фольклора»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Учитель-логопед
Ястребова Инна Николаевна
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………….........................................................................................3
1.Особенности развития речи в норме………………………………………………….........................................................................................4
2.Клиническая характеристика нарушений речи дошкольников с дизартрией …….........................................................................................5
3. Психолого - педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией . ……….........................................................................................6
4. Пути коррекции нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрией………………………………………………………………………………….........................................................................................7
5. Фольклор как один из видов коррекции нарушений фонетической стороны речи ...........................................................................................8
6. Перспективный план по формированию фонетической стороны речи средствами фольклора у детей подготовительной группы 13
7. Перспективный план по формированию фонетической стороны речи средствами фольклора у детей старшей группы...............................19
8.Консультации................................................................................................................................................................................................................27
8.Список литературы……………………………………………………………………................................................................................................37
Введение
Актуальность. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Под произносительной стороной речи понимают звукопроизношение и просодическую организацию речи. Эти оба компонента с позиции лингвистики рассматриваются как самостоятельный компонент языка, который получил название – фонетика.
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Фольклор один из них. Нам было интересно корригировать речь детей средствами фольклора. Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Сорока – Русинский.
Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции, упражняются органы артикуляции.
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия.
Одним из важнейших условий для правильного формирования фонетической стороны речи является достаточное развитие речевой моторики. Используя в практической деятельности разные средства – артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики и т.д. не менее эффективным средством воздействия является фольклор.
Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Фольклор делает речь более выразительной, яркой, у детей развивается мышление, память, воображение, наблюдательность.
Проблема: коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрией является одним из условий готовности их к обучению в школе, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Объект: речевая деятельность, система коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи дошкольников с дизартрией.
Предмет: фольклор, как средство формирования фонетической стороны речи дошкольников с дизартрией.
Гипотеза: эффективность работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией повышается, если наряду с комплексом методик и медикаментозным лечением используется фольклор на всех этапах коррекционной работы.
Цель: формировать фонетическую сторону речи у старших дошкольников с дизартрией средствами фольклора.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи:
- . развивать общую, пальцевую , мимическую и артикуляционную моторику средствами фольклора
- корригировать фонетические нарушения речи используя разнообразные формы фольклора.
- развивать общую, пальцевую , мимическую и артикуляционную моторику средствами фольклора
- формировать у детей любовь к национальной культуре
2.. Определить основные методы, приемы и формы использования фольклора в процессе коррекции фонетических нарушений речи у детей с дизартрией.
Новизна: выстроена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции фонетических нарушений речи.
1. Особенности развития речи в норме
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.
Остановимся подробно на характеристике становления произносительной стороны речи.
Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик – первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем – в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как [а], [у], [э], [п], [б], [м], [к], [г], [х]. Однако эти звуки еще неустойчивы.
При нормальном развитии «гуление» постепенно переходит в лепет. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями.
К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные – [м], [п], [б], [к], [г], [т], [д], [н], [в], [ф], [х], [й].
К двум годам ребенок четко произносит почти все гласные звуки, правильно выговаривает многие, наиболее легкие согласные, усваивает простейшую интонацию.
В три года ребенок начинает осваивает ряд новых звуков, произносить мягкие свистящие: [с], [з], смягченное [ц], звук [л].
На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношение шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л].
К шести годам почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети четко и правильно произносят все звуки родного языка, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков. В этот период ребенок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи, умеет использовать интонационные средства выразительности.
Итак, нормальное (своевременное и правильно) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
Таким образом, для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и усвоения, от которых зависит его успешное протекание.
И, наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.
2. Клиническая характеристика нарушений речи у детей с дизартрией
Изучая работы Г.В. Чиркиной, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Е.Н. Винарской, Е.Ф. Соботович, К.А. Семеновой, Л.В. Лопатиной, Н.В. мной сделаны следующие выводы.
Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Причины возникновения дизартрии:
- патология внутриутробного развития (токсикозы, вирусные и инфекционные заболевания матери, химические препараты, патология плаценты);
- патологии родов (асфиксии, родовые травмы, применение родовспомогательных средств, затяжные и стремительные роды);
- постнатальные патологии (черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др., ).
По локализации очага поражения центрального отдела речедвигательного анализатора О.В. Правдина выделила корковую, подкорковую, бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую формы дизартрии.
Избыточная саливация при дизартрии, связана с нарушением процесса жевания и процесса глотания.
Дополнительные расстройства при дизартрии : недоразвитие общей моторики, проявляется в запаздывании статодинамических функций; отмечается общая неуклюжесть движений, трудно формируются двигательные умения; нарушения пальцевой моторики; трудности в запоминании движений; нарушение координации движений.
3. Психолого - педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией.
. Прежде всего, это маловыразительная мимика. Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате – смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно – гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь.
Отмечено неустойчивое внимание, быстрая отвлекаемость и истощаемость.
Так как недостаточно подвижны основные нервные процессы в коре больших полушарий, такие дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач, им гораздо труднее сосредоточиться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем зрительной.
Все виды контроля за деятельностью часто не сформированы или значительно нарушены.
Также отмечаются отклонения в исследованиях зрительной и слуховой памяти.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы.
Поведение таких детей неровное, неустойчивое, неуравновешенное. Частые смены настроения (смех и плач), срывы, аффекты, злобность, упрямство, раздражительность, негативизм.
Часто встречаются расстройства сна с наличием ночных страхов и сновидений.
Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц.
Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения.
Дети с дизартрией испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.
На основании этих данных, при планировании работы по коррекции дизартрии необходимо учитывать: 1.) клиническую характеристику; 2.) психолого – педагогическую характеристику каждого ребенка.
4. Пути коррекции нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрией
В работах Г.В. Чиркиной, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Е.Н. Винарской, Е.Ф. Соботович, К.А. Семеновой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой и др. отражены основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией:
1. Формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса);
2. Нормализация просодической стороны речи, т.е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи;
3. Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.
4. Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукового анализа.
Работа по коррекции нарушений фонетической стороны речи производится в определенной последовательности. Условно ее принято подразделять на следующие этапы:
1) Подготовительная работа (развитие общей моторики; развитие пальцевой моторики; развитие артикуляционной моторики; развитие мимической мускулатуры; развитие дыхания; развитие просодики; развитие мелодико-интонационной стороны речи; развитие пространственных представлений; развитие ритма; борьба с саливацией; коррекция звукопроизношения; формирование фонетико - фонематических представлений.
2) Постановка звука;
3) Автоматизация правильного звукопроизношения;
4) Дифференциация смешиваемых звуков.
5. Фольклор как один из видов предупреждения и коррекции фонетических нарушений
Всем детям, конечно же, наиболее интересны занятия, в которых активно используется фольклор.
И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Также фольклор является прекрасным средством предупреждения и коррекции нарушений фонетической стороны речи.
Рассмотрим подробнее разнообразные фольклорные формы.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами. К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, "определенность, ясность, пластичность" художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Пословицы и поговорки незаменимы при коррекции нарушений фонетической стороны речи. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать. Например, потешку про "заиньку", где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.»
С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:
«Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.»
Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:
« С гоголя – вода,
С младенца – худоба!
Укатись вся».
Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи.
Заклички и проговорки – генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу.
«- Весна красна! На чём пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Актуальной задачей речевого развития у дошкольном с псевдобульбарной дизартрией является и выработка дикции. Известно, что у таких детей не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию четкого произношения слов, правильной дикции.
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко).
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. В процессе игр – забав, развиваются все виды моторики, что особенно важно при работе с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры.
Небылицы. Это небольшие произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у детей логическое мышление, речь, стимулируют познавательную деятельность.
Сказки. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.
Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.
Фольклорные пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как тренируют пальцевую моторику, дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Фольклорные песенки и потешки которые используются в пальчиковых играх благодаря своей напевности и мелодичности развивают чувство языка.
Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Перспективный план по формированию фонетической стороны речи средствами фольклора
у детей подготовительной группы
Учитель – логопед
Ястребова И.Н.
г.Советский
Перспективный план по формированию фонетической стороны речи средствами фольклора
Подготовительная группа
Перспективный план по формированию фонетической стороны речи средствами фольклора
у детей старшей группы
Учитель – логопед
Ястребова И.Н.
г.Советский
Перспективный план по формированию фонетической стороны речи средствами фольклора
Старшая группа
Месяц | Лексическая тема | Скороговорки | Потешки | Считалки | Пословицы и поговорки | Пальчиковые игры | Загадки | Прибаутки, пестушки, переклички, приговорки, заклички, народные песенки. | |||||
Сентябрь | «Осень» | «Сел сокол на гол ствол». | «Боровик, боровик, | «Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он, Кто не верит ≈ выйди вон!» | «Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна». | «Раз, два, три, четыре, пять. | «Грачи улетели, леса пожелтели, Одни зеленеют лишь сосны да ели. Дни стали короче, длинней стали ночи… Кто скажет, кто знает, когда это бывает?» | «Осень, осень, осень, Гости недель восемь! Со громами сильными, С дождями, ливнями. Лей – кА дождик с неба – Больше будет хлеба!» (закличка). | |||||
«Овощи. Огород.» | «Овощи тащи - будут щи». | «Иван, Иван, вырывай бурьян, | «Ахи, ахи, ахи, ох, | «Не вырастишь овощей – не сваришь щей». | «Мы капусту рубим-рубим Мы морковку трём, трем | «Голова на ножке, В голове горошки». | «Капуста – виласта, Не будь голенаста, Не будь голенаста, Будь пудаста». (приговорка). | ||||||
Октябрь | «Фрукты. Сад» | «Я сидела у Оки, ела яблоки». | «Лезут козы в гору, в лозу – в лозу козы в грозу грызут». | «Летела кукушка мимо сада, | «Фрукты хороши в своё время». | «Ветры яблони качают, Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Я их граблями гребу». | «Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки» | «Ай, качи, качи, качи, На улице калачи, На улице прянички, В огороде яблочки». | |||||
(Грибы. Ягоды) | «Черных ягод пышный куст – Хороши они на вкус!» | «Там, где спеет ежевика, Жили ёжик и ежиха». | «Куда бежите, ножки? | «Где один гриб, там и другой». «Собирай по ягодке наберешь целый кузовок». | «Раз, два, три, четыре, пять! | «Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки, Тот, кто деток соберет, Руки вымажет и рот». (черника). | «Ягодка красна, | ||||||
«Лес» | «У елки иголки колки. Иголки колки у елки». | - «Ножки, где вы были? | «Сива, ива, Дуба, клен, Шуга-юга, Кон!». | «В лесу тень весь день». | «Под березою нора». Под березою нора | «Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню: - земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малиной, Васю – хворостинкой».(лес) | «Земелюшка добра, Вырасти гриба – Гриба грибового, Во бору борового». (приговорка) | ||||||
Ноябрь | «Перелетные птицы» | «На крыше у Шуры Жил журавль Жура. Жил журавль Жура На крыше у Шуры». | «Птичка, птичка, Вот тебе водичка, Вот тебе крошки На моей ладошке». | «Тили – тели», - | «Осенняя пора – птица со двора». | Народная игра «Ласточки – перепелочки». | «Кто на елке, на суку | «Курли, курли, курли, Летят, летят журавли! Курлы – си, курлы – си, По Руси! По Руси!»(приговорка) | |||||
«Зимующие птицы» | «Синичка, синичка, Воробью сестричка. Воробей –воришка залез в амбаришко Клевать просо своим носом». | «Гуля, гуля-голубок, Гуля сизенький, Сизокрыленький, Всем миленький». | «Клест прост, Сел на мост, Кривлен нос, Зелен хвост!» | «Синичка - воробью сестричка». | «Сову снаряжать». С.63 «Детские частушки, шутки, прибаутки». «Прилетели к нам вороны, Сели рядышком на клены. Стали громко каркать, спорить, Стали дом из веток строить». | «Птичка – невеличка, Воробью сестричка: Сама мелковата, Животом желтовата». (синица) | «Ой, ребята та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах, Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная. Труба ладная, песня складная!» (прибаутка) | ||||||
«Посуда». | «Куцая лисица в платьице из ситца мучицу из пшеницы сеет через ситце». | «Разложили кашку | «Барсучиха-бабушка Напекла оладушков. Угостила двух внучат - Двух драчливых барсучат, А внучата не наелись, С рёвом Блюдцами Стучат!» | «Посуда любит чистоту». | «Вот скалка – Рубля не жалко. Станешь печь пироги, Скажешь: «Скалка, помоги!» | «Новая посуда, А вся в дырках». (решето). | «Самовар – птица –жар! Кран открывается – Чай наливается». «А вот плошка налей окрошку, Возьми ложку, Хлебай понемножку». | ||||||
Декабрь | «Продукты питания» | «Если щи хороши, другой пищи не ищи». | «В лесочке, в лесочке Избушка на кочке, Блинами обита, Оладьями крыта, Ограда кругом – пироги с творогом». | «Ай, тата, тата, тата Ай, тата, тата, тата, | «Не красна изба углами, а красна пирогами». | «Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, Ой, блиночки мои!» | «Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня». (тесто) | «Милости просим на чашку чая! Вот так мы живем: Пряники жуем, чаем запиваем, Всех в гости приглашаем». | |||||
«Зима» | «Зимним утром от мороза На заре звенят березы». | «Уж ты зимушка – зима, Запуржила, замела Все дорожки, все пути негде детушкам пройти». | «Лыжи, санки и коньки - | «Зима – хранительница полей». |
| «Какой это мастер Нас стекла нанес И листья, и травы, И заросли роз?».(мороз) | «Мороз, Мороз! Не морозь мой нос! Иди, кисель поешь. Ты зимой гуляй, А летом не бывай!» (закличка) | ||||||
Январь | «Домашние животные. Птицы.» | «Цып-цып, цыплятки, есть водица в кадке. Кто меня боится, тем не дам водицы». | «Киска, киска, киска брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет!» | «Уж ты, курочка, не пой, Конопаточка, не пой! Ты пой, петушок, подавай голосок На Егоров дворок». | «Цыплят по осени считают» | «Цокнул сзади конь копытцем, Под копытцем пыль клубится». | «Посреди двора | «Как у нашего соседа Весела была беседа! Гуси – в гусли, Утки в дудки, Овцы – в донцы, Тараканы в барабаны.» (прибаутка) | |||||
«Дикие животные» | «Зайчик, ты зайчик, коротеньки ножки, Сафьяны сапожки». | «Зайчишка – трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашел, Капустку нашел – Сидит, грызет, Ай, кто-то идет!». | «Волк – волчок, Шерстяной бочок, Через ельник бежал, В можжевельник попал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом». | «Заяц от лисы, а лягушка от зайца улепётывает». | «Бежала лесочком Лиса с кузовочком. - А что в кузовочке? - Лесные грибочки, Грибочки – груздочки Для сына, для дочки». | «Кто по елке ловко скачет и влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?» | «Тень-тень, потетень, | ||||||
Февраль | «Рыбы». | «Щука щурёнку пищу не подыщет». | «- Яков - рыболов, Каков улов? - Каков клёв, Таков и улов». | «Как-то летом по Онеге | «Щуку и леща в роще не сыщешь». | «Плыл у берега пескаpик, | «Драчун и забияка, (Ерш) | «Караси в речке, овечки у печки, Овечки у печки, караси в речке». | |||||
«Дом и его части» (наша улица) | «Колю дрова по чурочке, | «Ох, ох, что за гром? | «Как повадился коток | «Одно кривое окно весь фасад портит». | «Тили-бом! Тили-бом! | «По сеням так и сяк, А в избушку никак». (дверь). | «Как у нас во городе, во Галиче, У моей сударыни, у матушки, А то печки были все муравленки, А полы-то были все серебряны». | ||||||
Март | «Мебель. Инструменты.» | «Верзила Вавила весело ворочал вилы». | «Иголка, иголка, | «Ехал мужик | «С охотой можно и в камень гвоздь забить». | «Идет кузнец из кузницы, несет кузнец два молота Тук-тук -тук, да ударил разом вдруг». | «Хоть и ростом невелик, «Траву секу – трава вянет, на том месте гора встанет». (Коса)
| «Что били? Спинку. Чем били? Венечком. Кашку ели с семечком Погнали нас венечком - кыш, кыш». | |||||
«Моя семья». | «Семья в куче – не страшна туча». | «Ах ты, моя деточка, Золотая кветочка, Виноградная веточка, Сладкая конфеточка!» | «Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, это – я, Это - бабушка моя, Это – папа, это – дед. И у нас разлада нет». | «Птица рада весне, а младенец - матери». | «Пальчик-мальчик, | «Вкусные оладушки Мы едим у …(бабушки)» | «Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала. Даше – два, Паше –два, Ване – два, Тане – два. Хороши оладушки У нашей бабушки!» | ||||||
Профессии | «Ткет ткач ткани на платки Тане». | «Шлёпая по пяточкам и приговаривая: | «Булку, баранку, батон и буханку Пекарь испек спозаранку». | «Не молот железо куёт, а кузнец». | «Вышел, вышел пастушок на лужок, | «Закину палку, убью не галку, | «Съел, наконец, кузнец варенец». | ||||||
Апрель | «Хлеб» (транспорт) | «Пекарь пек пироги в печи». | «Тетушка Арина Кашу варила, «Егор и Борис Из-за каши подрались. Мочала, мочала, Начинай сначала!» | «У Иванушки жар-птица | «Без труда хлеб не родится никогда». | «Тушки-татушки, На окно поставили | «Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены». | «Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют». | |||||
«Весна» | «На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи. День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи». | «Солнышко-вёдрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Ещё маленьких ребят!» | «Гори – гори ясно, чтобы не погасло. Раз, два, смело, Глянь на небо: - Звезды горят, Журавли кричат: «Гу-гу-гу, убегу!» | «Увидал скворца – весна у крыльца». | «Ласточка, ласточка, милая касаточка где ты была, с чем ты пришла? - За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу весну красну!» | «Шагает красавица, легко земли касается, Идет на поле, не реку И по цветку, и по снежку». (весна). | «Весна, весна красная! Приди, весна с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: С льном высоким, С корнем глубоким, С дождями, ливнями, С хлебами обильными!» (закличка). | ||||||
«Насекомые». | «Стрекоза – колечко, Сядь на крылечко!» | «Коровушка – буренушка, Полети на небо, Принеси мне хлеба: Черного и белого, Только не горелого. Всем продавай, А нам так давай!». | «Свет светлячок, Посвети в кулачок! Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога!» | «Мала пчелка, да и та работает». | «Между кочек по дорожке В сад бугут сороконожки. 1, 2, 3, 5 – Никому их не догнать». | «Чемпион по прыжкам , Скачет, скачет полужкам». (кузнечик) | «Улитка, улитка, Высунь рожки! Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок!»(прибаутка) | ||||||
«Лето» | «Ах ты, радуга-дуга, | «У нас в палисаднике | «- Ваня, Ваня, где ты был? | «Что посеешь, тои пожнешь». | «Ладушки, лады, Не политы сады, Недосуг поливать: Надо в ладушки играть». | «Цветики – корзинкой, С желтой серединкой, Белая рубашка. Хороша …(ромашка) | «Лето, лето, вылезь из-под квета. Дай грибов кузовок, Ягод коробок, Орехов мешочек, Цветов на веночек!»(закличка). |
Знакомимся с зимними пословицами и поговоркам
Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни о всем его многообразии и противоречивости.
В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словам. К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, "определенность, ясность, пластичность" художественной речи - это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Про волшебницу зиму, народ сложил немало пословиц и поговорок. Разумеется, основной темой в них являются холода. Вот, например, сколько вариантов
- «Зимой без шубы не стыдно, а холодно»;
- «Шубка зимой не шутка»;
- «Зима – не лето, в шубу одета»;
- «В зимней шубке и морозы – шутка»;
- «Мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам навещает»;
- «Не страшен мороз когда укрыт тепло нос».
- «Береги нос в большой мороз»;
Об опасности замерзнуть предупреждает пословица: «Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет». Про то, как он подгоняет любого прохожего, тоже подмечено:
- «В зимний холод всякий молод»;
- «Мороз не велик, да стоять не велит».
А самое главное: зима лодыря морозит. Вот уж о ленивцах-то – целая россыпь народных выражений:
- «Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь»;
- «Летом нагуляешься, зимой наголодаешься»;
- «Коли летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься»;
Но и по зиме не стоит залеживаться на печи, советует народная мудрость:
- «Готовь сани летом, а телегу зимой»;
- «Лето работает на зиму, а зима на лето».
Но и в стуже народ, тем не менее, находит свои преимущества:
- «Холодно, да не оводно»;
- «Зимой волка бойся, а летом мухи»;
- «Холодная зима – жаркое лето»;
- «Чем крепче зима, тем скорее весна»;
- «Зима стелет холсты, а мороз наводит мосты».
Конечно же, не забыт в пословицах и снег:
- «Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий»;
- «Зимой съел бы грибок, да снег глубок»;
- «Снег земле-кормилице – теплый кожух»;
- «Не то снег, что метет, а то, что сверху идет»;
- «Снег холодный, а от стужи укрывает»;
- «Солнце в туманном кругу – жди пургу».
О неминуемости календарных смен тоже немало сказано:
- «Год кончается, а зима начинается»;
- «Январь – году начало, зиме – середина»;
Подготовила учитель-логопед Ястребова И.Н.
Владимирская Л.А. «От осени до лета».
Влияние малых форм фольклора на развитие
речи детей старшего дошкольного возраста
.
Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами . К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, "определенность, ясность, пластичность" художественной речи - это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания .
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать. Например, потешку про "заиньку", где однокоренными словами будут: зайка - заинька, серенький - серый.
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Подготовила Учитель – логопед Ястребова И.Н.
Н.И.Бахвалова Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008.
«Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
- расширение, обогащение и активизация словаря;
- воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;
- формирование правильной разговорной речи.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов.
Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.
Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки.
Баю-бай, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алеше - на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько!
Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа.
Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем.
Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей.
Где же, как не в народном фольклоре нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?
Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.
Что на уме, то и на языке.
Чужим умом умен не будешь.
Поговорка сходна с пословицей, но в отличии от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.
Он – лисий хвост. – Поговорка.
В чужом глазу сучок видит, а в своем не замечает. – Пословица.
Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.
Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью и меткостью родного языка.
В работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом и сказкой.
Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией. Для этого можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.)
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.
Подготовила учитель – логопед Ястребова И.Н.
Н.А.Галанина Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика № 5(46) июль/2008.,
Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Использование русского народного фольклора на занятиях по подготовке к обучению грамоте способствовали развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием:«Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду –
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду –
Бултых в воду!
Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание диалогического текста, построенного на вопросах и ответах, позволяет освоить детям вопросительную интонацию.
- Яму копал? – Копал.
- В яму упал? – Упал.
- В яме сидишь? – Сижу.
- Яма сыра? – Сыра.
- Как голова, цела? – Цела.
- Значит, живой? – Живой.
- Ну, я пошел домой.
Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:
Солнышко! Ведрышко!
Выйди поскорей!
Будь к нам подобрей!
Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как еще называют игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.
Разберем игру «Девица-девица».
Участники: девица-водящий и группа детей.
Дети. Девица-девица, сходи по водицу!
Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!
Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется – голова трясется!
Девица. Поймаю вас всех сейчас!
Чем чаще дети будут играть в эту игру, тем сильнее будут проявляться эмоции и мимика.
К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут воспитателю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей. Например: «Кисонька-Мурысенька», «Кривой петух», «Трух-трух», «Я – хитрая лисица».
Тесно связаны с играми считалки. Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.
Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
Тара-бара,
Домой пора
Коров доить,
Тебе водить.
Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.
Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать и менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.
Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» - иносказанием или намеком, окольной речью или обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность.
Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.
Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.
По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок.
- Загадки с точно названными признаками.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать ляжет в дупло. (Сова)
- Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.
В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет. (Подсолнух)
- Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
- Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т.е. содержащие и отрицание, и иносказание.
Не украшения, а серебренный, не пастух, а стадо овец пасет. (Месяц)
- Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.
Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
Причины ошибок при отгадывании загадки:
- невнимательно слушают загадку;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Виды деятельности детей в играх с загадками:
- загадывание загадок;
- отгадывание загадок;
- доказательство правильности отгадок;
- сравнение загадок об одном и том же;
- сравнение загадок о разном.
Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.
Матушка репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
На болоте стоит пень –
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Среди народных стишков большую группу составляют перевертыши, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу – перевертышу.
Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для него выразительность, образность, юмор.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик – овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Приметы – прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы:
- помогают расширить словарный запас детей;
- способствуют развитию слуховой памяти;
- дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
- развивают фонематический слух;
- оказывают помощь в автоматизации звуков речи;
- знакомят с ритмичностью народного календаря.
Ноябрь- ворота зимы.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
Для расширения словарного запаса ребенка можно, используя игровые приемы, дать устаревшие слова. Например, атрибуты горницы.
«Доскажи словечко»
Это куколка, Акулька
У нее кроватка –… (люлька).
В печку слазить очень рад,
А зовут его –…(ухват).
У нее доска и палка –
Это бабушкина… (прялка)
Кашу варит всем дружок,
Круглобокий… (чугунок)
Подчеркнуть историческую преемственность с современными аналогами можно, используя «Цепочку слов»
Лучина – свечка – лампа – электрическая лампа
Деревянная миска – глиняная – эмалированная
Скамья – лавка – диван
Ухват – прихватка
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Использованная литература:
1. Н.И.Бахвалова Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008., с.20-23;
2. Н.А.Галанина Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика № 5(46) июль/2008., с.32-37;
3. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Л.Н.Елисеева. – М.:Просвещение, 1987. – 448с.
Фольклорное пение для развития дыхания
Для здоровья человека крайне значимо дыхание. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом (расслабление) как антонимом вдоха (напряжение). Наверное, без всяких научных выкладок наши предки были об этом осведомлены. "Цепное" дыхание, которое используется при пении фольклорных песенок, не только учит непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха, возрастающих в зависимости от использования нижнего (брюшного) типа дыхания.
Восстановление свободного дыхания при фольклорном пении происходит подсознательно и проявляется не только в показателях свободы дыхания, но и в улучшении самочувствия. Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Пение - уникальная дыхательная гимнастика, в которой учитывается все.
Широкое использование русских народных песенок-попевок, помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.
Самая первая наша песенка– это -дразнилка «Андрей – воробей». Формируются активная артикуляция и опорное дыхание
«Андрей – воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из- под палочек».
Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка правильного дыхания.
«Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали – улетели».
Подготовила Учитель – логопед Ястребова И.Н.
Орлова Т.М. «Песни и упражнения для развития голова у детей».
Список литературы
. 1.Азадовский, М.К. История русской фольклористики / М.К. Азадовский. - М. : Учпедгиз, 1958.
2. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки / В.П. Аникин. - М. : Учпедгиз, 1957. – 240 с.
3. Бахтин, В.С. От былины до считалки / В.С. Бахтин. - Л. 1988.
4.Буланин, Д.И. Детский поэтический фольклор / Д.И. Буланин. - М. : Антология, 1997.
5.Волкова, Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учеб. – метод. пособие. – СПБ. : Детство – Пресс, - 2006. – 144 с.
6.Гуровец, Г.В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская. – М. : Просвещение, 1981.
7.Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. - М. : Просвещение, 1976. – 127 с.
8.Комратова, Н.Г. Учимся говорить правильно : учеб. – метод. пособие. – М. : ТЦ СФЕРА, 2004. – 208 с.
9.Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – М. : Союз, 2001. – 191 с.
10.Мелехова, Л.В. Речь дошкольника и ее исправления / Л.В. Мелехова. - М. : Просвещение, 1867.
11.Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей страдающих легкими формами дизартрий и функциональной динамией / Р.И. Мартынова. - Москва, 1976.
12.Никитина, М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников / М.А. Никитина. – Минск, 1968.
13.Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону. : Феникс, 2003. – 448 с.
14.Радина, Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / Е.И. Радина. – М. : Просвещение, 1968.
15.Романенко Л.А. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей / Л.А. Романенко // Дошкольное воспитание. – 1990. - №. 7. – с. 15 – 18.
16.Салахова, А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка / А.Д. Салахова. – М. : Педагогика, 1973.
17.Тарасова Т.Р. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) / Т.Р. Тарасова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 12. – с. 59 – 62.
18.Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т.В. Туманова. – М. : Просвещение, 1999.
19.Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. – М. : Просвещение, 1972, - 78 с.
20.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников / Е.А. Флерина. - – М. : Просвещение, 1961.
21.. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - – М. : Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к преодолению нарушений фонетической стороны речи у детей со стертой дизартрией
этапы устранения дизартрии....
Использование современных ортодонтических средств в коррекции нарушений звуковой стороны речи у дошкольников. Методическое пособие для логопедов и родителей.
В пособии систематизированы сведения о различных аномалиях зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки у детей дошкольного возраста, которые обуславливают нарушения формирова...
Картотека дидактических игр для развития фонетико – фонетической стороны речи дошкольников
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи.Восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анали...
Методическая копилка речевых игр. Формирование фонетической стороны речи дошкольников.
Данная подборка речевых игр направлена на развитие звуковой стороны речи дошкольников на разных возрастных этапах. Младший дошкольный возраст: (Игры для развития артикуляционного аппарата; упражн...
Содержание индивидуальной работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи в старшей группе для обучающихся с ЗПР
Содержание индивидуальной работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи в старшей группе для обучающихся с ЗПР...
Коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников средствами ИКТ
Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска пу...
Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией
Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...