Мастер -класс «Организация речевых игр с применением ИКТ»
консультация по логопедии на тему
Мастер -класс
«Организация речевых игр с применением ИКТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rechevyh_igr_s_primeneniem_ikt.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Мастер -класс
«Организация речевых игр с применением ИКТ»
Подготовил:
Учитель – логопед
Ястребова И.Н.
г. Советский, 2016
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
«Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.
В связи с введением ФГОС изменилось и отношение к работе педагога в ДОУ. В настоящее время одной из основных задач педагога является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях — игровой деятельности.
Ряд исследователей (Габдулисламова Л.А., Горвиц Ю.М., Гринявичене Т.Н., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Ломов Б.Ф., Ляудис В.Я., Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И.Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.
В самом деле, активный в речевом плане ребенок ненадолго замолкает при работе со средствами ИКТ. В течение определенного времени восприятия информации ребенок занимается в основном тем, что молча потребляет информацию. В целом речь - оказывается выключенным. Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.
Применение ИКТ направлено на реализацию следующих принципов:
- Принцип активности и сознательности. Главное в деятельности педагога – вызвать интерес у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. Необходимо активизировать познавательные способности, мышление и поведение ребенка. Именно ИКТ активизируют процесс обучения, а также дают возможность привлечь ребенка к исследовательской деятельности.
- Принцип открывающейся перспективы. Дети хотят познавать новое, они постепенно осознают свой собственный рост (уровень) среди сверстников. Создавать ситуации успеха, побуждать ребенка к творчеству, повышать мотивацию к деятельности возможно с использованием ИКТ.
- Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода. Все дети дошкольного возраста отличаются друг от друга не только с точки зрения физиогномики, поведения, но и в уровне развития высших психических функций: мышления, внимания, речи. Какими бы условиями они не объяснялись, необходим не только учет таких особенностей, но и, опираясь на положительные и сильные качества личности, предупреждать или преодолевать имеющиеся недостатки. Именно с помощью ИКТ возможно создание условий для всестороннего развития каждого ребенка (в том числе и детей с ОВЗ) с учетом их индивидуальных потребностей.
Следовательно, можно выделить следующие дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ:
- Совершенствование организации деятельности педагога.
- Повышение продуктивности обучения дошкольников.
- Индивидуализация работы с детьми.
- Усиление мотивации ребенка.
- Активизация процесса обучения, возможность привлечения ребенка к исследовательской деятельности.
- Обеспечение гибкости учебно-воспитательного процесса.
В прошлом учебном году в работу учителей-логопедов гармонично вошел Он-лайн центр детского развития «Мерсибо». Это сайт с развивающими играми от 2-х до 10-ти лет, включающий в себя игры по развитию кругозора, памяти, внимания, обучению счету, письму и чтению и т.д., а главное и очень важное для детей с дефектами речи – это развитие фонематического слуха и автоматизации звуков. Этих красочных и «полезных» игр более 100. Слоган на сайте: «Каждая новая игра прибавляет сообразительности и ума». Мы рекомендуем вам обратить внимание на этот сайт и поиграть в развивающие игры на компьютере при возможности выхода в систему Интернет. Данные игры вышли и на CD-дисках, поэтому тем, кто не имеет доступа в интернет, рекомендуем по возможности приобретать игры для использования. Также можете рекомендовать родителям приобретать игры для домашнего использования.
На сайте можно прослушать вебинары посвященные работе с данным сайтом и играми. Вебинары проходят как для педагогов, так и для родителей, что более ценно для их информирования по проблемам работы с детьми, в том числе и с недостатками речи.
На логопедических занятиях дети играют в данные игры на компьютере с помощью CD-дисков Программно-дидактический комплекс «Логомер» «Современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета». Так как разработчики игр – это высоко квалифицированные специалисты, то учтена специфика логопедической работы.
На данном диске собраны игры по развитию артикуляционной и пальцевой моторики, развитию дыхания, фонематического и слуха и звукобуквенного анализа, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи, логики и внимания, обучению чтения.
Представляю вашему вниманию несколько игр.
Игра «В гостях у жучков».
Цель: развитие слухового внимания.
Правила: Комната семьи жучков полна разных звуков. Выделяя по очереди все объекты, можно услышать, как они звучат. Затем нужно угадать, какие предметы издают эти звуки, не глядя на картинку.
Рекомендации: Эта веселая игра способствует развитию слухового восприятия у детей, на этапе предшествующему знакомству с буквами и звуками. В рамках развития связной речи нужно попросить ребенка составить предложение про каждого персонажа, а также вспомнить, какие звуки раздаются у него дома по утрам и вечерам.
Игра «Что с начала»
Цель: Составление рассказа по серии картинок.
Правила: Надо поставить три картинки в правильной последовательности. Ребенок сам определяет порядок картинок, а потом сам составляет рассказ.
Рекомендации: Эта игра позволит проверить, как ребенок понимает сюжет и устанавливает причинно –следственные связи.
Игра «Сказочная ошибка»
Цель: Развитие внимания.
Правила: Ребенок должен найти ошибку в рисунке, проговорить ее и щелкнуть в нужное место.
Рекомендации: Такой набор упражнений поможет ребенку вспомнить известные сказки, назвать главных героев. Если ребенок не узнал некоторых персонажей, это повод прочитать и обсудить сказку.
Игра «Невнимательный художник»
Цель: Развитие внимания.
Правила: Рассматривая картинки, ребенок находит и проговаривает какая деталь лишняя, чего не хватает на рисунке или что нужно заменить. Щелкая по тому месту, где в рисунке ошибка, можно ее исправить.
Рекомендации: Такой набор упражнений можно использовать при обследовании, а также в качестве небольшого развлечения во время занятия по развитию речи.
Игра «Звонок другу»
Цель: Игра учит сосредотачиваться, запоминать цифры. Развивать связную речь.
Правила: Для того, чтобы дозвониться другу, Лягушонок должен запомнить его номер телефона. Необходимо на телефоне набрать правильный порядок цифр. Тогда друг ответит.
Рекомендации: Это игра не только для запоминания порядка чисел, но и для развития связной речи. В конце игры можно попросить ребенка повторить истории, которые они услышали от лягушонка, и придумать свои собственные.
Игра «Кто за кем»
Цель: Закрепление в речи предлогов.
Правила: Герои каждого сюжета стоят в заданном порядке. Каждый следующий персонаж появляется по щелчку мыши. Ребенок должен четко называть кто за кем, от кого, перед кем и т.д.
Рекомендации: В ходе игры можно повторить названия сказок, персонажей, запоминать новые слова. Игра хорошо развивает словарный запас и позволяет закрепить предлоги в речи.
Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживания, творческого воображения, словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер -класс«Театр круга и его применение»
мастер -класс...
Мастер-класс «Букет для мамы» с применением техники квиллинг
Подарок для мамы...
Мастер класс «Технология лэпбук и ее применение в работе с детьми раннего возраста»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей на основе использования технологии лэпбук. Задачи: 1. Познакомить с технологией лэпбук. 2. Повысить у...
Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» ...
Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» ...
Мастер – класс для воспитателей на тему «Применение народных игр при организации детско – родительских досугов»
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Народные игры являются неотъемлемой ч...
Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».
Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...