Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
методическая разработка по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» | 419.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сафонова Ирина Эдуардовна,
учитель-логопед детского сада №1 «Алёнушка», г. Туринск
Мастер-класс для родителей и детей
«Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
2013 год.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Задачи:
- Познакомить родителей с методикой использования Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.
- Обучить родителей правильному выполнению упражнений с Су-Джок шарами.
- Развивать грамматически правильную речь детей через использование Су-Джок терапии.
- Предоставить родителям подборку упражнений с использованием Су-Джок шаров./слайд №2/
Материалы и оборудование: Су-Джок шары, средства ТСО: мультимедиапроектор, компьютер, столы и стулья по количеству детей и родителей.
Возраст детей: 5-7 лет /старшая и подготовительная группа/
Ход мастер-класса:
Вступительное слово: Уважаемые мамы, папы и дети! Сегодня мы с вами поиграем с волшебными шариками в разные игры, в которые можно играть и дома. Я познакомлю вас с нетрадиционной логопедической технологией – Су-Джок терапией ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су-Джок терапии мною активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Су-Джок терапия позволяет скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су-Джок шаров с эластичными кольцами, воздействуя на биологически активные точки, тем самым стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Приемы Су-Джок терапии: Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. /слайд №3/
Следующий прием - Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до покраснения и появления ощущения тепла. /слайд №4/
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствуя развитию речи.
Все перечисленные приемы я использую с детьми при коррекции речевых нарушений и предлагаю вам, родителям, использовать их в домашних условиях.
Рассмотрим формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга.
- Массаж Су-Джок шарами. /Дети и родители повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
- Массаж щек: Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех.
Я катаю колобок, будет круглый каждый бок.
- Массаж лба: Я - колючий серый еж, и на шарик я похож.
- Массаж рук: Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну. /слайд №6/
- Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети и родители поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
- Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /Дети и родители поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
- Катаем шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж: Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
- Катаем шарик сверху по руке, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж: Я колючий серый ежик,
Нет ни головы, ни ножек.
- Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Я качу вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе. /слайд №7/
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
- Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.
- Выполните инструкцию: наденьте колечко на мизинец правой руки, возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину и т.д.; закройте глаза, я надену колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
- Использование шариков при выполнении гимнастики.
- Сейчас немножко отдохнем.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
- - опустить руки.
- Использование шариков для звукового анализа слов.
Для характеристики звуков использую массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Я называю звуки, а вы показываете соответствующий обозначению звука шарик. А - /красный/, С - /синий/, Ль - /зеленый/./слайд №8/
- Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. /На столе коробка, ребенок сначала выполняет инструкции логопеда,а затем отвечает на вопросы/.
- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;
- Куда я положила зеленый шарик? /в коробку/
- Откуда я достала красный шарик? /из коробки/ и т. д.
- Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: - Проговорите слово по слогам и на каждый слог возьмите по одному шарику из коробки, а затем сосчитайте количество слогов.
- Медиа презентация: Сказка «Ежик на прогулке» (Приложение № 1)
Посмотрим сказку и расскажем ее с помощью волшебных шариков. /слайды №9-16/
Заключительное слово: Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии в моей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат//слайд №17/
Таким образом, Су-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. /слайд №18/
Планируемый результат:
для детей: знание детьми упражнений с Су-Джок шарами; умение применять накопленные практические навыки в домашних условиях совместно с родителями; сформированность у детей грамматически правильной речи; воспитание интереса к взаимодействию со сверстниками и родителями.
для родителей: заинтересованность и участие родителей в совместной образовательной деятельности с детьми; повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Приложение №1
СКАЗКА «Ежик на прогулке»
/Упражнения с шариком массажером Су-Джок
с использованием компьютерной презентации /
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Оборудование: Су- Джок шарик – массажер.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике – норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Приложение №2
Упражнения с шариком массажером Су – Джок:
- Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
- На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
- Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» ...
Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»...
Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
Консультация для родителей и воспитателей на тему:«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» ...
Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
Консультация для родителей на тему Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений
Консультация для родителей на тему Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений...
Мастер – класс для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...