Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
методическая разработка по логопедии на тему

Сафонова Ирина Эдуардовна
Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сафонова Ирина Эдуардовна,

учитель-логопед детского сада №1 «Алёнушка», г. Туринск

Мастер-класс для родителей и детей

«Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

2013 год.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Задачи:

  • Познакомить родителей с методикой использования Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.
  • Обучить родителей правильному выполнению упражнений с Су-Джок шарами.
  • Развивать грамматически правильную речь детей через использование Су-Джок терапии.
  • Предоставить родителям подборку упражнений с использованием Су-Джок шаров./слайд №2/

Материалы и оборудование: Су-Джок шары, средства ТСО: мультимедиапроектор, компьютер, столы и стулья по количеству детей и родителей.

Возраст детей: 5-7 лет /старшая и подготовительная группа/

Ход мастер-класса:

Вступительное слово: Уважаемые мамы, папы и дети! Сегодня мы с вами поиграем с волшебными шариками в разные игры, в которые можно играть и дома. Я познакомлю вас с нетрадиционной логопедической технологией – Су-Джок терапией ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

В коррекционно - логопедической работе приемы Су-Джок терапии мною активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

 Су-Джок терапия позволяет скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су-Джок шаров с эластичными кольцами, воздействуя на биологически активные точки, тем самым стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Приемы Су-Джок терапии: Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. /слайд №3/

Следующий прием - Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.  Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до покраснения и появления ощущения тепла. /слайд №4/

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствуя развитию речи.

Все перечисленные приемы я использую с детьми при коррекции речевых нарушений и предлагаю вам, родителям, использовать их в домашних условиях.

Рассмотрим формы  работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга.

  1.  Массаж Су-Джок шарами. /Дети и родители повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
  • Массаж щек: Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех.

 Я катаю колобок, будет круглый каждый бок.

  • Массаж лба: Я  - колючий серый еж, и на шарик я похож.
  • Массаж рук: Я мячом круги катаю,   взад  - вперед его гоняю.

                        Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

                        И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,

                        Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну. /слайд №6/

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети и родители поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /Дети и родители поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

- Катаем шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж:   Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?        

- Катаем шарик сверху по руке, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж: Я колючий серый ежик,

Нет ни головы, ни ножек.

  1. Использование  Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Я качу вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе. /слайд №7/

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

  1. Использование Су-Джок  шаров для развития памяти и  внимания.

- Выполните инструкцию: наденьте колечко на мизинец правой руки, возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину и т.д.; закройте глаза, я надену  колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

  1. Использование шариков  при выполнении гимнастики.

- Сейчас немножко отдохнем.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

  1.  - опустить руки.
  1. Использование шариков для звукового анализа слов.

Для характеристики звуков использую массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Я называю звуки, а вы показываете соответствующий обозначению звука шарик. А - /красный/, С - /синий/, Ль - /зеленый/./слайд №8/

  1. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. /На столе коробка, ребенок сначала выполняет инструкции логопеда,а затем отвечает на вопросы/.

- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;

- Куда я положила зеленый шарик? /в коробку/

- Откуда я достала красный шарик? /из коробки/ и т. д.

  1.  Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: - Проговорите слово по слогам и на каждый слог возьмите по одному шарику из коробки, а затем сосчитайте количество слогов.

  1. Медиа презентация: Сказка «Ежик на прогулке» (Приложение № 1)

Посмотрим сказку и расскажем ее с помощью волшебных шариков. /слайды №9-16/

Заключительное слово: Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии в моей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность -  Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат//слайд №17/

Таким образом, Су-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,  специальными массажными шарами, использование  которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. /слайд №18/

Планируемый результат:

для детей: знание детьми упражнений с Су-Джок шарами; умение применять накопленные практические навыки в домашних условиях совместно с родителями; сформированность у детей грамматически правильной речи; воспитание интереса к взаимодействию со сверстниками и родителями.

для родителей: заинтересованность и участие родителей в совместной образовательной деятельности с детьми; повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Приложение №1

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

/Упражнения с шариком массажером Су-Джок

с использованием компьютерной презентации  /

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су- Джок шарик – массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике – норке (зажать шарик в ладошке). 

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) 

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). 

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Приложение №2

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

  1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:    

     Гладь мои ладошки, ёж!

     Ты колючий, ну и что ж!

         Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

          Я хочу тебя погладить,

     Я хочу с тобой поладить.

  1. На поляне, на лужайке                        /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.                 /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,                  /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,                 /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.                 /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,                 /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.                 /гладить шаром каждый палец/

  1. Шла медведица спросонок,         /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.                 /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,                 /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать                 /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» ...

Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»...

Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

Консультация для родителей и воспитателей  на тему:«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»                ...

Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Консультация для родителей на тему Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений

Консультация для родителей на  тему Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений...

Мастер – класс для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...