Логопедическое занятие по автоматизации звука Л
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7 «Незабудка»
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука звука [ л ] в слогах, словах, предложениях.
Учитель-логопед: Н.Н. Лисечко
г. Мегион – 2012 г.
Тема: Звук «Л»
Этап: автоматизация звука [ л ] в слогах, словах, предложениях.
Цели:
Коррекционно – образовательные:
Закрепление знаний о механизмах организации звука «л»
закреплять правильное произнесение [л] в слогах, словах, предложениях;
Упражнять в подборе прилагательных к существительным, закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа родительного падежа.
Коррекционно – развивающие:
развивать фонематические процессы, умение выделять слова со звук [л];
развивать подвижность артикуляционного аппарата; произвольную моторику пальцев рук, внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать стремление говорить правильно, воспитание интереса к занятиям.
Оборудование:
-- мяч
--Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; ------картинки-символы к артикуляционным упражнениям (конверты-белый, синий, жёлтый);
--схема артикуляции звука [Л];
(кочки, река, доски)
--дерево; игрушки обитателей леса (леший, лось, белка, глухарь, волк)
--схема слова (начало, середина, конец)
Ход занятия
1. Мобилизующее начало занятия.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
И скорей вставайте в круг.
А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Передавать его правой рукой (сжимаем большим и указательным пальцами), обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра.
- Доброго утра, Данил. Доброго утра, Настя. Доброго утра, Наталья Николаевна.
- Доброго утра, ребята!
--Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этом конверте?
--Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт! А в этом конверте... какие-то картинки. Что же они означают? ( упражнения для губ и язычка!)
--Давайте сделаем гимнастику для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик» | Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем, А сейчас раздвинем губы – Посчитаем наши зубы. |
«Лопаточка» | Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. |
«Вкусное варенье» | Ел я вкусное варенье – Это было наслаждение. |
«Почистим зубки» | По утрам мы чистим зубки, Любим песенки и шутки. Чистить зубки тщательно Всем детям обязательно. |
«Качели» | Выше дуба, выше ели на качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели язычком «качать качели»? |
«Лошадка» | На лошадке я скачу, «Цок-цок-цок» - сказать хочу. |
«Индюк» | Под окошком – «Блл-блл-блл» - Индюки болтают. Индюшачей речи Никто не понимает |
3. Характеристика звука [ л ]по артикуляционным и акустическим признакам.
-- Тут еще один конверт. Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему прочитать.
Губы улыбаются
Между зубками щель
Язык в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается. (воздух какой?)
-Какая песенка получилась? (Правильно, получилась песенка самолёта—л-л-л.) Повтори ее еще раз.
(Вспомни, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [Л]?)
--Мы учимся слышать звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий)
Произнесение изолированного звука: хором – индивидуально
- Как вы думаете, над каким звуком мы будем сегодня работать?
4. Объявление темы
– Сегодня мы с вами продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах, словах и предложениях.
- Я приглашаю вас совершить путешествие. Отправляемся в путь?
А в дорогу мы с собой возьмём звук «Л»!
5.Развитие фонематического слуха.
- Чтобы звук больше не терялся, поймайте его и крепко сожмите в кулачке.
Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Л. (Логопед медленно произносит звуки: Л, Ш, Р, ЛЬ, Л, С, З,Л,Л,Л)
Молодцы!
6. Автоматизация звука Л в слогах.
- Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку на 2-х ногах, повторяя за мной слоги!
ПЛА-ПЛО-ПЛУ-ПЛЫ-плэ ла-ло-лу-лы-лэ
КЛА-КЛО-КЛУ-КЛЫ-плэ ал-ол-ул-ыл-эл
МЛА-МЛО-МЛУ-МЛЫ-млы
ДЛА-ДЛО-ДЛУ-ДЛЫ-длы
ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ-глы
7. Автоматизация звука в словах
А) - Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. Давайте разберем эти «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки (доски), в названии которых звук Л в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.
Б) - А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово:
Яблоко какое? стул какой? … (Дети строят мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.)
(мы на славу потрудились, прежде чем продолжить путь, отдохнём, сделаем гимнастику для пальчиков и массаж лица)
Пальчиковая гимнастика.
Руки на коленях,
Руки, ноги сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты.
Пальцы разжимаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
Массаж биологически активных зон.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли, /раздвинутые пальцы рук
растирают лоб от середины к вискам/
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
В) - Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти?
А тут нас встречает леший Локки. (хозяин леса)
Локки образованный любопытный и хочет узнать, как ответить на вопросы одним словом. Поможем ему? Отвечаем на вопросы, отчётливо произнося звук Л.
Солдатик из олова какой?......оловянный
Шляпа из соломы какая?.....соломенная
Цветы на лугу какие?........луговые
Юбка в полоску какая?......полосатая
Ёжик из пластилина какой?......пластилиновый
Палки для лыж какие?.......лыжные
Молодцы! Помогли лешему, ответили на вопросы.
8.Автоматизация звука Л в предложениях
а) – Ой! Ребята, а это что мы видим на своём пути? (волшебное дерево).
Локки снова просит нас помочь ему.
Нужно снять с дерева только те предметы, в названии которых есть звук Л.
Берём корзинку и складываем предметы в неё.
Произнося фразу «Я КЛАДУ В КОРЗИНУ…..» (ложку, вилку и т.д.)
- В корзине лешего по одному предмету, а если бы их было много, то, как бы мы их назвали?
(Одна вилка- много вилок)
Справились с заданием? Отправляемся в путь!!!
Б)- Леший привел нас на лесную полянку. Кого мы встретили на поляне?
(лось, белка, глухарь, волк)
Обитатели леса играют в прятки. Поиграем с ними? Игра «Кого не стало»
Молодцы! Понравилась игра? А животные предлагают вам ещё одну игру, которая называется «Исправь предложение».
Слова в предложениях перепутались. Нужно найти и исправить ошибку.
Лес ходил по лосю.
На белке сидела ёлка.
Луна выла на волка.
Глухарь???
Умнички!
Локки остаётся со своими друзьями, а Нам пора возвращаться. Вернуться в детский сад, нам поможет мяч, но только если вы правильно произнесёте слова.
Нужно нам сейчас подняться
И немножечко размяться.
«Мяч волшебный помоги, Звук к нам в слово позови». Шагаем при правильно названном слове.
….апы пи…а капа….
…..ампа бо…ото бока….
…ошадь бу….авка вокза….
….ук мо….ко упа….
….ыжи го…уби стуча…
Вот мы и пришли на то место, с которого отправлялись в путь!
9. Итог.
Какой звук нам помогал правильно произносить слова? (звук Л)
Ребята, мне вами можно гордиться!
Хоть вам и пришлось нелегко потрудиться,
Отлично со всеми заданьями справились!
Скажите, вам путешествие и задания понравились?
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу на целый день. В кругу дети, взявшись за руки хором желают друг другу – ХОРОШЕГО ДНЯ. Похлопали сами себе, за отличную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация звука Л | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7 «Незабудка»
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука звука [ л ] в слогах, словах, предложениях.
Учитель-логопед: Н.Н. Лисечко
г. Мегион – 2012 г.
Тема: Звук «Л»
Этап: автоматизация звука [ л ] в слогах, словах, предложениях.
Цели:
Коррекционно – образовательные:
Закрепление знаний о механизмах организации звука «л»
закреплять правильное произнесение [л] в слогах, словах, предложениях;
Упражнять в подборе прилагательных к существительным, закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа родительного падежа.
Коррекционно – развивающие:
развивать фонематические процессы, умение выделять слова со звук [л];
развивать подвижность артикуляционного аппарата; произвольную моторику пальцев рук, внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать стремление говорить правильно, воспитание интереса к занятиям.
Оборудование:
-- мяч
--Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; ------картинки-символы к артикуляционным упражнениям (конверты-белый, синий, жёлтый);
--схема артикуляции звука [Л];
(кочки, река, доски)
--дерево; игрушки обитателей леса (леший, лось, белка, глухарь, волк)
--схема слова (начало, середина, конец)
Ход занятия
1. Мобилизующее начало занятия.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
И скорей вставайте в круг.
А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Передавать его правой рукой (сжимаем большим и указательным пальцами), обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра.
- Доброго утра, Данил. Доброго утра, Настя. Доброго утра, Наталья Николаевна.
- Доброго утра, ребята!
--Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этом конверте?
--Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт! А в этом конверте... какие-то картинки. Что же они означают? ( упражнения для губ и язычка!)
--Давайте сделаем гимнастику для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик» | Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем, А сейчас раздвинем губы – Посчитаем наши зубы. |
«Лопаточка» | Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. |
«Вкусное варенье» | Ел я вкусное варенье – Это было наслаждение. |
«Почистим зубки» | По утрам мы чистим зубки, Любим песенки и шутки. Чистить зубки тщательно Всем детям обязательно. |
«Качели» | Выше дуба, выше ели на качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели язычком «качать качели»? |
«Лошадка» | На лошадке я скачу, «Цок-цок-цок» - сказать хочу. |
«Индюк» | Под окошком – «Блл-блл-блл» - Индюки болтают. Индюшачей речи Никто не понимает |
3. Характеристика звука [ л ]по артикуляционным и акустическим признакам.
-- Тут еще один конверт. Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему прочитать.
Губы улыбаются
Между зубками щель
Язык в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается. (воздух какой?)
-Какая песенка получилась? (Правильно, получилась песенка самолёта—л-л-л.) Повтори ее еще раз.
(Вспомни, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [Л]?)
--Мы учимся слышать звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий)
Произнесение изолированного звука: хором – индивидуально
- Как вы думаете, над каким звуком мы будем сегодня работать?
4. Объявление темы
– Сегодня мы с вами продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах, словах и предложениях.
- Я приглашаю вас совершить путешествие. Отправляемся в путь?
А в дорогу мы с собой возьмём звук «Л»!
5.Развитие фонематического слуха.
- Чтобы звук больше не терялся, поймайте его и крепко сожмите в кулачке.
Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Л. (Логопед медленно произносит звуки: Л, Ш, Р, ЛЬ, Л, С, З,Л,Л,Л)
Молодцы!
6. Автоматизация звука Л в слогах.
- Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку на 2-х ногах, повторяя за мной слоги!
ПЛА-ПЛО-ПЛУ-ПЛЫ-плэ ла-ло-лу-лы-лэ
КЛА-КЛО-КЛУ-КЛЫ-плэ ал-ол-ул-ыл-эл
МЛА-МЛО-МЛУ-МЛЫ-млы
ДЛА-ДЛО-ДЛУ-ДЛЫ-длы
ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ-глы
7. Автоматизация звука в словах
А) - Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. Давайте разберем эти «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки (доски), в названии которых звук Л в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.
Б) - А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово:
Яблоко какое? стул какой? … (Дети строят мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.)
(мы на славу потрудились, прежде чем продолжить путь, отдохнём, сделаем гимнастику для пальчиков и массаж лица)
Пальчиковая гимнастика.
Руки на коленях,
Руки, ноги сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты.
Пальцы разжимаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
Массаж биологически активных зон.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли, /раздвинутые пальцы рук
растирают лоб от середины к вискам/
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
В) - Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти?
А тут нас встречает леший Локки. (хозяин леса)
Локки образованный любопытный и хочет узнать, как ответить на вопросы одним словом. Поможем ему? Отвечаем на вопросы, отчётливо произнося звук Л.
Солдатик из олова какой?......оловянный
Шляпа из соломы какая?.....соломенная
Цветы на лугу какие?........луговые
Юбка в полоску какая?......полосатая
Ёжик из пластилина какой?......пластилиновый
Палки для лыж какие?.......лыжные
Молодцы! Помогли лешему, ответили на вопросы.
8.Автоматизация звука Л в предложениях
а) – Ой! Ребята, а это что мы видим на своём пути? (волшебное дерево).
Локки снова просит нас помочь ему.
Нужно снять с дерева только те предметы, в названии которых есть звук Л.
Берём корзинку и складываем предметы в неё.
Произнося фразу «Я КЛАДУ В КОРЗИНУ…..» (ложку, вилку и т.д.)
- В корзине лешего по одному предмету, а если бы их было много, то, как бы мы их назвали?
(Одна вилка- много вилок)
Справились с заданием? Отправляемся в путь!!!
Б)- Леший привел нас на лесную полянку. Кого мы встретили на поляне?
(лось, белка, глухарь, волк)
Обитатели леса играют в прятки. Поиграем с ними? Игра «Кого не стало»
Молодцы! Понравилась игра? А животные предлагают вам ещё одну игру, которая называется «Исправь предложение».
Слова в предложениях перепутались. Нужно найти и исправить ошибку.
Лес ходил по лосю.
На белке сидела ёлка.
Луна выла на волка.
Глухарь???
Умнички!
Локки остаётся со своими друзьями, а Нам пора возвращаться. Вернуться в детский сад, нам поможет мяч, но только если вы правильно произнесёте слова.
Нужно нам сейчас подняться
И немножечко размяться.
«Мяч волшебный помоги, Звук к нам в слово позови». Шагаем при правильно названном слове.
….апы пи…а капа….
…..ампа бо…ото бока….
…ошадь бу….авка вокза….
….ук мо….ко упа….
….ыжи го…уби стуча…
Вот мы и пришли на то место, с которого отправлялись в путь!
9. Итог.
Какой звук нам помогал правильно произносить слова? (звук Л)
Ребята, мне вами можно гордиться!
Хоть вам и пришлось нелегко потрудиться,
Отлично со всеми заданьями справились!
Скажите, вам путешествие и задания понравились?
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу на целый день. В кругу дети, взявшись за руки хором желают друг другу – ХОРОШЕГО ДНЯ. Похлопали сами себе, за отличную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».
В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука” в Microsoft Power Point для обучения детей с дефектным произношением звуков
Для обучения детей с дефектным произношением звуков...
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...
Логопедическое занятие по автоматизации звук Р "Как Незнайка научился говорить звук Р"
Занятие проходит в игровой форме, дети "учат" Незнайку произносить звук Р: показывают артикуляционные упражнения, способствующие произношению звука, произносят звук изолированно, в слогах, с...