Звук [т] и буква Т.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Обучение грамоте звук [т] и буква Т (по Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t_i_bukva_t.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие.

Тема: «Буква Тт и звук [т]».

Образовательные задачи. Буква Тт и звук [т]. Формирование умения находить новую букву среди др. букв алфавита.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки для организационного момента, пальчиковый бассейн, пластмассовые объёмные буквы, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, массажные мячики.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

Педагог встречает детей с пальчиковым бассейном в руках и предлагает им по очереди опустить в него ладони, достать по одной букве, назвать свою букву. Дети выполняют задание и занимают места за столом.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем.

  1. Игра  «Выбери картинки».  Развитие внимание, фонематических представлений.

Педагог рассыпает на столе картинки.

Посмотрите на картинки. Каждый из вас должен выбрать две картинки, в названиях ко-ых первой будет та буква, ко-ую вы держите в руках. (Я выбрал утюг и улей, потому что у меня буква У….). Отлично,  все верно.

  1. Рассказывание логопедом стихотворения. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

Педагог кладет перед каждым ребенком раскрытый букварь и показывает, на какую картинку нужно смотреть.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушаете и скажете, какой звук я выделяла голосом.

Творог из тарелки ел Танин щенок.

Теперь у него на ушах весь творог.

(звук [т]). Верно. Об этом звуке и о букве, ко-ая его обозначает, мы и поговорим сегодня.

  1. Упражнение «Будь  внимательным». Развитие фонематического восприятия.

Произнесите звук [т]. Почувствуйте, как язык ударяется в верхние зубы и отскакивает от них. Как вы думаете, это гласный или согласный звук? (Это согл. звук. Его нельзя петь). Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Согласные звуки мы будем обозначать вот такими синими кружками. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [т] от гласных звуков. Встаньте около стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Я буду говорить, а вы будете поднимать руки в стороны, если услышите звук [т].

Для упражнения используется следующий материал: а, у, т, о, т, и, у, т, ау, от, ут, уа, кот, Оля, рот.  Дети разводят руки в стороны, услышав звук [т].

Отлично. Вы были очень внимательными.

  1. Упражнение «Что получится?». Формирование навыков звукового и слогового анализа.

Педагог достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и раздаточный материал для звукового анализа.

А сейчас мы поиграем в игру «Что получилось?» Если я сначала произнесу звук [а], потом звук [т]. Что получится? (Ат). Верно. Каким кружком я обозначу звук [а] , а каким – звук [т]? (Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [т] – синий. )

Педагог выкладывает схему слога на доске.

Если я произнесу [у], потом [т], что получится? (Ут). Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание.

Молодцы. Разберите схему. Если я произнесу [т], потом – [а], что получится? (Та). Выложите схему.

Дети выполняют задание.

Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [та], потом – [та], что получится? (Тата). Молодцы. Послушайте, как я произнесу имя девочки Тата и прохлопаю, сколько в нем частей – слогов. Та-та.

Педагог прохлопывает слоговой рисунок слова, произнося его.

Сколько раз я хлопнула? (2 раза). И сколько слогов в слове Тата? (2 слога). Давайте вместе прохлопаем это слово.

Дети вместе с педагогом прохлопывают слово.

  1. Работа по букварю. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых и двусложных слов из открытых слогов.

Продолжаем работу по букварю. Посмотрите на страницу слева. Вы видите букву Тт. почему она синего цвета? (Она согл.). Верно. Из скольких палочек она состоит? (Из 2). Правильно. А теперь найдите на картинке в нижней части страницы все предметы, похожие на букву Т. Покажите и назовите их. (Пугало, антенна, насос, колонка, молоток, гвоздики). Теперь посмотрите на соседнюю страничку. Вы видите букву Т, ко-ую сложили из кубиков. Дома вы попробуете сложить такую же букву. А сейчас давайте почитаем слоги в зеленой рамке. (Ат, от, ут, …). А теперь посмотрите на картинки под рамкой. Кого вы видите на них? (Щенка и девочку). Давайте прочитаем, как их зовут. (Тото, Тата). Посмотрите на картинку в нижней части страницы. Найдите на ней предметы, названия ко-ых начинаются со звука [т].(Тапки, туфли). Эти слова написаны рядом с картинкой. Покажите мне новую букву в этих словах. Молодцы! Следующую страницу букваря вы рассмотрите дома с мамой.

  1. Подвижная игра  «Облака». Координация речи с движением.

Облака плывут куда-то…      Медленно идут по кругу, совершая плавные взмахи руками

Словно сахарная вата,

Белые, кудрявые                     Меняют направление движения.

В синем небе плавают.

У них толстые бока.       Останавливаются, разводят руки, показывают толстые бока.

Только тают облака,              Опускают руки.

Постепенно исчезают,           Опускают голову и плечи. Расслабляются.

Тают, тают, улетают…

  1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование  навыка печатания.

Педагог раздает тетради, простые и цветные карандаши. Дети садятся за столы.

На странице слева вы видите большую и маленькую буквы Тт. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? (Синим). Почему? (Буква Т - согласная). Выполняйте задание.

Дети выполняют задание.

Какие предметы нарисованы у вас в тетради? (Трактор, труба, топор). С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [т]). Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после полдника. А сейчас посмотрите, как я «пишу» новую букву в воздухе.

Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе.

Давайте «напишем» новую букву в воздухе вместе.

Дети вместе с педагогом «пишут» новую букву в воздухе.

А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву в тетради. Посмотрите, как я напишу её на доске. Сначала я сверху вниз пишу длинную палочку, а потом слева направо пишу короткую палочку. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

  1.  Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Что нового вы узнали на занятии? (Мы познакомились с буквой Тт и узнали, что она согласная). Какие слова на звук [т] вы запомнили? (…). Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...