Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме:"Перелётные птицы осенью".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 37 комбинированного вида
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной к школе логопедической группы с ОНР по теме: «Перелётные птицы осенью».
Подготовила:
Учитель - логопед МБДОУ
«Детский сад» № 37
Ахсарова Кристина Энверовна
Владикавказ 2015 г.
Коррекционно-образовательные цели:
Закрепить представления о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизировать знания детей о перелётных и водоплавающих птицах осенью, их внешнем виде, образе жизни. Учить детей отвечать на вопросы полными, развернутыми предложениями. Автоматизация произношения свистящих звуков в связной речи. Совершенствование навыков анализа и синтеза слов, фонематических представлений. Обогащение словаря детей словами синонимами. Закрепление навыков чтения слов и предложений, образования родственных слов.
Коррекционно – развивающие цели:
Развитие навыков связной речи, зрительного гнозиса и мнезиса (внимания и памяти), логического мышления, памяти, внимания, воображения, тонкой (пальчиковой) и общей моторики. (« Су – Джок» терапия).
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать умение слушать педагога, друг друга, бережное отношение к природе, птицам, родному краю. Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: Раздаточный материал, столы, презентация к мероприятию, ноутбук, пособие «Звуковые схемы», «мячики с шипами» , музыкальный центр, СD с записью криков улетающих журавлей, резиновый мяч среднего размера.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку…
Логопед: – Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Ребята, вы наверно уже догадались, что занятие будет необычным.
- Прослушайте отрывок из стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели»:
«Улетают, улетели»
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Е. Благинина
Логопед: – О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени! О красивом, прекрасном времени года!
Логопед: - Верно, молодцы! Вспомните и назовите основные признаки осени.
Дети: Осенью часто идут дожди, холодно. Листья желтеют, краснеют и падают на землю. Животные готовятся к зиме ( строят норки, берлогу, дупла, меняют шубки, делают запасы на зиму т.д.) Птицы улетают в тёплые края. Люди одевают тёплую осеннюю одежду.
Логопед: – Как птицы готовятся к зиме? Назовите перелётных птиц?
Дети: В тёплые края улетают : ласточки, журавли, кукушка, скворцы, лебеди, дикие гуси, утки, вьюрки, соловьи, аисты т.д.
Логопед: – Почему улетают?
Дети: Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно и голодно, птицам трудно найти корм.
Логопед: Встаньте полукругом, рассмотрите птиц на экране. Какие птицы улетают первыми в тёплые края? (Слайды)
Дети: Первыми улетают «насекомоядные птицы». Это ласточки, стрижи, соловьи т.д. Затем улетают птицы, которые питаются семенами и ягодами растений. Затем водоплавающие птицы. И последними улетают грачи, и первыми возвращаются в родные края.
Логопед: – Чем покрыто тело птиц?
Дети: Тело птиц покрыто перьями. Перья помогают сохранить тепло, и придают красивую окраску.
Логопед: – Кто как улетает?
Дети: Журавли улетают клином, кукушка – поодиночке, дикие утки, гуси, лебеди – вереницей, скворцы, ласточки, грачи – стаей.
Логопед: – Верно! О птицах вы много знаете. А теперь сосчитаем птиц.
Пальчиковая гимнастика «Птички»
(С использованием Су – Джок терапии)
Я мячом круги катаю,
И ладошки разминаю
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
сонная головушка
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
чёрненькое пёрышко
Раз, два, три, четыре, пять
Птиц закончили считать!
Логопед: – Ребята, пока мы с вами считали птиц к нам прилетел важный гость! А кто это, отгадайте по первым звукам в словах. (Слайд)
Логопед: – Верно! Это грач! Грач какая птица?
Дети:- Умная, красивая, важная, полезная!
Логопед: - Составьте звуковую схему!
Логопед: – Грач прилетел к вам с письмом! Что же в письме написано? Слушайте внимательно!
Здравствуйте ребята! Меня зовут грач Гриша. Я приготовил для вас задания, постарайтесь их выполнить правильно, и тогда вас ждёт сюрприз!
Ребята! Вы хотите получить сюрприз?
Дети: - Да!
Логопед: - Но сначала мы немного подвигаемся и поиграем!
Подвижная игра « Улетают, остаются»
( Выполняйте движения вместе со мной)
Правила игры: Логопед перечисляет названия птиц, а дети бегают по залу и машут крыльями. Если дети услышат название перелётной птицы продолжают летать, и приседают на корточки лишь тогда, когда услышат название зимующей птицы.
Логопед: – А вот и следующая игра « У кого кто?» ( Мяч передают дети друг другу, называя слова)
У грача – грачата (грачонок)
у скворца – скворчата (скворчонок)
у ласточки – ласточата (ласточонок)
у кукушки – кукушата (кукушонок)
у журавля – журавлята (журавлёнок)
у аиста – аистята (аистёнок)
Игра «Скажи иначе » (Обогащение словаря словами – синонимами)
Корм – еда, пища;
Стая – косяк, караван;
Большая птица – крупная птица, огромная.
Логопед: - Молодцы! С этими заданиями вы легко справились, а вот и посложнее, помогите грачу Грише подобрать родственные слова к слову журавль. Грач нуждается в вашей помоши!
Игра « Подбери родственные слова»
Дети сидят полукругом на ковре , каждый вспоминает и надбирает по схеме родственные слова.
Журавль – журавлиха – журавлик – журка – журавушка – журавлиная – журавлиный;
Грач – грачиха – грачонок – грачата – грачиный;
Аист – аистиха – аистята – аистиный.
Логопед: - Ребята, пока мы подбирали родственные слова, грач Гриша прилетел к своим друзьям на озеро Бекан. (Слайды)
Подойдите к доске рассмотрите это озеро. Вы слышали о таком озере? Это уникальное озеро для нашей республики! Оно образовалось почти 75 лет назад. Его питают 300 родников. Вода в озере чистая, родниковая!На озеро прилетают дикие утки, гуси, лебеди, нырок, и такие редкие птицы как чёрные аисты , и даже - египетский пеликан!
Логопед: - Повторите названия птиц!
Сколько родников питает озеро? Когда образовалось озеро? т.д.
Какие вы молодцы! Птиц вы знаете, хорошо считаете, а писать и читать умеете? Вот сейчас и проверим!
Проводиться игра « Грамотейка» ( Дети читают слова и предложения ,а затем соединяют их с картинками) (Слайд)
Итог: Молодцы! Со всеми заданиями справились, и вам грач Гриша дарит памятки о птицах, обитающих на озере Бекан и занесенных в Красную книгу Северной Осетии. Каких птиц запомнили? Что нового узнали? Грачу Грише пора улетать вместе с друзьями в тёплые края, попрощайтесь с ним, помашите руками. И для гостей приготовили подарки (аппликация «Грачи»). Дети дарят гостям свои работы, прощаются с ними. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание для старшей логопедической группы по теме: "Перелётные птицы"
Домашнее задание для старшей логопедической группы по теме: "Перелётные птицы"...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Домашние птицы"
Цель занятия:- активизация и расширение словаря по теме- употребление уменьшительно-ласкательной формы слов- усвоение навыка согласовывания числительных существительных...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"цель:- активизация и расширение словаря по теме- различение мужского и женского рода сущ.-употребление предлога нараз...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Перелетные птицы"
Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение и расширение словаря по теме. Согласование существительных с числит...
Конспект коррекционного занятия в старшей логопедической группе по теме "Перелётные птицы".
На занятии учимся образовывать существительные родительного падежа с предлогом У, приставочные глаголы. Продолжаем формировать понятия слог и звук, ударение. Расширяем словарный запас по те...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы»
Цель:активизация и расширение словаря по темеразличие мужского и женского рода сущупотребление предлога наразвитие связной речи, умение составлять небольшой рассказ...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему "Перелётные птицы"".
Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия ткрытого занятие на тему "Пререлётные птицы ". Занятие проводилось в подготовительной логопедической группе...