Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме:"Перелётные птицы осенью".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кристина Энверовна Ахсарова

Конспект занятия для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия для детей с ОНР27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Детский сад» № 37 комбинированного вида

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной к школе логопедической группы с ОНР по теме: «Перелётные птицы осенью».

Подготовила:

Учитель - логопед МБДОУ

«Детский сад» № 37

Ахсарова Кристина Энверовна

Владикавказ 2015 г.

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепить представления о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизировать знания детей о перелётных  и водоплавающих птицах осенью, их внешнем  виде, образе жизни. Учить детей отвечать на вопросы полными, развернутыми предложениями. Автоматизация произношения свистящих звуков в связной речи. Совершенствование навыков анализа и синтеза слов, фонематических представлений. Обогащение словаря детей  словами синонимами. Закрепление навыков чтения слов и предложений, образования родственных слов.

Коррекционно – развивающие цели:

Развитие навыков связной речи, зрительного гнозиса и мнезиса (внимания и памяти), логического мышления, памяти, внимания,  воображения, тонкой (пальчиковой) и общей моторики. (« Су – Джок» терапия).

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать умение слушать педагога, друг друга, бережное отношение к природе, птицам, родному краю. Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Раздаточный материал, столы, презентация к мероприятию, ноутбук, пособие «Звуковые схемы», «мячики с шипами» , музыкальный центр, СD с записью криков улетающих  журавлей, резиновый мяч среднего размера.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети входят  в зал под музыку…

Логопед: – Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Ребята, вы наверно уже догадались, что занятие будет необычным.

- Прослушайте отрывок из стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели»:

«Улетают, улетели»

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще.

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Е. Благинина

Логопед: – О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Об осени! О красивом, прекрасном времени года!

Логопед: - Верно, молодцы! Вспомните и назовите основные признаки осени.

Дети: Осенью часто идут дожди, холодно. Листья желтеют, краснеют и падают на землю. Животные готовятся к зиме ( строят норки, берлогу, дупла, меняют шубки, делают запасы на зиму т.д.) Птицы улетают в тёплые края. Люди одевают тёплую осеннюю одежду.

Логопед: – Как птицы готовятся к зиме? Назовите перелётных птиц?

Дети: В тёплые края улетают :  ласточки, журавли, кукушка, скворцы, лебеди, дикие гуси, утки, вьюрки, соловьи, аисты т.д.

Логопед: – Почему улетают?

Дети: Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно и голодно, птицам трудно найти корм.

Логопед: Встаньте полукругом, рассмотрите птиц на экране. Какие птицы улетают первыми в тёплые края? (Слайды)

Дети: Первыми улетают  «насекомоядные птицы». Это ласточки, стрижи, соловьи т.д. Затем улетают птицы, которые питаются семенами и ягодами растений. Затем водоплавающие птицы. И последними улетают грачи, и первыми возвращаются в родные края.

Логопед: – Чем покрыто тело птиц?

Дети: Тело птиц покрыто перьями. Перья помогают сохранить тепло, и придают красивую окраску.

Логопед: – Кто  как улетает?

Дети: Журавли  улетают  клином,  кукушка – поодиночке,  дикие утки, гуси, лебеди – вереницей,  скворцы, ласточки, грачи – стаей.

Логопед: – Верно! О птицах вы много знаете. А теперь сосчитаем птиц.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

(С использованием Су – Джок терапии)

Я мячом круги катаю,

И ладошки разминаю

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

сонная головушка

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

чёрненькое пёрышко

Раз, два, три, четыре, пять

Птиц закончили считать!

Логопед: – Ребята, пока мы с вами считали птиц к нам прилетел важный гость! А кто это, отгадайте по  первым звукам в словах. (Слайд)

Логопед: – Верно! Это грач!  Грач какая птица?

Дети:- Умная, красивая, важная, полезная!

Логопед: - Составьте  звуковую схему!

Логопед: – Грач прилетел к вам с письмом!  Что же в письме написано? Слушайте внимательно!

Здравствуйте ребята! Меня зовут грач Гриша. Я приготовил для вас задания, постарайтесь их выполнить правильно, и тогда вас ждёт сюрприз!

Ребята! Вы хотите получить сюрприз?

Дети: - Да!

Логопед: - Но сначала мы немного подвигаемся и поиграем!

Подвижная игра « Улетают, остаются»

( Выполняйте движения вместе со мной)

Правила игры: Логопед перечисляет названия птиц, а дети бегают по залу и машут крыльями. Если дети услышат название перелётной птицы продолжают летать, и приседают на корточки  лишь тогда, когда услышат название зимующей птицы.

Логопед: – А вот и следующая игра « У кого кто?» ( Мяч передают дети друг другу, называя слова)

У грача – грачата (грачонок)

у скворца – скворчата (скворчонок)

у  ласточки – ласточата (ласточонок)

у кукушки – кукушата (кукушонок)

у журавля – журавлята (журавлёнок)

у аиста – аистята (аистёнок)

Игра «Скажи иначе » (Обогащение словаря словами – синонимами)

Корм – еда, пища;

Стая – косяк, караван;

Большая птица – крупная птица, огромная.

Логопед: - Молодцы! С этими заданиями вы легко справились, а вот и посложнее,  помогите  грачу Грише подобрать родственные слова к слову журавль. Грач нуждается в вашей  помоши!

Игра « Подбери родственные слова»

Дети сидят полукругом на ковре ,  каждый вспоминает и надбирает по схеме родственные слова.

Журавль – журавлиха – журавлик – журка – журавушка – журавлиная – журавлиный;

Грач – грачиха – грачонок – грачата – грачиный;

Аист – аистиха – аистята – аистиный.

Логопед: - Ребята, пока мы подбирали родственные слова,  грач Гриша прилетел к своим друзьям на  озеро Бекан. (Слайды)

Подойдите к доске рассмотрите это озеро. Вы слышали о таком озере? Это уникальное озеро для нашей республики! Оно образовалось почти 75  лет назад. Его питают 300 родников. Вода в озере чистая, родниковая!На озеро прилетают дикие утки, гуси, лебеди, нырок, и такие редкие птицы как чёрные аисты , и даже  - египетский пеликан!

Логопед: - Повторите названия птиц!

Сколько родников питает озеро? Когда образовалось озеро? т.д.

Какие вы молодцы! Птиц вы знаете, хорошо считаете, а писать и читать умеете? Вот сейчас и проверим!

Проводиться игра « Грамотейка» ( Дети читают слова и предложения ,а затем соединяют их  с картинками) (Слайд)

Итог: Молодцы! Со всеми заданиями  справились, и вам грач Гриша дарит памятки о  птицах,  обитающих на озере Бекан и занесенных в Красную книгу Северной Осетии.  Каких птиц запомнили? Что нового узнали? Грачу Грише пора улетать вместе с друзьями в тёплые края, попрощайтесь с ним, помашите руками. И для гостей приготовили подарки (аппликация «Грачи»). Дети дарят гостям свои работы, прощаются с ними. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание для старшей логопедической группы по теме: "Перелётные птицы"

Домашнее задание для старшей логопедической группы по теме: "Перелётные птицы"...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Домашние птицы"

Цель занятия:- активизация и расширение словаря по теме- употребление уменьшительно-ласкательной формы слов- усвоение навыка согласовывания числительных существительных...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"цель:- активизация и расширение словаря по теме- различение мужского и женского рода сущ.-употребление предлога нараз...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Перелетные птицы"

Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение и расширение словаря по теме. Согласование существительных с числит...

Конспект коррекционного занятия в старшей логопедической группе по теме "Перелётные птицы".

На занятии учимся образовывать существительные родительного падежа с предлогом У, приставочные глаголы.  Продолжаем формировать понятия слог и звук, ударение. Расширяем словарный запас по те...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы»

Цель:активизация и расширение словаря по темеразличие мужского и женского рода сущупотребление предлога наразвитие связной речи, умение составлять небольшой рассказ...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему "Перелётные птицы"".

Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия ткрытого занятие  на тему "Пререлётные птицы ". Занятие проводилось в подготовительной логопедической группе...