Модель логопедической работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Одной из самых серьезных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков.
Это обусловлено низким уровнем детско-родительских отношений, недостаточным уровнем педагогической культуры родителей, ростом агрессии современного социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель логопедической работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
декабрь, 2016г. учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-Д/С№2»
Веревкина Лариса Борисовна.
Одной из самых серьезных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков.
Это обусловлено низким уровнем детско-родительских отношений, недостаточным уровнем педагогической культуры родителей, ростом агрессии современного социума.
Все выше сказанное определило тему нашей инновационной деятельности: «Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста».
Цель: Выявление влияния специально подобранных психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств на развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольника.
Задачи:
- Осуществить теоретический анализ исследований, литературы, научно-исследовательских, методических разработок по проблеме преодоления проблем эмоционально-личностного расстройства у детей дошкольного возраста.
- Разработать систему мониторинга развития эмоционально-личностной сферы.
- Разработать программно методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей.
- Повысить психологическую готовность педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения в личностной сфере.
- Обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы.
- Обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.
- Обосновать процесс профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
- Провести экспериментальную апробацию следующих методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников (песочная терапия, мульттерапия, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, элементы технологии Марии Монтессори, технология биологически обратной связи (БОС), работа сенсорной комнаты, работа комнаты психологической разгрузки, логопедические методики.
- Выявить особенности применения психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
- Разработать методические рекомендации для воспитателей, специалистов дошкольных образовательных учреждений, родителей по особенностям применения психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ и в условиях семейного воспитания.
В настоящее время развитию эмоционально-волевой сферы ребенка с ФФНР уделяется недостаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. У детей с ФФНР речи отличется эмоциональное «неблгаполучие», то есть отрицательное эмоциональное самочувствие, которое может возникнуть в разных случаях, например при переживании неуспеха в каком либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования. У детей наблюдается неуравновешенность, быстрая возбудимость.
Формирование эмоционально-волевой сферы у детей с ФФН речи будет эффективным, если разработанная модель будет учитывать:
-психолого-педагогическую и клинико-медицинскую диагностику.
-структуру и характер корригирующего дефекта
-первичность и вторичность в структуре дефекта.
Благодаря этим условиям могут быть достигнуты достаточно высокие результаты по формированию фонетико-фонематической стороны речи с целью успешного овладения детьми навыками чтения и письма.
Модель логопедической работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи..
- Формирование эмоционально-волевой сферы через развитие артикуляционного праксиса.
Тренируем эмоции: попросить ребенка нахмуриться как осенняя тучка, улыбнуться как «кот на солнце», устань как «папа после работы», отдохни как турист, снявший тяжелый рюкзак».
Глаза в глаза: « глядя только в глаза и чувствуя руки, попробовать молча передать разные эмоции: я грустный помоги мне!
формирование двигательной функции губ: используя стихотворения.
«лягушка улыбается», «заборчик», «хоботок слоненка».
формирование двигательной функции языка и челюсти:
«Лопаточка», «накажи непослушный язычок», «чищу зубы», «качели», «иголочка».
2.Формирование эмоционально-волевой сферы через формирование звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика «Сказка о забавной обезьянке». (На примере постановки правильного произношения шипящих звуков).
3.Формирование эмоционально-волевой сферы через развитие фонематического слуха:
« Звуковые загадки» - называем звук, а ребенок придумывает кто ( что) может его издавать., « Скажи как я»- логопед кидает, мяч ребенку называя слово выделяя в нем согласный звук.
4.Формирование эмоционально-волевой сферы через развитие фонематическое восприятие. Назови предмет, который начинается с того же звука, что и твое имя. Например Катя (К), КОШКА, КАНАТ, КАМЕНЬ.
Метаграмы - это загадки, в которых из данного слова, путем замены одной буквы другой получается новое слово.
Над морем я летаю (Ч)
В машинах я бываю (г) ( чайка-гайка).
Вывод: анализ экперимента позволил выявить динамику формирования эмоционально-волевой сферы у детей с ФФН речи и можно проследить эффективность внедренной модели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников."
Недаром дети любят сказку,Ведь тем она и хороша, Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа…В. Берестов...
Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин,...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»
Цель – демонстрация знаний детей о космосе.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепить слова на тему «Космос»;Подбирать существительные к прилагательному;Образовывать уменьшит...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...
«Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о сост...
Конспект фронтального занятия по формированию слоговой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи. "Лето"
Лексическая тема "Лето"...
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи "Путешествие на поезде"
Цель: создавать условия для формирования слоговой структуры слова у детей через игровую деятельность.Коррекционно-образовательные задачи: - закрепить умение различать на слух и воспроизводить долгие и...