Модель логопедической работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Одной из самых серьезных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков.

 Это обусловлено низким уровнем детско-родительских отношений, недостаточным уровнем педагогической культуры родителей, ростом агрессии современного социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

Модель логопедической работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

декабрь, 2016г. учитель-логопед МБДОУ  «ЦРР-Д/С№2»

Веревкина Лариса Борисовна.

Одной из самых серьезных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков.

 Это обусловлено низким уровнем детско-родительских отношений, недостаточным уровнем педагогической культуры родителей, ростом агрессии современного социума.

 Все выше сказанное определило тему нашей инновационной деятельности: «Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста».

Цель: Выявление влияния специально подобранных психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств на развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольника.

Задачи: 

  1. Осуществить теоретический анализ исследований, литературы, научно-исследовательских, методических разработок по проблеме преодоления проблем эмоционально-личностного расстройства у детей дошкольного возраста.
  2. Разработать  систему мониторинга развития эмоционально-личностной сферы.
  3. Разработать программно методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей.
  4. Повысить психологическую готовность педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения в личностной сфере.
  5. Обеспечить  предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы.
  6. Обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.
  7. Обосновать процесс профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
  8. Провести экспериментальную апробацию следующих методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников (песочная терапия, мульттерапия, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, элементы технологии Марии Монтессори, технология биологически обратной связи (БОС), работа сенсорной комнаты, работа комнаты психологической разгрузки, логопедические методики.
  9. Выявить особенности применения психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
  10. Разработать методические рекомендации для воспитателей, специалистов дошкольных образовательных учреждений, родителей по особенностям применения психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ и в условиях семейного воспитания.

В настоящее время развитию эмоционально-волевой сферы ребенка с ФФНР уделяется недостаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако только  согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. У детей с ФФНР речи отличется эмоциональное «неблгаполучие», то есть отрицательное эмоциональное самочувствие, которое может возникнуть в разных случаях, например при переживании неуспеха в каком либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования. У детей наблюдается неуравновешенность, быстрая возбудимость.

Формирование эмоционально-волевой сферы у детей с ФФН речи будет эффективным, если разработанная модель будет учитывать:

-психолого-педагогическую и клинико-медицинскую диагностику.

-структуру и характер корригирующего дефекта

-первичность и вторичность в структуре дефекта.

Благодаря этим  условиям могут быть достигнуты достаточно высокие результаты по формированию фонетико-фонематической стороны речи с целью успешного овладения детьми навыками чтения и письма.

Модель логопедической работы по формированию эмоционально-волевой                  сферы у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи..

  1. Формирование эмоционально-волевой сферы через развитие артикуляционного праксиса.

Тренируем эмоции: попросить ребенка нахмуриться как осенняя  тучка, улыбнуться как «кот на солнце», устань как «папа после работы», отдохни как турист, снявший тяжелый рюкзак».

Глаза в глаза: « глядя только в глаза и чувствуя руки, попробовать молча передать разные эмоции: я грустный помоги мне!

формирование двигательной функции губ: используя стихотворения.

«лягушка улыбается», «заборчик»,  «хоботок слоненка».

формирование двигательной функции языка и челюсти:

«Лопаточка»,  «накажи непослушный язычок», «чищу зубы»,  «качели», «иголочка».

2.Формирование эмоционально-волевой сферы через формирование звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика «Сказка о забавной обезьянке». (На примере постановки правильного произношения шипящих звуков).

3.Формирование эмоционально-волевой сферы через развитие фонематического слуха:

« Звуковые загадки» - называем звук, а ребенок придумывает кто ( что) может его издавать., « Скажи как я»- логопед кидает, мяч ребенку называя слово выделяя в нем согласный звук.

4.Формирование эмоционально-волевой сферы через развитие фонематическое восприятие. Назови предмет, который начинается с того же звука, что и твое имя. Например Катя (К), КОШКА, КАНАТ, КАМЕНЬ.

Метаграмы - это загадки, в которых из данного слова, путем замены одной буквы другой получается новое слово.

 Над морем я летаю (Ч)

В машинах я бываю (г) ( чайка-гайка).

Вывод: анализ экперимента позволил выявить динамику формирования эмоционально-волевой сферы у детей с ФФН речи и можно проследить эффективность внедренной модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников."

Недаром дети любят сказку,Ведь тем она и хороша, Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа…В. Берестов...

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин,...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»

Цель – демонстрация знаний детей о космосе.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепить слова на тему «Космос»;Подбирать существительные к прилагательному;Образовывать уменьшит...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...

«Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о сост...

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи "Путешествие на поезде"

Цель: создавать условия для формирования слоговой структуры слова у детей через игровую деятельность.Коррекционно-образовательные задачи: - закрепить умение различать на слух и воспроизводить долгие и...