"Звуки Л и Ль. Автоматизация."
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Конспект подгруппового занятия "Звуки Л и Ль. Автоматизация."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgr_nod_zv.ll_.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель. Автоматизация звуков [л] и [л’].
Задачи.
Коррекционно - развивающие:
- Способствовать коррекции произношения (автоматизации чёткого произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях, звука [л’] в слогах и в словах); способствовать коррекции речевого дыхания;
- Способствовать развитию фонематического слуха и слухового восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления.
Образовательные:
- Учить грамматически правильно строить предложение, изменять существительные по числам;
- Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;
Воспитательные:
- Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;
- Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: сюжетные иллюстрации к сказке «Ёжик», су-джок шарики (по количеству детей +1), музыкальная заставка из мультфильма «Смешарики», логопедическая песенка «Журавли» (аудио), мягкие игрушки Крош и Нюша, «вертушки» для дыхательных упражнений (по количеству детей +1), мяч, предметные картинки со звуком [л], иллюстрация к стихотворению «Белый цвет», опорные схемы для разучивания скороговорок.
Ход образовательной деятельности
- Орг. момент.
- Расскажу вам сказку про Ёжика (упражнение с шариком-массажёром су-джок).
Сказка "Ёжик"
В одной сказочной стране на полянке в своём домике жил да был Ёжик (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей (катаем шарик по кругу ладони). Выбежал Ёжик на тропинку и побежал к Крошу, так как его домик был совсем близко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).
Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он у Лосяша» - подумал Ёжик и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).
Бежит Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.
Обрадовался Ёжик встрече, спрашивает Копатыча: «Привет, Копатыч, куда ты идёшь?». «В лес за грибами, - отвечает Копатыч. – Пойдём со мной».
Согласился Ёжик и пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому). Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали.
Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).
Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка-квакушка, поздоровался Ёжик и спрашивает её: «Ты куда скачешь?». «Скачу, куда глаза глядят, - отвечает лягушка. – Поскакали со мной».
Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).
Не заметил Ёжик, как у своего домика оказался, не захотел он больше гулять, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.
- Сообщение темы.
- Вы узнали Ёжика из моей сказки? (да, это Ёжик из мультфильма «Смешарики»)
- Я хочу вам рассказать историю, которая произошла совсем недавно со Смешариками. Жили - были в сказочной стране Смешарики. Очень они были весёлые, дружные. Любили они петь, рассказывать стихи и разные истории.
Но однажды, с ними случилась беда: стали они говорить непонятно и невнятно. Звуки в их речи все смешались и перепутались, а некоторые, например звуки [л] и [л’], просто пропали.
Испугались Смешарики и не знают, что делать…
- Артикуляционная гимнастика.
За дверью звучит музыкальная заставка из мультфильма.
- Что это, дети? Кто мешает нам заниматься? (логопед выходит за дверь и заносит игрушки-Смешарики.)
- Посмотрите, дети, какие гости к нам пожаловали. Знаем мы про вашу беду и сейчас все вместе постараемся вам помочь. Правда, дети? Поможем? (да.)
- Что мы посоветуем делать Смешарикам, чтобы вернуть пропавшие звуки? (необходимо выполнять артикуляционную гимнастику каждый день и тогда будешь говорить чётко и правильно)
- Какие упражнения необходимо выполнять? Давайте покажем.
Упражнения:
«Наказать непослушный язычок», «Блинчик»
Язык лепешкой положи,
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык нужно расслаблять!
«Вкусное варенье»
Лепешку ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
«Качели»
На качелях я качаюсь.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я все выше поднимаюсь,
А потом - вниз!
«Пароход гудит»
Пароходик небольшой,
Зато смелый он какой!
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».
- Дыхательное упражнение
- Чтобы правильно произносить звуки, очень важно научиться правильно дышать. Покажем упражнение с «вертушками» - вдох через нос короткий, выдох через рот длинный.
- Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях
Упражнение «Колокольчик»
- «Толстый» колокольчик песенку запел
И басисто, очень громко зазвенел – ла-ла-ла
(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и дети им свободно двигают в ту и в другую сторону «часики»);
- «Тонкий» колокольчик высоко звенел
И тихонько песенку он свою пропел – ля-ля-ля
(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Локти на уровне плеч, как при «толстом» колокольчике, а опущены вниз. Средний палец правой руки опущен вниз, словно язычок колокольчика, двигается из стороны в сторону (язычок ударяется о корпус колокольчика), при этом дети подражают звонку «тонкого» колокольчика: ля-ля-ля…)
- А еще, Нюша и Крош, очень полезно петь логопедические песенки. Логопедическая песенка «Журавли»
- Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
- Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук»
(Л, М, А, Л, ЛА, АН, АЛ, БАЛ, ЛОДКА, ЗОНА, САНКИ, БЕЛКА, ЛАМПА).
- Нюша, Крош, мы с детьми играем в различные речевые игры, чтобы закрепить правильное произношение звука в словах. Сейчас мы вам покажем.
Речевые игры с мячом.
- Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игрока, стоящего первым, большой мяч (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Постройтесь в колонну.
Я передаю вам мяч вместе со словом. Подумайте, какой первый звук в моем слове
Ваша задача – вспомнить слово на этот звук и передать мяч над головой следующему игроку.
Задание понятно? Приступаем: мое слово – ЛАБИРИНТ
2) Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы добавляете вторую часть и произносите слово целиком: ла – ма, лы – жи, ло – шадь, лу – жа, лод – ка, лу – на. Можно перебрасывать мяч об пол.
3) Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»
Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: лы -пчё, ка -улыб, дец-коло, ка-ласточ, ши-малы, би-голу. Дети: пчелы, улыбка, колодец, ласточка, малыши, голуби.
4) Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
лужайка, лоб, лукошко, ласты, палуба, зло.
клад, глазки, глобус, кладовка, слог, флажок.
- Работа над предложением
- Послушайте внимательно, какие предложения я для вас составила:
Салат ел Милану. – исправьте ошибки.
Салазки везут Славу.
Пол упал на стул.
Футбол уехал на папу.
Лопатка взяла Кирилла.
Лук полол Аллу.
- А сейчас я предлагаю вам попробовать самим составить предложения (каждый ребенок получает предметную картинку и составляет предложение)
- Произношение звука в связной речи
- Вспомним стихотворение которое мы с вами разучили на прошлом занятии.
Белый цвет, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
- Итог занятия
- Молодцы! Как вы думаете, получилось у нас рассказать и показать Смешарикам Крошу и Нюше, как вернуть в речь четкие и правильные звуки?
Какие игры, задания и упражнения вам понравились, и вы хотели бы повторить их на следующем занятии?
А какие были трудными для вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звук [ы]. Постановка и автоматизация
Моя авторская презентация содержит сказку для малыша и советы для взрослого по постановке звука, проведении упражнений на автоматизацию. Есть возможность выбора для конкретного ребенка наиболее рацион...
ЗВУК [А] (постановка и автоматизация)
Занятие по автоматизации звука схоже занятию по его постановке.В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.Артикуляционная гимнастика1. Для нижней челюсти: имитировать ж...
Сложные звуки. Артикуляция. Материал для автоматизации
Публикация содержит материал для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения: артикуляционный уклад звуков, их характеристики, комлексы артикуляционной гимнастики, речевой материал для автом...
Конспект подгруппового итогового занятия за I полугодие в подготовительной группе на тему: «День рождения звуков Р и Рь» (автоматизация звуков Р и Рь)
Конспект подгруппового итогового занятия за I полугодие в подготовительной группе на тему: «День рождения звуков Р и Рь», целью которого является автоматизация звуков Р и РЬ....
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.
Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...
Презентация для родителей "Играем - звуки закрепляем. нетрадиционные приемы автоматизации звуков"
Нетрадиционные приёмы позволяют ускорить процесс автоматизации звуков, вызывают интерес к логопедическим занятиям , повышают уровень речевого развития с...