Артикуляционная гимнастика для звука [р]
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

Максимова Елена Владиславовна

Комплекс артикуляционных упражнений, способствующих выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука [р]

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ЗВУКА [Р]

C:\Documents and Settings\elena\Рабочий стол\zuby.jpeg

C:\Documents and Settings\elena\Рабочий стол\тёрка.jpg

C:\алёна столярова\артикуляционные гимнастики\кабинет\17.jpgC:\алёна столярова\артикуляционные гимнастики\кабинет\14.jpg

C:\Documents and Settings\elena\Рабочий стол\блин.png

C:\Documents and Settings\elena\Рабочий стол\мороженное с эмоциями.jpg

C:\Documents and Settings\elena\Рабочий стол\100.jpg

C:\алёна столярова\артикуляционные гимнастики\кабинет\11.jpg

C:\Documents and Settings\elena\Рабочий стол\article1571.jpg

C:\Documents and Settings\elena\Рабочий стол\104305986_4f8j03v.png

C:\Documents and Settings\elena\Рабочий стол\1320433735_nu.pogodi.06.0-01-59.jpg

ЗАБОРЧИК

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 2 раза  по 10 секунд.

Улыбнись

     Покажи зубы

        Удержи под счёт до 10 секунд

            Закончи

ЧИСТИМ ЗУБЫ
Цель: вырабатывать умение удерживать языка за верхними зубами и владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние  зубы с внутренней стороны, делая движения языком из снизу вверх и наоборот.
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних  зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Указание:

    Приготовься

       Улыбнись

           Покажи зубы

              Приоткрой рот

                     Кончиком языка с внутренней стороны “чистим” верхние зубы. Движения вверх-вниз и наоборот.

                             Нижняя челюсть неподвижна

                                   Повтори 10 раз

                                       Закончи

ТЕРКА

Цель: укрепление мышц боковых краев языка.

Описание: Прижат боковые края языка к верхним коренным зубам и вводить под счёт  вперёд-назад 10 раз.

МЕСИМ ТЕСТО и ПЕЧЁМ БЛИНЫ

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и  покусывая зубами  произносить : та-та-та

после пошлепывая губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». И СРАЗУ ЖЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕ «БЛИНЧИК»

Внимание!
2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

БЛИНЧИК

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Указание:

       Приготовься. Начинай.

            Улыбнись.

                  Покажи зубы.

                          Приоткрой рот.

                                  Высуни язык, положи на нижнюю губу.

                                         Расслабь. Изобрази блинчик.

                                               Удержи под счет до 10 секунд.

                                                        Закончи.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

МОРОЖЕНОЕ

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указание:

    Приготовься

        Улыбнись

            Покажи зубы

                    Приоткрой рот

                            Подними язык вверх, потянись к верхней губе широким языком, оближи её

                                        Повтори 10 раз

                                                Закончи

КОВШ ЭКСКОВАТОРА

Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза.

Указание:

     Приготовься. Начинай.

          Улыбнись.

                Покажи зубы.

                       Приоткрой рот.

                             Края и кончик широкого языка подними кверху в форме “чашечки”.

                                   Удержи под счет до 10 секунд.

                                           Закончи.

ДЯТЕЛ

Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

ИНДЕЕЦ
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

 

Приготовься. Начинай.

       Улыбнись.

             Покажи зубы.

                      Приоткрой рот.

                            Кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

                                  На выдохе произноси «Бл – бл - бл» до 10 секунд

                                      Закончи.

Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

ЛОШАДКА

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Указание:

      Приготовься. Начинай.

          Улыбнись.

                 Покажи зубы.

                      Приоткрой рот.

                             Присоси язык к нёбу и щёлкай языком медленно и сильно  до 10 секунд.

                                        Нижняя челюсть должна быть неподвижна

                                                  Закончи.

ПАРАШЮТИСТ
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Артикуляционная гимнастика для звука Л.

Цель: развитие артикуляционного аппарата для постановки звука Л....

артикуляционная гимнастика для звуков с-сь,з-зь.

артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков при стёртой форме дизартрии...

артикуляционная гимнастика для звуков р-рь

артикуляционная гимнастика способствует правильному произношению звуков....

Артикуляционная гимнастика для звуков [c,з,ц].

Артикуляционные упражнения....