Конспект занятия на тему: "Звук и буква Ж"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Закрепление правильного произношения звука Ж, закрепление понятия согласный звук, упражнение в звуко-буквенном анализе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_temu_zh.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему:
« Звук и буква Ж»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1.Уточнить произношение звука Ж.
2.Закрепить понятие «согласный звук».
3.Закрепить умение узнавать и выделять звук Ж в начале и в середине слова.
4.Дифференцировать понятия «звук»-«буква».
5.Упражнять в звуко-буквенном анализе.
6.Формировать навык чтения.
7.Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и логического мышления.
2.Развивать подвижность артикуляционного аппарата и общих речевых навыков.
3.Развивать умение детей определять последовательность звуков в заданном слове.
4.Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребёнка.
5.Развитие координации речи с движением, мелкой моторики и тактильных ощущений.
(использование здоровьесберегающих технологий).
Коррекционно-воспитательные:
1.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.
2. Воспитание желания активно работать на занятии.
Оборудование: фишки для звукового анализа, предметы, в названии которых есть звук Ж, мяч, карточки-схемы для определения места звука в слове, мешочки с буквами, кубики Зайцева, интерактивная таблица «Учимся читать».
Ход занятия.
1.Орг. момент. Чтение стихотворения:
Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке,
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
Какой звук часто повторялся в этом стихотворении?
Дети. Звук Ж.
Логопед. А сейчас тот сядет за стол, кто назовёт слово со звуком Ж и «положит» его в ладошки.
Дети « кладут» слово в свои ладони-лодочки и передают их в ладони-лодочки логопеда, чётко проговаривая придуманное слово.
Обойдя всех детей, логопед подносит свои сложенные ладони к уху: «Слышу жужжание».
2. Анализ артикуляции звука Ж.
Как жужжит жук? Произнесите звук Ж, наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Дети анализируют произношение звука Ж.
Логопед. Скажите, какой звук Ж?
Характеристика звука: согласный ( язычок создаёт преграду воздуху), всегда твёрдый, звонкий.
Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
3. Игра «Будь внимательным».
Логопед. Если услышите звук Ж, встаньте и помашите « крылышками», как жуки.
Ж, м, б, ж………; жа, га, жу, ма……; Женя, живот, молоко, кровать, жираф…..
4.Игра «Жуки удивляются». Повторить за логопедом серию слогов с вопросительной интонацией.
Превращаемся в жуков. Всё, что я скажу, для жучков удивительно и странно. Они переспрашивают с удивлением.
Логопед произносит слоговые цепочки:
Жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо, жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду……
5. П/игра «Жуки на полянке» Дети изображают жуков: сидят в своих «домиках»( на стульях) и говорят:
«Я- жук, я-жук, я тут живу.
Жужжу, жужжу и не тужу!»
По сигналу жуки летят на полянку и собирают предметы, в названиях которых есть звук Ж. По сигналу «дождик» летят в домики и несут свои находки.
6.Определение места звука Ж в словах ( в начале и в середине слова ;слова с этим звуком на конце не предлагаются, так как в конце слова он оглушается)
Дети складывают предметы в жёлтые мешочки, на которых нарисована схема слова (начало и середина).
7.Звуковой анализ. Отгадайте загадку:
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (жук).
Составьте схему слова «жук». Молодцы! Что изменится в схеме, если я произнесу слово «жуки».
Дети составляют схему слова «жуки».
В слове «жук» К звучит…….твёрдо, а в слове «жуки» К звучит…..мягко.
А вот звук Ж никогда не бывает мягким. Он всегда твёрдый. Обозначаем его…….синим цветом.
8.Игра с мячом «Скажи ласково»
Логопед. Скажите слово ласково, чтобы в нём появился звук Ж:
Сапог- сапожок Флаг-флажок
Пирог- пирожок Утюг-утюжок
Круг-кружок луг-лужок и т.д.
9. Физкультминутка.
а) Выполнение движений по инструкции логопеда.
Встаньте прямо.
Потянитесь.
Пошагайте, наклонитесь.
Руки вправо. Руки влево.
Встаньте. Снова потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
б) Пальчиковая гимнастика.
Жук летит, жук жужжит (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны «усы».
И усами шевелит Шевелить «усами» ).
10. Знакомство с буквой Ж.
а ) Логопед. Ребята, а вы помните, чем отличаются звуки и буквы?
Дети. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Логопед. Молодцы! Посмотрите на букву Ж. Чем буква Ж похожа на жука?
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук: Ж.
б)Развитие тактильных ощущений. Игра «Найди букву Ж».
Логопед предлагает детям мешочки из мягкой, плотной ткани с добавлением крупы (гречки).
В каждом мешочке буква. Нужно определить в каком мешочке находится буква Ж.
Дети ощупывают мешочки и находят букву Ж.
11. Чтение слогов.
Логопед. Буква Ж какой звук обозначает?
Дети. Согласный.
Логопед. Значит, она согласна подружится с гласными, а мы ей в этом поможем. Если у них получится общая песенка - значит, они подружились. Логопед подносит букву Ж поочерёдно к гласным буквам.
Дети читают образовавшиеся слоги: жа, жо, жу, жи.
12.Игра «Доскажи словечко».
Логопед бросает ребёнку кубик, на котором написаны слоги с буквой Ж.
Дети читают слоги и добавляют, чтобы получилось слово: жа-жаба, жу-жучок, жи-жираф и т. д.
13.Чтение слогов и слов с применением интерактивной таблицы.
Логопед произносит слово, ребёнок нажимает нужные слоги, чтобы получилось это слово. Контролируется с помощью звукового сопровождения.
14.Итог занятия.
Логопед. С какой буквой вы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Что вам понравилось на этом занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...
Конспект занятия по теме «Звуки В — Вь. Буква В»
Конспект занятияпо теме «Звуки В — Вь. Буква В»...
Конспект занятия по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши».
Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М....
Конспект занятия на тему «Звуки Т-ТЬ, буква Т».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука т и мягкого звука ть, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему : "Звуки х-хь, буква х."
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука х и мягкого звука хь, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему «Звуки Н-НЬ, буква Н».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука н и мягкого звука нь, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему «Звуки Ф-ФЬ, буква Ф».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука ф и мягкого звука фь, знакомство с графическим образом б...