Особенности словарной работы с детьми в дошкольном учреждении
консультация по логопедии на тему

Ольга Алексеевна Шевченко

    В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, достаточно развитая речь. В консультации рассмотрены конкретные  задачи и методы словарной  работы  в детском саду.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности словарной работы с детьми в дошкольном учреждении

Учитель-логопед: Шевченко О.А.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, достаточно развитая речь. Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава  языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено  развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является   установление  контакта  с  окружающим  миром. Развитие словаря ребенка также тесно связно, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. 

К 5-6 годам словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов. Словарь ребенка, поступающего в школу содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях – до 10 тысяч преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.

Всякая задержка в ходе развития речи ребенка (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий и т.п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из занятий, игр.

Одной из выраженных особенностей речи детей с общим  недоразвитием  речи является расхождение в объеме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов Т.Б. Филичевой, Т.Б. Чиркиной, Н.А Чевелёвой, дошкольники с общим  недоразвитием  речи понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования словарного  запаса. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с общим  недоразвитием  речи - одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Итак, характеристика слова как важнейшей единицы языка и речи определяет сущность словарной работы с детьми. Во-первых, овладение дошкольниками словом должно осуществляться в единстве его лексического и грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической). Во-вторых, словарная работа должна быть связана с развитием познавательной деятельности детей, с накоплением у них представлений об окружающей действительности, с формированием элементов понятийного мышления.

В-третьих, формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи.

Дети, начинающие посещать дошкольные учреждения, имеют некоторый круг представлений и знаний об окружающей действительности.

Но, во- первых, этот круг знаний мал.

Во-вторых часто бывает, что ребенок знает слово, но за ним нет точных представлений и понятий. Например, дошкольник знаком со словом «олень», но он мало знает об олене и поэтому может перепутать его с козой.

Словарь детей не упорядочен и не систематизирован, слова живут отдельно друг от друга, не зная «родства» между собой; дети пользуются ими, не видя сходства и различия между многими близкими, но не тождественными по значению словами и иногда соединяют несоединимые слова.

Иногда словарь дошкольников развит односторонне: в нем имеются конкретные, обиходные слова, но нет отвлеченных и обобщающих слов, мало слов, обозначающих разные сферы жизни.

Зачастую, кажется, что ребенок понимает слова при слушании, но он не употребляет или употребляет их неправильно в своей речи.

Речь детей часто характеризуется вялостью, невыразительностью, повторением одних и тех же слов; в словарном запасе дошкольников нет ярких, выразительных слов и словосочетаний.

Педагогам следует так организовать работу с детьми, чтобы устранить эти недостатки и помочь им овладеть таким словарем,  который обеспечивал бы необходимое общение в коллективе и успешное обучение в школе. Поэтому формирование словаря является одной из важнейших задач развития речи.

Словарная работа в детском саду - это закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Особенность словарной работы в дошкольных учреждениях состоит в том, что она проводится в процессе всей  воспитательно - образовательной работы с детьми, в том числе на занятиях. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, а систематично, чтобы педагог управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для детей, обеспечивая правильность и полноту усвоения слов.

Перечислим конкретные  задачи  словарной  работы  в детском саду.

1. Обогащение словаря детей, т. е. усвоение тех новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств, свойств, действий и т.д.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности. Запас слов дошкольников должен соответствовать запасу их представлений. Если запас слов растет медленно, то у детей будет недоставать слов для выражения мыслей, и они поневоле будут прибегать к иллюстрирующему жесту. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора конкретными знаниями и представлениями, то у дошкольников может возникнуть привычка болтать, не вникая в смысл слов. И то и другое плохо отражается на развитии мышления.

2. Закрепление и уточнение словаря. Дети дошкольного возраста в силу своих особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания. Это относится, прежде всего, к трудным для них словам: собирательным («мебель», «посуда» и т.д.) и отвлеченным («тишина», «доброта» и т.д.), существительным, числительным и относительным прилагательным («пассажирский», «городской» и др.), а также к словам, сложным в звуковом отношении («трамвай», «эскалатор» и пр.).

В силу того, что смысловая емкость слова не ограничивается единичным значением и многие слова многозначны, дети часто употребляют их в неточном или даже неверном значении. Задача педагога - подвести ребят к доступному для них правильному пониманию смысла слов, их оттенков, научить подбирать синонимы, антонимы, т.е. добиться, чтобы их речь выражала мысль.

3. Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь - значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Их необходимо вводить в предложения. Надо добиваться, чтобы дети уместно употребляли их в том или ином тексте.

4. Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой.  Дошкольники усваивают обществоведческий словарь (слова и словосочетания, обозначающие явления общественной жизни: «родная страна», «армия», «труд людей» и др.); природоведческий словарь (названия животных, растений, явлений неживой природы); бытовой словарь (названия игрушек, посуды, предметов туалета, мебели, одежды, пищи, помещений, частей тела и лица); эмоционально-оценочный словарь (слова, обозначающие эмоции, чувства, переживания); лексику, связанную с математикой, физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством; лексику, необходимую для общения друг с другом, со взрослыми, для выражения собственных мыслей.

Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются   на практическом уровне, в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы.

              Все методы обогащения словаря можно подразделить на две большие группы: методы непосредственного обогащения словаря и опосредованные методы.

             К первой группе относятся: наблюдения, обзорные экскурсии, рассматривание и беседа по репродукциям картин, дидактические игры с предметами, игрушками, картинками, показ видеофильмов, кинофильмов, разного рода театров. В основе этих методов лежит чувственный опыт ребенка.

Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий, наблюдения, рассматривание предметов, картин и другие наглядные методы занимают ведущее место в словарной работе. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми  знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение)

            К опосредованным методам принадлежат чтение рассказов и стихов познавательного содержания, беседы, устное народное творчество, словесные дидактические игры.

Широко распространенным методом словарной работы являются дидактические игры, через которые в памяти детей закрепляется знание предметов и их названия. Подбор материала для дидактических игр определяется задачами словарной работы. Если педагог закрепляет названия определенных предметов, то для игр следует подбирать именно эти предметы; если закрепляются названия качеств, то эти качества должны быть отчетливо видны детям.  Дидактический материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен, а назначение предметов и смысл вопросов - ясны и понятны детям. Количество предметов должно быть достаточным для вовлечения в игру всех детей. В процессе игры педагогу следует избегать излишнего дидактизма, сохранять живость игры.

В старших группах проводятся словесные дидактические игры, в ходе которых ребенку задают вопрос за вопросом, а он должен быстро дать короткий ответ. Важно, чтобы в играх использовался материал, хорошо известный детям, а вопросы взрослого и ответы детей были краткими и следовали друг за другом без длительных пауз, иначе игровое начало исчезнет.

В словесных играх важен подбор словаря для игры (примерно 5 -10 слов). Он позволит педагогу в случае необходимости возвратиться к словам, вызвавшим у детей трудность. Перечень слов следует заучить, чтобы сохранить нужный ритм в игре. Игровое задание предлагается сразу всем дошкольникам, а после секундной паузы вызывается один ребенок или несколько детей по очереди.

Кроме дидактических игр используются дидактические упражнения, игровая задача которых заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему. Эти упражнения должны быть кратковременными. Роль ведущего сначала выполняет педагог, а затем могут выполнять и дети.

Дидактические игры и упражнения можно включать как в занятия, так и использовать в быту детей. Широкое использование наглядности, элементов музыки, активизации речевой деятельности, различные формы поощрений помогают поддерживать эмоциональный положительный настрой детей.

 Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

- Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

- Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

- Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

             Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.

             Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

      Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе  работы по речевому развитию детей.

Используемая  литература.

  1. Бавыкина Г.Н. Формирование  словаря детей  дошкольного  возраста / Бавыкина Г.Н. -Комсомольск – на –  Амуре . 1996
  2. Вершинина О.М. Особенности  словообразования    у  детей  с  общим  недоразвитием  речи III уровня / Вершинина О.М // Новое  в  логопедии – 2004 - №1
  3. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи./ Каше Г. А.  - М., 1985.
  4. Максаков А.И., Тумакова Г.А.  Учите, играя: Игры  и  упражнения  со  звучащим  словом. Пособие  для  воспитателя  дет. сада. - / Максаков А.И., Тумакова Г.А – М. Просвещение, 1983.
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А.  Учите, играя: Игры  и  упражнения  со  звучащим  словом. Пособие  для  воспитателя  дет. сада. - / Максаков А.И., Тумакова Г.А – М. Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ребенок cтаршего дошкольного возраста начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным и устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельн...

Словарная работа с детьми младшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста...

Словарная работа с детьми среднего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста...

Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....