Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста
Упражнение «Что вы видите вокруг?»
Цель: уточнить представления детей о названии предметов. — Назовите предметы, которые вы видите вокруг.
— Что значит слово мяч? Кукла? Ручка?
— У меня в руке ручка. Что делают ручкой? (Пишут). У двери
тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками). Что значит слово «ручка», обозна- чающая этот предмет? (Педагог показывает шариковую ручку. Что с его помощью делают?) А что обозначает вот этот предмет? (Педагог показывает на дверную ручку.)
Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим».
Ложка — это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово — плим.
Я повторяю снова —
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет —
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
— Придумайте такие слова, которые ничего не значат. (Трам- татам, ту-туру.)
Упражнение «Скажи, какой?»
Цель: называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
— Послушайте стихотворение М.Щеловановой «Утро».
— Какое сегодня утро?
— Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
— Почему же плохое утро?
— Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
— Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце!
И прохладная синяя тень.
— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами об этом дне? Подберите слова, близкие по смыслу слову хмурый. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый.) А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу к слову «солнечное». (Веселое, радостное, голубое, безоблачное.) Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
— Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, рассердился.)
— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наи- знанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
Упражнение «Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
Дополните другими словами описание предмета, которое я начну.
Снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый).
Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
— Есть ли в нашей комнате круглые, высокие, низкие вещи? Назовите их.
— Вспомните, кто из животных как передвигается.
Ворона...(летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает).
— Кто из животных как голос подает?
Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь ... (пищит), коро- ва... (мычит).
— Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь... (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь... (близко).
Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты... (храбрец).
Теперь начало я скажу — Ну, отвечай... (конец).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ребенок cтаршего дошкольного возраста начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным и устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельн...
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Словарная работа с детьми младшего дошкольного возраста
Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста...
Словарная работа с детьми среднего дошкольного возраста
Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...
Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....