Упражнения по самомассажу кистей рук для детей дошкольного возраста с ТНР.
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
Упражнения по самомассажу кистей рук для детей дошкольного возраста с ТНР. Предназначены для воспитателей логогрупп. Упражнения в стихотворной форме можно использовать как часть логочаса.Цель упражнений: Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
упражнения по самомассажу рук | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по
САМОМАССАЖУ РУК.
Цели. Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.
Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
- «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой, Мёрзнут ручки – ой, Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.
- «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо
Мы как древние индейцы
Добываем огонёк:
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
- «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем,
Будем маме помогать.
- «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.
Ну-ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо – удальцы!
- «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево – вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
- «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх – вниз.
Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
Чтобы чистил нам морковку
И картошку на готовку.
- «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно –
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
- «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево – вправо, - выполняем по 2 раза на каждой руке.
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем.
Влево – вправо, влево – вправо,
На другой руке сначала.
- «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы сперва её растянем,
А затем обратно стянем.
- «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
«Га-га-га, га-га-га,
очень вкусная трава!»
- «Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).
Для «марширования»: Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой – правой, левой – правой
Человечки ходят браво.
Для «прыжков»: Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг – скок, прыг – скок,
Всё быстрее: прыг-да-скок.
Для «бега»: Человечки на двух ножках
Побежали по дорожке,
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.
«Надуй шарик» Цель. Формирование диафрагмального дыхания. Описание. Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется родной или другой рукой). После вдоха сразу же произнести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть клетки принимает прежнее положение). Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем: Шарик лопнул – выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. | «Щука» Цель. Формирование диафрагмального дыхания. Описание. Сидя на стуле, ноги развести в стороны на ширину плеч, руки положить ладонями на рёбра. Вдох – легко надавливать руками на рёбра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на рёбра. Щука в омуте жила, Воду щёткою мела. Щи готовила гостям, Угощение лещам. |
«Часики» Цель. Формирование диафрагмального дыхания. Описание. Сидя на стуле, ноги развести в стороны на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку – вдох. Вернуться в исходное положение – полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону. Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так: Наклон влево, наклон вправо, Наклон влево, наклон вправо. | «Наклоны» Цель. Формирование диафрагмального дыхания. Описание. Стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперёд вверх – глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперёд – полный выдох (живот втягивается). Долго дятел дуб долбит (руки вперёд вверх), Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад): Тук, тук, тук, тук, тук, тук (руки вперёд, вверх), Пауков найдёт он тут (руки вниз назад). |
«Шагают ножки» Цель. Формирование диафрагмального дыхания. Описание. Во время ходьбы на месте – руки вверх – вдох, опустить руки – выдох. По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По пням, по кочкам, По камушкам, по камушкам, В ямку – бух! (Присесть). | «Вдох - выдох» Цель. Дифференциация носового и ротового дыхания Описание. Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:
Носом вдох, а выдох ртом Дышим глубже, а потом Шаг на месте не спеша. Как? Покажем малышам. |
«Ветер дует» Цель. Дифференциация носового и ротового дыхания Описание. Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос и также спокойно выдохнуть через рот. Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть) Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть) Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперёд, подуть), Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них). | «Деревце качается» Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания. Описание. Выполняется стоя. Наклонять туловище и двигать руками под чтение текста. Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя) – Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево). Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя) – Деревцо всё выше, выше (потянуться, руки вверх). |
«Снежинки» Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания. Описание. Выполняется стоя. Держа в руках кусочек ваты, произвести вдох и подуть. Струя воздуха длительная и холодная. С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые снежинки. | «Пила» Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания. Описание. Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя – вдох, руки от себя с замедлением движения – выдох. Пила, пила Пили живей, Мы домик строим Для зверей. |
«Повороты» Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания. Описание. Выполняется стоя. Руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот – вдох, вправо – выдох. Боком – боком, боком – боком Ходит галка мимо окон. Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена. | «Перекаты» Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания. Описание. Выполняется стоя. Руки на поясе, подниматься на носки – вдох, опускаться на пятки – выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо. Ты носочки поднимай, Ты носочки опускай. Чики – чики – чикалочки! Едет гусь на палочке, Уточка – на дудочке, Петушок – на будочке, Зайчик – на тачке, Мальчик – на собачке. |
«Хлопки» Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания. Описание. Выполняется стоя. Руки опущены вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом. С барабаном ходит ёжик, Целый день играет ёжик. С барабаном за плечами Ёжик в сад забрёл случайно | «Колёса» Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания. Описание. Выполняется стоя. Руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное. Катились колёса, Колёса, колёса, Катились колёса, Всё влево, всё косо. Скатились колёса На луг под откос, И вот что осталось От этих колёс. |
«Зайка скачет» Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания. Описание. Выполняется стоя. Руки на поясе, прыжки на месте, ритмичные, лёгкие. Дыхание свободное, темп средний. Прыг – скок, прыг – скок, Зайки скачут: скок – поскок На зелёненький лужок. Прыг – скок, прыг – скок, Прыг – зайчонок под кусток. | «Погрей ладошки» Цель. Развитие речевого дыхания. Описание. Имитировать дутьё на озябшие руки, произнося при этом шёпотом: «Ф-ф-ф» Зайка беленький сидит (присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими) И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть (встать, потирая ручки), Надо лапочки погреть (подуть на них). Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать (поскакать) |
«Жук жужжит» Цель. Развитие речевого дыхания. Описание. Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «Ж-ж-ж». Я – жук, я – жук, я здесь живу (плавно размахивать руками), Я всё жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами). Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-жж-ж-ж-ж (руки рупором, произносить звуки на выдохе) | «Паровозик гудит» Цель. Развитие речевого дыхания. Описание. Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у». Мчится поезд во весь дух (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками) Чух-чух! Чух-чух! Паровоз гудит (остановиться): У-у-у-у-у-у (погудеть) |
«Петушок кричит» Цель. Развитие речевого дыхания. Описание. Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у». Тихо – тихо всё кругом (сидеть на корточках), Все уснули крепким сном. Петушок один вскочил (встать, руки поднять вверх), Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе). | «Ребята заблудились» Цель. Развитие речевого дыхания. Описание. Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау» Летом Вова и Марина В лес ходили за малиной. Заблудились в лесу, Закричали: «Ау-ау-ау!» |
«Буква «О» Цель. Развитие речевого дыхания. Описание. Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах. Не под окном, а около (руки вверх, в стороны, кругом) Каталось «О» и охало (дважды плавные круговые движения перед собой), «О» охало, «О» охало (те же движения) Не под окном, а около (руки в стороны, вниз). | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Упражнения для развития мелкой мотрики руки для детей дошкольного возраста. Упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаются стихотворным текстом....
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста
Из всего разнообразия игр, упражнений и заданий, способствующих развитию памяти у детей дошкольного возраста, здесь представлены те, которые я использую в своей профессиональной деятельности....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации
В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...
Комплексы игровых упражнений для сохранения правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Материал воспитателям ДОУ для работы с детьми по сохранению правильной осанки....
самомассаж пальцев рук для детей дошкольного возраста
Самомассаж пальцев рук для детей 3-4 лет «Логоритмические занятия в детском саду» Массаж пальцев (3-4 лет): «Малина» № 1...
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики кисти пук у детей дошкольного возраста»
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать....