Логопедические технологии
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Павлова Людмила Анатольевна

Даны описания  классических и нетрадиционных логопедических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедические технологии19.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад № 20 «Светлячок» г.Сафоново, Смоленской обл.              

Павлова Л.А., учитель-логопед

Логопедические технологии

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с отклонениями в развитии. 
Что такое педагогическая технология? (технос – искусство, мастерство, логос – учение). 
В толковом словаре дано определение: «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». 
. Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности образовательных технологий является их практическое происхождение.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя-логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. 
Что можно отнести к логопедической технологии

  1. Технология логопедического обследования:
  • этапы логопедического обследования;
  • технология логопедического обследования детей раннего возраста;
  • особенности логопедического обследования при различных       нарушениях речи;
  • нейропсихологический подход к обследованию речи.
  1. Технологии развития артикуляционной моторики:
  • логопедический ручной массаж;
  • логопедический зондовый массаж;
  • точечный массаж;
  • искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ);
  • артикуляционная гимнастика.
  1. Технологии развития мелкой моторики:
  • кинезитерапия;
  • гидрогимнастика;
  • Су-Джок терапия;
  • японская методика пальцевого массажа;
  • игровые упражнения.
  1. Технологии развития фонематического слуха.
  2. Технологии коррекции звукопроизношения.
  • этапы коррекции звукопроизношения;
  • технология постановки разных групп звуков;
  • особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии;
  • особенности коррекции звукопроизношения при ринолалии.
  1. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи:
  • технология формирования речевого дыхания при заикании;
  • парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой;
  • технология коррекции дыхания при дизартрии;
  • технология коррекции дыхания при ринолалии.
  1. Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи:    
  • при заикании;
  • при ринолалии;
  • при дизартрии.
  1. Технологии развития интонационной стороны речи:
  • при заикании;
  • при ринолалии;
  • при дизартрии.
  1. Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи:
  • при заикании;
  • при ринолалии;
  • при дизартрии.
  1.  Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи:
  • традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева);
  • синквейн;
  • лимерики;
  • инсценирование;
  • метод ассоциативных связей или «Образ слов»;
  • типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение);
  • методы дивергентного речевого развития;
  • методы креативного речевого развития:
  • креативное речевое моделирование,
  • «мозговой штурм»,
  • «обратная мозговая атака»,
  •  «корабельный совет»,
  • аналогии синектика,
  • оператор РВС,
  • метод «маленьких человечков»,
  • метод «хорошо-плохо»,
  • метод каталога,
  • морфологический анализ,
  • метод фантограмм,
  • цепочка противоречий.
  1.  Технологии развития связной речи:
  • традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко)
  • нейропедагогический подход (интеллект-карты);
  • сказкотерапия.
  1.  Технологии моделирования:
  • использование наглядных моделей при постановке звуков;
  • использование моделирования для развития связной речи.
  1.  Технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию:
  • аутогенная тренировка в коррекционно-логопедической работе.
  1.  Здоровьесберегающие технологии в логопедии:
  • логопедическая ритмика;
  • фитотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия;
  • литотерапия;
  • имаготерапия;
  • аурикулотерапия;
  • його-терапия.
  1.  Компьютерные технологии в коррекции речи:
  • компьютерная программа «Видимая речь III» (текстовое руководство - Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) (коррекция нарушений слуха и речи - звукопроизношения, голосообразования, сенсомоторных функций);
  •  сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» (текстовое руководство - Т.К. Королевская) (коррекция речевого дыхания, громкости и высоты голоса, ритмико-интонационной стороны, устранения назального оттенка звукопроизношения);
  • логопедический тренажер «Дэльфа-142» (текстовое руководство -О.Е. Грибова)  (коррекция дефектов произношения, речевого дыхания и голоса, устранение нарушений письменной речи от тренировки в узнавании начертания букв до развития лексико-грамматической стороны речи);
  • «Визуальный тренажер произношения» (Белорусский государственный

педагогический университет имени Максима Танка,  Республиканский учебно-методический центр) и др.

  • использование мультимедийных средств коррекции и развития.

          Источник :http://dia-creativ.ru/publ/81-1-0-2562 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические технологии в реализации образовательной области "Коммуникация"

Презентация содержит материалы и иллюстрации логопедических технологий,которые могут быть использованы в рамках реализации образовательной области "Коммуникация" - речевые игры,  лексико-граммати...

Логопедические технологии.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть орг...

Логопедические технологии "Игры на песке"

Логопедические технологии "Игры на песке"...

Развитие речедвигательных функций с использованием нетрадиционных логопедических технологий: образовательная кинесиология.

Развитие речедвигательныхфункций с использованием нетрадиционных логопедических технологий:образовательная кинесиология....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....