Логопедические технологии
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Даны описания классических и нетрадиционных логопедических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические технологии | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад № 20 «Светлячок» г.Сафоново, Смоленской обл.
Павлова Л.А., учитель-логопед
Логопедические технологии
Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с отклонениями в развитии.
Что такое педагогическая технология? (технос – искусство, мастерство, логос – учение).
В толковом словаре дано определение: «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». . Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности образовательных технологий является их практическое происхождение.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя-логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Что можно отнести к логопедической технологии?
- Технология логопедического обследования:
- этапы логопедического обследования;
- технология логопедического обследования детей раннего возраста;
- особенности логопедического обследования при различных нарушениях речи;
- нейропсихологический подход к обследованию речи.
- Технологии развития артикуляционной моторики:
- логопедический ручной массаж;
- логопедический зондовый массаж;
- точечный массаж;
- искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ);
- артикуляционная гимнастика.
- Технологии развития мелкой моторики:
- кинезитерапия;
- гидрогимнастика;
- Су-Джок терапия;
- японская методика пальцевого массажа;
- игровые упражнения.
- Технологии развития фонематического слуха.
- Технологии коррекции звукопроизношения.
- этапы коррекции звукопроизношения;
- технология постановки разных групп звуков;
- особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии;
- особенности коррекции звукопроизношения при ринолалии.
- Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи:
- технология формирования речевого дыхания при заикании;
- парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой;
- технология коррекции дыхания при дизартрии;
- технология коррекции дыхания при ринолалии.
- Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи:
- при заикании;
- при ринолалии;
- при дизартрии.
- Технологии развития интонационной стороны речи:
- при заикании;
- при ринолалии;
- при дизартрии.
- Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи:
- при заикании;
- при ринолалии;
- при дизартрии.
- Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи:
- традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева);
- синквейн;
- лимерики;
- инсценирование;
- метод ассоциативных связей или «Образ слов»;
- типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение);
- методы дивергентного речевого развития;
- методы креативного речевого развития:
- креативное речевое моделирование,
- «мозговой штурм»,
- «обратная мозговая атака»,
- «корабельный совет»,
- аналогии синектика,
- оператор РВС,
- метод «маленьких человечков»,
- метод «хорошо-плохо»,
- метод каталога,
- морфологический анализ,
- метод фантограмм,
- цепочка противоречий.
- Технологии развития связной речи:
- традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко)
- нейропедагогический подход (интеллект-карты);
- сказкотерапия.
- Технологии моделирования:
- использование наглядных моделей при постановке звуков;
- использование моделирования для развития связной речи.
- Технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию:
- аутогенная тренировка в коррекционно-логопедической работе.
- Здоровьесберегающие технологии в логопедии:
- логопедическая ритмика;
- фитотерапия;
- ароматерапия;
- музыкотерапия;
- хромотерапия;
- литотерапия;
- имаготерапия;
- аурикулотерапия;
- його-терапия.
- Компьютерные технологии в коррекции речи:
- компьютерная программа «Видимая речь III» (текстовое руководство - Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) (коррекция нарушений слуха и речи - звукопроизношения, голосообразования, сенсомоторных функций);
- сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» (текстовое руководство - Т.К. Королевская) (коррекция речевого дыхания, громкости и высоты голоса, ритмико-интонационной стороны, устранения назального оттенка звукопроизношения);
- логопедический тренажер «Дэльфа-142» (текстовое руководство -О.Е. Грибова) (коррекция дефектов произношения, речевого дыхания и голоса, устранение нарушений письменной речи от тренировки в узнавании начертания букв до развития лексико-грамматической стороны речи);
- «Визуальный тренажер произношения» (Белорусский государственный
педагогический университет имени Максима Танка, Республиканский учебно-методический центр) и др.
- использование мультимедийных средств коррекции и развития.
Источник :http://dia-creativ.ru/publ/81-1-0-2562
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические технологии в реализации образовательной области "Коммуникация"
Презентация содержит материалы и иллюстрации логопедических технологий,которые могут быть использованы в рамках реализации образовательной области "Коммуникация" - речевые игры, лексико-граммати...
Логопедические технологии.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть орг...
Логопедические технологии "Игры на песке"
Логопедические технологии "Игры на песке"...
Развитие речедвигательных функций с использованием нетрадиционных логопедических технологий: образовательная кинесиология.
Развитие речедвигательныхфункций с использованием нетрадиционных логопедических технологий:образовательная кинесиология....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...
Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"
Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....