Индивидуальный образовательный маршрут. Логопедическое сопровождение .
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа) на тему

Представленный материал может быть использован для работы с детьми, имеющими ОНР II уровня в средней и старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

____________________________________________

 

Логопедическое заключение: ТНР: ОНР II уровня речевого развития 

Период: ________ учебный год

Учитель-логопед: ___________________________________

№п/п

Направления

 коррекционной работы

Задачи и краткое содержание коррекционной работы

Рекомендации воспитателям

Неречевые психические функции:

  • слуховое внимание
  • зрительное восприятие
  • зрительно-пространственный гнозис и праксис
  • Формировать умение различать неречевые звуки, их направление.
  • Формировать умение различать речевые и неречевые звуки.
  • Формировать умение воспроизводить простые ритмы.
  • Формировать умение различать цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, белый.
  • Формировать умение распознавать геометрические фигуры и тела.
  • Учить выделять одновременно два (затем три) свойства фигуры, предмета (форма — цвет, форма — величина, величина — цвет, форма — цвет — величина).
  • Формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела (левый глаз, правая рука и т.д.), в пространстве (впереди-сзади, слева-справа).
  • Закрепить умение складывать картинки с диагональными разрезами, фигуры из палочек по образцу.

Игры и упражнения

  • Игры "Отгадай звук", "Кто сказал мяу?". "Где звенит колокольчик?"
  • Игры "Подбери по цвету (по форме)", "Что бывает красным (зелёным и т.д.)?", "Доскажи словечко" и др.
  • Игра "Муха", "Выполни команду", упражнение "Расскажи, что где находится?" и др.
  • Пазы, разрезные картинки, задание" Собери по образцу из палочек"

Во время работы парами (для формирования пространственных представлений), ставить в пару с ребенком, который максимально хорошо владеет перечисленными умениями.

Во время индивидуальной работы по формированию пространственных представлений сначала предлагать обучающие игры, затем закреплять навыки.

Для наиболее эффективного заучивания названия цветов каждому цвету уделять не менее одной недели. Согласовать с родителями цвет конкретной недели.

Называть цвета во время рисования, лепки, аппликации.

Выполнять пальчиковую гимнастику с соответствующим речевым сопровождением, учитывая лексическую тему недели.

Использовать в работе предложенные игры и упражнения.

Моторная сфера:

  • мимическая мускулатура
  • артикуляционная моторика
  • мелкая моторика
  • Формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений.
  • Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.
  • Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции). Стимуляция двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц.
  • Объединение, обобщение последовательных двигательных импульсов в единый организованный во времени двигательный стереотип.
  • Артикуляционная гимнастика
  • Гимнастика для мимических мышц: зажмурить глаза, надуть щеки, поднять и нахмурить брови.
  • «Шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка.
  • Тематическая пальчиковая гимнастика.

Гимнастику обязательно проводить перед зеркалом.

Особое внимание уделить упражнениям "качели", "индюки", "вкусное варенье", "дятел" - для языка, чередованию "трубочки" и "улыбочки" для губ.

Произносительные компоненты речи:

  • произношение
  • дыхательная и голосовая функция
  • просодическая сторона речи
  • Формировать умение выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением, постепенное удлиняя речевой выдох.
  • Уточнить артикуляцию правильно произносимых звуков раннего онтогенеза.
  • Постановка и автоматизация звуков  [ш], [ж]  
  • Формирование умения правильно использовать и дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Игры и упражнения

  • Игры для дыхания: "Кораблик", "Бабочка", "Снежинка".  "Осенний лист" и др.
  • Проговаривание слогов, слоговых рядов, слов, фраз и предложений.
  • Инсценировка сказок, стихотворений, коротких рассказов.

Использовать в работе предложенные игры и упражнения

Произносить на одном выдохе предложения из пяти слов.

Индивидуальные задания по автоматизации звуков выполнять строго по указанию логопеда (см. "Тетрадь взаимосвязи в работе воспитателей и учителя-логопеда).

Заучивать наизусть короткие стихотворения с диалогами и рассказывать их по ролям.

Фонематические процессы:

  • фонематическое восприятие
  • фонематический анализ и синтез
  • слоговая структура слова

  • Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 2 элементов.
  • Формировать умение повторять несложный ритмический рисунок.
  • Учить различать длинные и короткие слова, делить (хлопками с проговариванием) слова на слоги.
  • Проговаривать односложные и двусложные слова со стечением согласных.
  • Учить выделять первый  звук в слове с организующей помощью педагога.
  • Формировать умение находить в ряду слова, отличающиеся от остальных по звуковому составу.
  • Познакомить с понятием "гласные" и "согласные" звуки. Учить их различать и выделять из начальной позиции в слове.
  • Познакомить с символами, обозначающими вышеназванные понятия.

Игры и упражнения

  • Подбор картинок, слов на заданный звук.
  • Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
  • Проговаривание слов разной слоговой структуры.

 Н.В. Курдвановская, Л.С.Ванюкова «Формирование слоговой структуры слова», М.: ТЦ Сфера, 2007 г. (с учетом классификации продуктивных классов, разработанных А.К. Марковой.)

  • Называние картинок со словами соответствующей слоговой структуры  
  • Игры с музыкальными инструментами для воспроизведения простых ритмов.

Индивидуальные задания по развитию фонематических процессов выполнять строго по указанию логопеда (см. "Тетрадь взаимосвязи в работе воспитателей и учителя-логопеда).

Использовать игры с мячом.

Использовать логоритмические игры.

Импрессивная сторона речи:

  • словарь
  • понимание различных форм словоизменение
  • понимание предложений и связной речи
  • Расширять предметный, предикативный и адъективный словарь импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
  •  Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации.
  • Развивать импрессивную речь в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова, и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

Игры и упражнения

  • «Покажи, где мальчик догоняет девочку. Покажи, кто спал(а).»  Другие аналогичные задания.
  • Выполнение двух- и трёхступенчатой инструкции.
  • Понимание вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

Чётко проговаривать окончания слов.

Не перегружать свою речь сложными грамматическими конструкциями.

Максимально использовать в вопросе слова, необходимые ребенку для ответа.

Уточнять значения непонятных слов.

Использовать в работе предложенные игры и упражнения.

Использовать для индивидуальной работы доступные для понимания тексты (в том числе рекомендуемые Программой для средней группы).

Экспрессивная сторона речи:

  • словарь

  • грамматический строй речи

  •  связная речь
  • Расширять словарь экспрессивной речи, уточняя значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус).
  • Ввести в лексикон слова, обозначающие элементарные понятия, выделенные на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, а также слова, выражающие видовые, родовые и отвлеченные обобщенные понятия.
  • Закрепить в словаре экспрессивной речи числительные один, два, три и ввести в словарь числительные четыре, пять.
  • Совершенствовать навык употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже.
  • Обучать употреблению форм единственного и множественного числа среднего рода в именительном падеже.
  • Совершенствовать навык изменения существительных мужского и женского рода единственного числа по падежам (без предлогов).
  • Обучать изменению существительных мужского, женского и среднего рода единственного числа по падежам без предлога и с предлогами.
  • Совершенствовать навык употребления глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени, глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени.
  • Обучать правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида.
  • Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными в именительном и косвенных падежах.
  • Обучать правильному употреблению словосочетаний: количественное числительное (два и пять) и существительное.
  • Совершенствовать навык правильного употребления предложных конструкций с простыми предлогами, имеющими пространственное значение, и навык их различения.
  • Совершенствовать навык употребления существительных, образованных с помощью продуктивных и менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Совершенствовать навык употребления звукоподражательных глаголов.
  • Совершенствовать навык употребления глаголов, образованных от существительных.
  • Совершенствовать навык употребления глаголов, образованных с помощью приставок.
  • Совершенствовать навык употребления относительных прилагательных.
  • Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.
  • Обучать диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях.
  • Обучать пересказу хорошо знакомых и незнакомых сказок, и рассказов.
  • Обучать составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно).

Игры и упражнения

  • Упражнение "Закончи предложение" (Дети раскрыли зонты, потому что ...)
  • Игра "Так или не так", упражнения "Повтори правильно" и "Исправь ошибку"
  • Игры с мячом: «1-5», «Какой (ая), (ое) предмет», «Кому что?» и др.
  • Игры С.М. Мельниковой, Н.В. Бикиной
  • Грамматические тетради Е.М. Косиновой
  • Отвечать на вопросы по содержанию сказок, стихотворений, бесед.
  • Составлять рассказы-повествования по серии сюжетных картинок.

Учет особенностей речевого развития во время непосредственно-образовательной деятельности.

Наблюдение за самостоятельной деятельностью с целью контроля речи.

Речевое сопровождение режимных моментов.

Индивидуальные задания по расширению словаря, совершенствованию грамматического строя речи (см. "Тетрадь взаимосвязи в работе воспитателей и учителя-логопеда).

Участие в инсценировках во время досуга и утренников.

Учитель-логопед  ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.

Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...

Индивидуальный образовательный маршрут - форма сопровождения по развитию мелкой моторике детей старшего дошкольного возраста

- Актуальность темы- Зачем нужно развивать мелкую моторику?- Основные направления работы с детьми- Взаимодействие субъектов- Рекомендации...

индивидуальный образовательный маршрут (логопедическое сопровождение)

Образец индивидуального образовательного маршрута (логопедическое сопровождение) ребенка с ФФНР в условиях логопедического пункта ДОУ...

"Индивидуальный образовательный маршрут- форма сопровождения по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста"

- Актуальность темы- Зачем нужно развивать мелкую моторику?- Основные направления работы с детьми- Взаимодействие субъектов- Рекомендации...

Индивидуальный образовательный маршрут по сопровождению ребенка с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут соапровождения ребенка с ОВЗ...

Адаптированная образовательная программа (индивидуальный образовательный маршрут) (логопедическая часть)

Адаптированная образовательная программа (индивидуальный образовательный маршрут) (логопедическая часть)...

Индивидуальный образовательный маршрут по сопровождению ребенка с задержкой психического развития специалистами МДОБУ «Детский сад №1»

Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития.По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по ад...