Логопедический массаж ребенку
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
С помощью логопедического массажа можно исправить и полностью ликвидировать серьёзные речевые нарушения, начиная от заикания и заканчивая частичной и даже полной потерей речи. Метод хорошо помогает корректировать речь, её эмоциональную окраску, правильное произношение звуков.
Логопедический массаж состоит из комплекса индивидуально подобранных упражнений, воздействующих на мышцы, нервные окончания и другие ткани речевого аппарата. Специальные техники помогают расслабить лицевую мускулатуру, нормализовать тонус мышц и звукопроизношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические указания к проведению
расслабляющего массажа логопедом
- Массаж проводится в медленном темпе.
- Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.
- Массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.
- Руки логопеда должны быть теплыми и чистыми.
- Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным ритмом или проговаривание логопедом формул спокойствия аутогенной тренировки. Например:
«Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Я спокоен и расслаблен. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены. Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно…»
Кроме этого целесообразно использовать формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата. Например:
«Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены…»
- Для усиления расслабляющего эффекта, за несколько минут до массажа, на лицо ребенка можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40 – 45 С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3-5 минут.
Массируемая Область | Направление движения | Тип движения | |
Плечевой пояс, шея. | От края нижней челюсти к грудине | Поглаживание ладонями | |
От затылка к подмышечной впадине | Скольжение ладонями | ||
| Круговые движения головы | Направляют руки логопеда | |
Наклоны головы | Направляют руки логопеда | ||
Гортань - ребенок пропевает звук А | Поперечное направление |
Легкие ритмичные движения большим и указательным пальцами | |
Лоб | От середины лба к вискам | Поглаживание поверхностью всех пальцев | |
От середины лба к ушным раковинам | Поглаживание, заканчивающееся легким нажатием | ||
От надбровных дуг к волосистой части головы | Поглаживание поверхностью всех пальцев |
Область глаз | От височной ямки к внутреннему углу глаз | Поглаживание подушечками пальцев | |
По брови к виску | Поглаживание подушечками пальцев | ||
Щеки и подбородок | Под нижней губой, под подбородком | Скольжение указательным и остальными пальцами | |
Над верхней губой, под верхней губой, под подбородком | Скольжение указательным, средним и остальными пальцами | ||
От спинки носа к ушным раковинам | Поглаживание всеми пальцами, заканчивающееся легким нажатием | ||
От середины лба к середине подбородка | Поглаживание тремя пальцами | ||
От середины подбородка, через щеки, лоб, виски | Поглаживание тремя пальцами | ||
Потряхивание всеми пальцами |
Губы | От углов рта к середине | Поглаживание указательным пальцем | |
От углов рта к середине | Поглаживание указательным пальцем | ||
От ушной раковины, через щеки, губы, к ушной раковине | Поглаживание указательным и средним пальцами | ||
Носогубные складки | Поглаживание указательным и средним пальцами | ||
Вокруг губ по часовой стрелке | Легкое постукивание указательным и средним пальцами | ||
Язык | Точки под обоими углами нижней челюсти | Вибрация указательными пальцами | |
Подчелюстная ямка | Вибрация указательным пальцем | ||
Из стороны в сторону | Легкие покачивающие движения (правой рукой) | ||
Вперед-назад | Плавные, легкие движения | ||
Сначала с одной, затем с другой стороны языка | От кончика к корню языка | Поглаживание большим и указательным пальцами | |
От середины к краям языка | Поглаживания большим и указательным пальцами | ||
Боковые поверхности языка (от кончика к корню) | Поглаживания большим и указательным пальцами | ||
В горизонтальном направлении (от кончика к корню) | Легкое разминание большим, средним и указательным пальцами | ||
От кончика к корню | Легкие растирающие движения большим и указательным пальцами |
Методические указания к проведению
активизирующего массажа
- Движения рук логопеда должны быть достаточно ритмичными.
- Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.
- Сила воздействия на массируемый участок ткани должна увеличиваться постепенно.
- На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа.
- При правильном проведении массажа дыхание ребенка равномерно.
- Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у ребенка.
Массируемая Область | Направление движения | Тип движения | |
Лоб | От середины лба к вискам | Растирание всеми пальцами | |
От середины лба к вискам | Сжатие складки кожи двумя пальцами | ||
От середины лба к вискам | Постукивание подушечками пальцев | ||
Щеки и подбородок | По часовой стрелке | Растирание подушечками пальцев | |
От середины подбородка к носу | Растирание подушечками пальцев | ||
В области жевательной мышцы | Растирание подушечками пальцев | ||
Снизу вверх | Потряхивание подушечками пальцев | ||
Встречающиеся движения | Пощипывание пальцами | ||
По диагонали | Разминания большим и указательным пальцами | ||
Поперек | Разминания | ||
По часовой стрелке | Разминания | ||
От крыльев носа к ушным раковинам | Поколачивания всеми пальцами | ||
Губы | От середины к углам рта | Растирание указательным и средним пальцами | |
От середины верхней губы и вниз | Растирание большими пальцами | ||
От середины нижней губы и слегка вверх | Растирание указательными пальцами | ||
От углов рта к крыльям носа | Поглаживание указательными пальцами | ||
Сжимание складки кожи большим и указательным пальцами, перетирание | |||
Верхняя и нижняя губа | Пощипывание большим и указательным пальцами | ||
Вокруг губ | Интенсивное постукивание указательным и средним пальцами |
Язык | От корня к кончику языка | Перетирание большим, средним и указательным пальцами | |
Сначала с одной, затем с другой стороны языка | От корня к кончику языка | Перетирание большим, указательным и средним пальцами | |
От корня к кончику | Перетирание | ||
В поперечном направлении | Сжатие и удержание на 1-2 с | ||
В поперечном направлении от корня к кончику | Сжатие и перетирание большим и указательным пальцами | ||
По краю языка от корня к кончику | Пощипывание большим и указательным пальцами | ||
От корня к кончику | Похлопывание шпателем | ||
Кончик языка | Вибрация с помощью шпателя |
Мягкое небо | От твердого неба к увули | Поглаживание, разминание, растирание большим пальцем | |
Справа налево | Поглаживание, разминание, растирание большим пальцем | ||
Ребенок пропевает звук А | Поперечное и продольное направление | Растирание и разминание большим пальцем | |
Ребенок отрывисто произносит звук А | Толчкообразные движения большим пальцем | ||
Плечевой пояс, шея | От подмышечных впадин к углам нижней челюсти | Поглаживание ладонями | |
От лопаток к затылку | Поглаживание ладонями | ||
Отклонение головы назад | Правая рука на затылке, левая на груди. Движение с сопротивлением | ||
Наклоны головы вперед | Правая рука на лбу. Движение с сопротивлением | ||
Повороты головы влево, вправо | Рука на левом виске (на левом виске) |
Методические указания к проведению
самомассажа.
- Во время проведения самомассажа лицо и руки ребенка должны быть чистыми.
- Длительность одного сеанса может составлять 5 – 10 минут.
- Каждое движение повторяется в среднем 4 – 6 раз.
- В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов.
- Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, массаж должен приносить удовольствие.
Название упражнения | Направление движения | Осуществление движения | |
«Я – хороший» | От макушки к плечам | Ладонями рук | |
«Наденем шапочку» | От макушки к яремной ямке | Ладонями рук | |
«Дорожки» | От середины лба к вискам | Подушечками пальцев | |
«Закрутки» | От середины лба к вискам | Подушечками пальцев | |
«Елочка» | От середины лба к вискам | Подушечками пальцев | |
«Душ» | От середины лба к вискам | Подушечками пальцев | |
«Рисуем брови» | От переносицы к вискам | Каждым пальцем поочередно | |
«Очки» | От внутреннего века, вокруг глаз к переносице | Указательными пальцами | |
«Глазки спят» | Легкое нажатие на верхнее веко в течение 3-5 секунд | Указательным и средним пальцами |
«Душ для щечек» | Набрав воздух | Легкое постукивание подушечками всех пальцев | |
«Три дорожки» | От крыльев носа, верхней и нижней губы к ушным раковинам | Указательный, средний и безымянный пальцы | |
«Кружочки» | В области щек | Указательными пальцами | |
«Погреем щечки» | Вверх-вниз в области щек | Растирающие движения ладонями | |
«Паровозик» | В области щек, по часовой и против часовой стрелки | Кулачками | |
«Блинчики» | В области щек | Похлопывание ладонями | |
«Умоем личико» | От лба к подбородку | Поглаживание ладонями | |
«Усы» | От середины верхней губы к углам рта | Указательным и средним пальцами |
«Веселый клоун» | От середины верхней губы к ушным раковинам | Указательным и средним пальцами | |
«Грустный клоун» | От середины верхней губы к подбородку | Указательным и средним пальцами | |
«Клювик» | Прищипывание указательным и средним пальцами | ||
«Погладим подбородок» | От середины подбородка к ушам | Тыльной стороной пальцев | |
«Душ для губок» | Набрав воздух за щеки | Легкое постукивание подушечками указательного и среднего пальцев | |
«Погреем ушки» | Вверх-вниз по ушным раковинам | Трение ладонями | |
«Потянем за ушки» | Вниз за мочки ушей | Указательным и большим пальцами (3-5 раз) | |
«Послушаем тишину» | Накрыть уши ладонями (2-3 секунды) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Автор рассматривает возможность привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"
В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"
Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

Что такое логопедический массаж, зачем его назначают детям с речевыми проблемами, и можно ли его делать ребенку самостоятельно или обязательно нужно обращаться к логопеду.
Для чего нужен логопедический массаж...

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»
Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...