Картотека игр для общего речевого развития детей
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
Данная картотека будет полезна родителям для развития речи детей дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для общего речевого развития детей
- Игра «Сколько звуков?»
Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять количество и последовательность звуков в слове.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:
- Назвать первый, второй, третий и т.д. звуки;
- Назвать звук перед или после заданного;
- Назвать звук между заданными.
- Игра «Сосчитай-ка»
Цели: развивать грамматический строй речи (согласование числительных с прилагательными и существительными)
Например: Один заяц, два зайца, три…, четыре…, пять зайцев. (дом, утка,стол, стул, дерево, машина и т.д)
- Игра «Какой? Какая?»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.
Ход игры. Взрослый выставляет перед ребенком картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-признаки.
Например:
Зима (какая?) – белая, вьюжная, холодная, морозная и т.д.
- Игра «Кто больше?»
Цели: развивать фонематические процессы.
Ход игры. Предлагается ребенку соревнование: кто придумает больше слов на звук с, сь. з,зь, ц, ч, ш, щ, л, ль, р, рь (в начале , в середине, в конце слова).
- Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
Ход игры. Предлагается ребенку помочь Незнайке выполнить домашнее задание (образовать относительные прилагательные по образцу).
Например:
Тумбочка из дерева (какая?) деревянная.
Стол из пластмассы (какой?)…
Кровать из железа (какая?)…
Диван из кожи (какой?)…
Полка из стекла (какая?)… и т.д.
- Игра «Скажи наоборот»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.
Ход игры. Предлагается ребенку закончить предложения, сказав
наоборот.
Эта ложка чистая, а эта - … (грязная).
Вот тарелка глубокая, а вот - … (мелкая).
Эта чашка большая, а эта - … (маленькая).
Вот стакан широкий, а вот - … (узкий).
Этот нож старый, а этот - … (новый).
Эта кружка белая, а эта - … (черная).
Вот сковорода тяжелая, а вот - … (легкая).
Бокал хрупкий, а сковорода - … (прочная) и т.д.
- Игра «Назови ласково».
Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Ход игры. Предлагается ребенку назвать ласково.
Например: стол – столик
шкаф - шкафчик
стул – стульчик (дом, книга, кукла, мяч, кольцо, кружка и т.д.)
- Игра «Чья? Чей? Чьи?»
Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных).
Ход игры. Предлагается ребенку рассмотреть картинки с изображением животных севера и жарких стран и просит назвать признаки животных
Например:
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.
У тюленя голова (чья? какая?) …
У моржа бивни (чьи? какие?) …
У оленя рога (чьи? какие?) …
У пингвина клюв (чей? какой?) … и т.д.
- Игра «Один – много».
Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном числе).
- Игра «Исправь ошибки».
Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).
Ход игры. Предлагается ребенку внимательно прослушать «словосочетания» и исправить ошибки.
Например:
(голубая) колокольчик – голубой колокольчик
(душистый) земляника - …
(теплый) солнышко - …
(летнее) дождик - … и т.д.
- Игра «Составь предложения из слов».
Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).
Ход игры. Ребенку предлагается прослушать ряд слов и составить из них предложения.
Например:
Ярко, лето, светит, солнце.
Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. И т.д.
- Послушай предложения и ответь на вопросы.
- Сестра старше брата, но младше мамы. Кто самый старший (младший)?
- Брат старше сестры, но младше папы. Кто самый старший (младший)?
- Кто старше всех в твоей семье? Кто самый младший?
- Брата забрала из детского сада сестра. Кто был в детском саду?
- Внуку открыла дверь бабушка. Кто был дома?
- Племяннику дядя подарил машинку. Кто получил подарок?
- Она старше всех в семье. Мама для нее дочка. А мальчик для нее внук. Кто она?
- Для дедушки он внук. Кто он для папы?
- Для мамы она дочка. Кто она для брата?
- Игра «Подбери слова»
Цели: развивать грамматический строй речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок.
Ход игры. Взрослый просит ребенка закончить предложения.
Одни воробьи к кормушке (что делали?)… (подлетали).
Другие воробьи от кормушки (что делали?)… (отлетали).
Маленький бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?)… (облетел).
Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?)… (залетел).
Воробышек зернышко схватил и из кормушки (что сделал?)… (улетел). И т.д.
- Игра «Семейка».
Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.
Ход игры. Взрослый дает ребенку карточку, на которой написано слово «снег». Далее взрослый предлагает ребенку придумать слова, внутри которых «спряталось» данное слово.
Например:
Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой. И т.д.
- Образуй новые слова по образцу: длинная грива – длинногривый.
-черная грива - … - длинные рога - …
- белая грива - … - острые рога - …
- длинный хвост - … - крутые рога - …
- короткий хвост - … - белый лоб - …
- серый хвост - … - длинные ноги - …
- густая шерсть - … - длинные уши - …
- два горба - … и т.д.
- Игра «Мой, моё, моя, мои».
Цели: работа над согласованием существительного и местоимения в женском, среднем и мужском роде.
Ход игры: Взрослый показывает картинку или называет слово, ребенок должен ответить употребив слова мой, моя, мои, моё.
Например: Это жираф. Скажи чей это жираф? (Это мой жираф) и т.д.
- Игры на развитие мелкой моторики (шнуровки, штриховки, завязывание и развязывание узелков, игры с прищепками, с орехами, составление фигур пальчиками, рассказывание стихов пальчиками и т.д.)
- Развитие связной речи (пересказы, составление предложений и рассказов по картинкам, по серии картинок, что не правильно нарисовал художник и т.д).
- Разучивание стихов наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-529148-1541325708.jpg)
"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....
Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы.
Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/10/picture-1042959-1528636894.jpg)
Картотека " Словесные игры по речевому развитию детей 4-5 лет"
развитие правильного произношения и речи детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-962201-1543437159.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы
Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/12/picture-1115787-1568316240.jpg)
Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы.
*Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/03/picture-612817-1428068402.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции....