Картотека " Словесные игры по речевому развитию детей 4-5 лет"
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему
развитие правильного произношения и речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад № 125»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста
«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-5 лет»
Составитель: воспитатель Лосева Н, Н.
В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей
Цели речевых игр:
- развития речи и мышления детей;
- активизация, обогащение их словарного запаса;
- улучшение фонематического слуха у детей.
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:
А) Дополни предложения:
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Зайчик летом, а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Днем светло, а ночью...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
Б) Закончи предложение:
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я спою...
Я умею...
Я помогу...
Я хочу...
Я принесу...
В) Догадайся и подскажи:
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- хищный, ширококрылый... - орел;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- воронье, серое... - крыло;
- блестящее, гладкое... - зеркало.
Г) Скажи какой:
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:
А) Веселая семейка:
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой – малый:
Подобрать ласкательное слово.
- кот - котик,
- река - речушка,
- мама - мамочка,
- солнце - солнышко,
- ваза - вазочка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Два – один:
Образование из двух простых слов одного сложного:
- снег и падать – снегопад,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма -птицеферма,
- небо и склон - небосклон,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,
- лист и падать – листопад.
Г) Поймай мяч:
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- береза - березовый,
- солнце - солнечный,
- весна - весенний,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:
А) Согласие – несогласие:
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня не будет дождя.
Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
5. Узнай домашних животных:
Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
бизон, сарай, овца.
синица, гусь, кролик;
лошадь, тигр, енот, медведь;
баран, лось, теленок, белка;
жираф, курица, коза;
утка, селезень, журавль;
петух, индюк, куропатка;
лиса, собака, обезьяна, заяц;
слон, корова, рысь;
жеребенок, кошка, мышка;
свинья, кабан, землеройка;
крот, ягненок, уж;
цыпленок, волк, козленок;
6. Какие слова обозначают транспорт?:
Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.
дерево, самолет, балкон, телега;
грузовик, велосипед, скамейки;
поезд, дом, самокат, магазин;
трамвай, троллейбус, космос, луна;
автобус, дорога, море, машина;
пароход, водитель, ракета, комета;
столб, метро, лодка, вертолет.
7. Смысловые ряды:
Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
белка-дупло, человек — …;
солнце-светло, ночь-…;
лошадь-жеребенок, корова-…;
книга-обложка, дом -…;
собака- щенок, человек-…;
птица-гнездо, собака -…;
каша-ложка, мясо-…;
лодка-вода, поезд-…;
куртка-ткань, сапоги-…;
цветок-стебель, дерево-…;
окно-подоконник, шкаф — …;
береза-листья, сосна — …;
шуба-пуговица, ботинок -….
Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.
8. Отгадай предмет:
Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.
кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
ручки, зубья, (пила);
дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
растения, садовник, забор, земля (сад);
подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
спинки, матрас, ножки (кровать);
крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
пол, стены, обои, потолок (комната);
обложка, листы, картинки, буквы (книга);
подоконник, рама, форточка, стекло (окно).
9. Что общее у предметов?:
Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.
У двух предметов:
кастрюля, сковорода (посуда);
шляпа, шапка (головные уборы);
огурец, морковь (овощи);
стол, стул (мебель);
корова, коза (домашние животные);
тюльпан, роза (цветы);
шкаф, кровать (мебель);
персик, слива (фрукты);
платье, юбка (одежда);
дождь, снег (осадки);
сапоги, ботинки (обувь);
коза, свинья (домашние животные);
тарелка, ложка (посуда);
сорока, воробей (птицы);
Москва, …(название родного города) (города);
Волга, Дон (реки);
квас, фанта (напитки);
самолет, вертолет (воздушный транспорт);
автобус, троллейбус (наземный транспорт);
кошка, коза (домашние животные).
катер, корабль (водный транспорт);
У трех предметов:
сапоги, ботинки, туфли (обувь);
пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
солнце, одуванчик, круг (круглые);
портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
тарелка, сковорода, чашка (посуда);
лист, трава, елка, крокодил (зеленые).
мяч, солнце, шарик (круглые);
10. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
Носят на ногах (обувь).
Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).
11. Отгадай название предмета по описанию:
Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
Признаки
Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.
12. Подберите соответствующих животных к следующим словам:
Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.
зеленая, пучеглазая…;
маленький, звенящий, длинноносый…;
голодный, серый, зубастый, злой…;
большой, рогатый…;
злой, зубастый, зеленый…;
лохматый, косолапый…;
маленькая, ловкая, проворная…;
хищный, сильный, полосатый…;
ловкая, шумная, хвостатая…;
яркое, теплое….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.
в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...
пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.
в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...
пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.
В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...
"Умные игры" (игры, развивающие речевую активность)
Игры и упражнения направлены на развитие речевой активности, тренируют детей в произношении уже известных им звуков и готовят к освоению новых....
«РЕЧЕВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ». СПОРТИВНО-РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП.
laquo;РЕЧЕВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ». СПОРТИВНО-РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП....
Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...
"Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....