Картотека " Словесные игры по речевому развитию детей 4-5 лет"
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Лосева Наталья Николаевна

развитие правильного произношения и речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития  ребенка – «Детский сад № 125»

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста

«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-5 лет»

                         

                                                                                 Составитель: воспитатель Лосева Н, Н.

 В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей

     Цели речевых  игр:

- развития речи и мышления детей;

- активизация, обогащение  их словарного запаса;

-  улучшение  фонематического  слуха  у детей.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:

А) Дополни предложения:

- Рыба живет в..., а медведь - в...

- Зайчик летом, а зимой...

- Грибы растут..., а огурчики - на...

- Днем светло, а ночью...

- Сахар сладкий, а лимон...

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

Б) Закончи предложение:

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я спою...

Я умею...

Я помогу...

Я хочу...

Я принесу...

В) Догадайся и подскажи:

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

- хищный, ширококрылый... - орел;

- зеленый, прожорливый... - крокодил;

- воронье, серое... - крыло;

- блестящее, гладкое... - зеркало.

Г) Скажи какой:

- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...

- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про

- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:

А) Веселая семейка:

Правильно назвать животных и их детенышей.

- Гусь, гусыня, гусята.

- Петух, курица, цыплята.

- Кот, кошка, котята.

- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

- Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой – малый:

Подобрать ласкательное слово.

- кот - котик,

- река - речушка,

- мама - мамочка,

- солнце - солнышко,

- ваза - вазочка,

- береза - березка,

- листок - листочек.

В) Два – один:

Образование из двух простых слов одного сложного:

- снег и падать – снегопад,

- лес и полоса - лесополоса,

- птица и ферма -птицеферма,

- небо и склон - небосклон,

- хлеб и делать - земледелец,

- лес и рубить - лесоруб,

- лист и падать – листопад.

Г) Поймай мяч:

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

- береза - березовый,

- солнце - солнечный,

- весна - весенний,

- липа - липовый,

- дождь - дождливый.

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:

А) Согласие – несогласие:

Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня не будет дождя.

Дети. Нет,  будет, потому что небо тёмное.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это - рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.

5. Узнай домашних животных:

Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.

бизон, сарай, овца.

синица, гусь, кролик;

лошадь, тигр, енот, медведь;

баран, лось, теленок, белка;

жираф, курица, коза;

утка, селезень, журавль;

петух, индюк, куропатка;

лиса, собака, обезьяна, заяц;

слон, корова, рысь;

жеребенок, кошка, мышка;

свинья, кабан, землеройка;

крот, ягненок, уж;

цыпленок, волк, козленок;

6. Какие слова обозначают транспорт?:

Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.

дерево, самолет, балкон, телега;

грузовик, велосипед, скамейки;

поезд, дом, самокат, магазин;

трамвай, троллейбус, космос, луна;

автобус, дорога, море, машина;

пароход, водитель, ракета, комета;

столб, метро, лодка, вертолет.

7. Смысловые ряды:

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

белка-дупло, человек — …;

солнце-светло, ночь-…;

лошадь-жеребенок, корова-…;

книга-обложка, дом -…;

собака- щенок, человек-…;

птица-гнездо, собака -…;

каша-ложка, мясо-…;

лодка-вода, поезд-…;

куртка-ткань, сапоги-…;

 цветок-стебель, дерево-…;

 окно-подоконник, шкаф — …;

 береза-листья, сосна — …;

 шуба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

8. Отгадай предмет:

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);

ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);

ручки, зубья, (пила);

дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

растения, садовник, забор, земля (сад);

подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);

спинки, матрас, ножки (кровать);

крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);

кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

 подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)

 глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок,  брови, щеки (лицо);

 лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);

 пол, стены, обои, потолок (комната);

 обложка, листы, картинки, буквы (книга);

 подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

9. Что общее у предметов?:

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

кастрюля, сковорода (посуда);

шляпа, шапка (головные уборы);

огурец, морковь (овощи);

стол, стул (мебель);

корова, коза (домашние животные);

тюльпан, роза (цветы);

шкаф, кровать (мебель);

персик, слива (фрукты);

платье, юбка (одежда);

дождь, снег (осадки);

сапоги, ботинки (обувь);

коза, свинья (домашние животные);

тарелка, ложка (посуда);

сорока, воробей (птицы);

Москва, …(название родного города) (города);

Волга, Дон (реки);

квас, фанта (напитки);

самолет, вертолет (воздушный транспорт);

автобус, троллейбус (наземный транспорт);

кошка, коза (домашние животные).

катер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

сапоги, ботинки, туфли (обувь);

пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);

солнце, одуванчик, круг (круглые);

портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);

тарелка, сковорода, чашка (посуда);

лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

мяч, солнце, шарик (круглые);

10. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:

 Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).

Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).

Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).

Носят на ногах (обувь).

Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).

Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).

11. Отгадай название предмета по описанию:

Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.

Это фрукт желтого цвета; очень кислый.

Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.

Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.

Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.

Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.

Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.

Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.

Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

12. Подберите соответствующих животных к следующим словам:

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

зеленая, пучеглазая…;

маленький, звенящий, длинноносый…;

голодный, серый, зубастый, злой…;

большой, рогатый…;

злой, зубастый, зеленый…;

лохматый, косолапый…;

маленькая, ловкая, проворная…;

хищный, сильный, полосатый…;

ловкая, шумная, хвостатая…;

 яркое, теплое….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...

"Умные игры" (игры, развивающие речевую активность)

Игры и упражнения направлены на развитие речевой активности, тренируют детей в произношении уже известных им звуков и готовят к освоению новых....

«РЕЧЕВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ». СПОРТИВНО-РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП.

laquo;РЕЧЕВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ». СПОРТИВНО-РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП....

"Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....