Упражнения по биоэнергопластике
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Грачёва Елена Викторовна

Предоставлены материалы для тренировки мышц языка, губных мышц, мышц нижней челюсти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_bioenergoplastike.docx97.89 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития артикуляционного праксиса с использованием биоэнергопластики

Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями кисти руки, затем обеих рук, имитирующих движения челюсти, губ, языка (биоэнергопластика).

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:

- усиливают кровообращение,

- укрепляют мышцы языка, губ,

- развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата,

- формируют координацию движений мелкой моторики рук,

- сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.

Упражнение 1.

Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов).

Кисти рук работают по схеме

1.Упражнение повторяется 4-6 раз.

hello_html_fe32994.jpgСхема 1.

Упражнение 2.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки.

Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак (схема 2)hello_html_m12d74d0b.jpgСхема 2.

Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение 3.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.

Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу (схема 3).

hello_html_3e922402.jpgСхема 3.

Упражнение 4.

Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «2» - правого. Эти движения повторяются 4-5 раз без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт, и нижняя челюсть не двигалась.

Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.

Упражнение 5.

Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.

Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком (схема 4).

hello_html_4ffc3fe2.jpgСхема 4.

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Упражнение 1.

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному (схема 5).

Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх (схема 6).

hello_html_2148a6bd.jpgСхема 5. hello_html_m1162ef09.jpgСхема 6.

Тренировка губных мышц

Упражнение 1.

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии (схема 7).

На счет «1» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки – все пальцы собраны в щепоть (схема 8).

На счет «2» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно тренировать больше их в движении вперед.

Кисть руки - пальцы врозь (схема 9). Упражнение повторяется 3-4 раза.

Схема 7. Схема 8. Схема 9.hello_html_m7e7dad1.jpghello_html_m4bda2f7f.jpghello_html_m29b20908.jpg

Упражнение 2.

Нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна.

Ладонь вверх – двигаются только пальцы.

Ладонь вниз – двигаются только пальцы (схема 10).

hello_html_73355a6d.jpgСхема 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО»

Данный мастер-класс разработан  с целью ознакомления педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного п...

Биоэнергопластика, сопровождающая артикуляционные упражнения

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы до...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»...

Буклет для родителей и воспитателей: "Комплекс артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой для свистящих звуков "

В коррекционной работе с детьми учителя-логопеды все чаще используют здоровьесберегающие технологии. Здоровье будущего поколения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является важны...

Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики

Предлагаю вам карточки артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики. Этот материал необходим в работе с детьми при изучении новых упражнений с элементами биоэнергопластики. Другие пед...

Мастер - класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО»

Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса...