Учите детей, играя.
консультация по логопедии на тему
Консультация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchite_detey_igraya._vinokurova_o.a.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Учите, играя.
Одной из основных задач умственного воспитания детей является развитие мышления и речи. Мышление и речь развиваются при познании ребёнком окружающего мира. Необходимо научить ребёнка думать.
К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно. Необходимо приучать детей к умственной работе». Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.
В раннем возрасте дети любят игры-потешки: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза-рогатая». Дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании («Каравай», «Краски», «Фанты», «У медведя во бору», «Море волнуется» и др.).
Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. Игра помогает малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. «Игра для детей – учёба, труд и серьёзная форма воспитания» - писала Н. К. Крупская. В словесных играх у детей развивается речь, уточняется и закрепляется словарь, отрабатывается правильное звукопроизношение. В таких играх дети учатся считать, ориентироваться в пространстве, формируется находчивость, дисциплинированность, наблюдательность, мыслительная деятельность.
Во время игры ребёнок деятелен во всех отношениях – суждениях, умозаключениях. Ничего не может быть вреднее, чем давать ребёнку суждения и умозаключения в готовом виде. Взрослому хочется на вопрос ребёнка сразу же ответить, показать, рассказать. Часто это делается очень увлекательно, интересно. Но это не лучший путь в развитии активности и самостоятельности мышления.
Необходимо дать ребёнку возможность найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать правильное умозаключение, используя свой прежний опыт, знания. «Почему здесь висят сосульки, а на той стороне их нет?» -спрашивает ребёнок. «Догадайся сам, почему так получилось. Посмотри, с какой стороны светит солнце, и сам ответишь на свой вопрос», - скажет взрослый.
Самостоятельность и активность мышления детей не приходит сама собой и не развивается на какой-то ступени обучения. Это качество воспитывается с самого раннего возраста под руководством взрослого. Необходимо учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его цвет, форму, величину, расположение в пространстве); выделять в предмете наиболее характерные признаки, свойства; находить признаки, сходства и различия с другими предметами, т.е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждение; развивать сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.
Словесные игры помогают нам в выполнении этих задач. Играя со словами без игрушек и картин, дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Словесные игры очень важны для подготовки детей к школе, т.к. требуют умения внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать его.
Словесная игра не требует специального материала, определённых условий. В неё можно играть дома, в транспорте, по дороге, на прогулке.
Игра не должна быть ни слишком трудной, ни слишком лёгкой, только тогда она принесёт ребёнку пользу и радость.
Игры для малышей:
- «Ладушки», «Сорока – белобока», « «Пальчик –пальчик, где ты был?», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам, по ровненьким дорожкам» и др.
Игры для детей 4-5 лет:
- «Где я была, я не скажу, а что делала, покажу» (отгадать по имитации действия );
- «Кто в домике живёт?» (взрослый издаёт звукоподражания животным, птицам, а ребёнок отгадывает и называет это животное);
- «Так бывает или нет?» (взрослый о чём-то рассказывает, а ребёнок дослушивает рассказ до конца и говорит что не так). Например: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на улицу, сделали из снега горку и стали кататься с неё на санках».
- «Что нужно?» - классификация предметов по определённым признакам. («Что сажают в огороде?» Взрослый называет разные предметы. Если он назовёт то, что нужно для огорода, ребёнок отвечает «да», если не нужен для огорода – «нет». Морковь нужна? - Да. Лук нужен? – Да. Груша нужна? Нет.).
«Посадим сад», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Обувь», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.д.
- «Какое время года?» или «Когда это бывает?»
(взрослый описывает погоду, признаки лета или зимы, а ребёнок отгадывает, когда это бывает).
- «Что бывает круглое (длинное, высокое, широкое, низкое, кислое, сладкое, горькое, квадратное, острое, колючее, пушистое, и т.д.)
- «Лети – плыви - проезжай» (Взрослый: «самолёт». Ребёнок – «лети»).
- «Кто что делает?» (собачка – ходит, птичка – летает, машина – едет, рыбка – плывёт, лягушка – прыгает, квакает, корова – мычит, киса – мяукает, свинка – хрюкает, поезд – едет, гудит и т.д.).
- «Один – много» (Взрослый бросает мяч и называет слово в ед. числе, а ребёнок – во мн. ч. Например слова по теме «Игрушки» кукла – куклы, машинка, машинки, мяч – мячи, зайка – зайки).
- «Подскажи слово» (Про что можно сказать «мой», «моя», «моё», «мои»). Или в шутливой форме показывать и спрашивать: «Носик чей? – мой! Глазки чьи? – мои, Спинка чья? – моя.
Игры для детей 5-7 лет:
- «Назови одним словом» (Взрослый называет группу предметов одной лексической темы, а ребёнок обобщает. Взрослый: майка, носки, трусы – это… Ребёнок: Одежда.
- «Отгадай-ка» (взрослый или ребёнок описывает существенные признаки предмета, находящегося в комнате, а другой отгадывает. Например: «Я тебе расскажу о каком –то овоще , а ты отгадай его. Он - овальный, зелёный, длинный, хрустящий. Из него делают салат и так едят». «Она – рыжая, пушистая, хитрая, зубастая).
- «Магазин игрушек» (аналогично предыдущей игре. Разложить перед ребёнком 2-3 мяча, разные по цвету величине, 2-3 разных мишек, 2-3 разные машинки и т.д.)
- «Кто больше заметит небылиц?» (К.И.Чукоковский «Путаница», и др. стихи –небылицы)
- «Отвечай быстро» (Взрослый называет цвет или качество предмета и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен назвать 1 предмет этого цвета или качества. «Зелёный» - лист (огурец, горох). «Деревянный» - шкаф, стол. «Кислый» - лимон.)
- «Кто больше?»
- Вариант - Назвать профессии людей.
- Вариант – Назвать, кто что делает. Врач – лечит, осматривает, слушает, делает уколы…
- Назвать животных, птиц, инструменты, мебель, и т.д.
- «Назови три предмета» (аналогично предыдущей игре ребёнок, подбирает к заданному обобщающему слову три предмета).
- «Летает – не летает» (взрослый называет медведь, воробей, комар, бабочка, стол и т.д., а ребёнок отвечает и поднимает руки, если летает)
- «Едят – не едят» (съедобное – несъедобное) (ребёнок хлопает , в ладоши, а лучше говорит)
- «Скажи наоборот» (подбор антонимов к названному взрослым слову). Большой – маленький. Высокий – низкий. Весёлый - грустный. Толстый – тонкий. Мокрый – сухой и т.д. Можно во время игры бросать друг другу мяч.
- «Скажи слово с нужным звуком» (подобрать слова с определённым звуком). М – мама, масло, муха, Маша, молоко
и т. д.
- «Считай дальше» (Взрослый считает: Один, два, три,…ребёнок продолжает до 10. Взрослый: 5, 6, 7…).
- «4 – лишний» Взрослый называет 4 слова, а ребёнок должен догадаться и объяснить какое слово лишнее и почему.
Огурец- помидор –вишня- лук
Шкаф – кастрюля – бокал – сковорода
Кровать – стул – кресло – тарелка
Медведь – корова- лиса- ёж
И т.д.
- «Один – много» (Взрослый называет слово во мн. числе И.п., а ребёнок это слово со словом «много». Мячи – много мячей, малыш – малышей, окно – окон, дерево – деревьев)
- «Кто где живёт? (медведь – в берлоге, лиса – в норе, корова – в коровнике, лошади – в конюшне, свиньи – в свинарнике, собаки – в будке, конуре).
- «Что в чём?» (сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице, салат – в салатнице).
- «Сравни»
стул и кресло, грузовую и легковую машины, самолёт и вертолёт, куклу и человека, самолёт и птицу, велосипед и мотоцикл, диван и кресло, животное и птицу, стол и стул, кастрюлю и чайник, ёлку и берёзу, собаку и волка, слона и мышку и т.д.
Играя вместе с ребёнком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Чем больше времени уделяют взрослые своему ребёнку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учим детей играя"
Консультация для родителей...
Учим детей играть в сюжетно-ролевые игры
Статьи из плана работы клуба по интересам "Семейная академия". Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Ролевые игры могут ока...
Консультация для родителей « Нужно ли учить детей играть?»
Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем : родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия , кружки , секции...К...
Учим детей играть в шашки
Консультация для родителей "Учим детей играть в шашки"...
Почему полезно учить детей играть в шахматы?
Почему полезно учить детей играть в шахматы?...
Развитие речевых и не речевых средств общения. Учим детей-играя!
Научить маленького ребенка можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что требует от него взрослый». Л.С. Выгодский...
Учим детей, играя.
Обучение пению с помощью речевых и не речевых средств общения.Развитие артикуляционного аппарата....