"Сказка учит говорить..."
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Дедух Наталья Сергеевна

Работа по развитию правильного звукопроизношения с использованием театрализованной деятельности и элементов русского фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_uchit_govorit.docx332.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сказка учит говорить» в старшей логопедической группе .

       В данном проекте представлены формы работы с детьми по развитию правильного произношения с использованием театрализованной деятельности и элементов русского фольклора. Предложены формы взаимодействия с семьёй по развитию речи и театрализованной деятельности дошкольников. Также в работе представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по лексическому развитию ребенка.

       Данные материалы помогут педагогам ДОУ определить основные направления и содержание работы по развитию звуковой культуры речи ребенка дошкольника при помощи театрализованной деятельности. Ознакомиться с современными методами и приёмами развития лексических возможностей детей дошкольного возраста.

          В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время.

         Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится, поэтому педагог объединил эти два направления с целью более эффективного формирования звуковой культурой речи дошкольников.      Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.

Актуальность: Целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения.

Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий, совместный с педагогами и родителями.

Сроки проекта: краткосрочный-2 недели.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители.

Цель: Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
  2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
  3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, к развитию правильной речи ребенка.

Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками посредством театрализованной деятельности и знакомства с русским фольклором будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  • Овладение навыками выразительной, правильной речи.
  • Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через театрализованную деятельность.

У родителей:

  • Участие вместе с детьми в театрализованной деятельности.
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.

У педагогов:

  • Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи.
  • Разработка методического и практического материала по проекту.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цели этапа

Содержание

Вводный

Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала по проекту.

  1. Обследование уровня речевого развития детей.
  2. Ознакомление с литературой по теме «Воспитание у детей дошкольного возраста правильного произношения».
  3. Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.
  4. Сбор материала (произведения с малыми фольклорными формами, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)
  5. Подготовка консультации для родителей и педагогов « Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей».
  6. Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика».
  7. Систематическое посещение театра в ДОУ.

Основной

Накопление представлений по теме

Продолжать знакомство детей с русским фольклором.

Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:

  • узнай и расскажи любимую сказку своих родителей.
  • можно ли сделать настольный театр к сказке своими руками, сделай и принеси.
  1. Мастер-класс для педагогов «Использование Артикуляционной гимнастики в игровой деятельности с детьми младшего возраста».
  2. Лексико-грамматическая тема «Насекомые» на занятиях учителя-логопеда.
  3. Беседа воспитателя о жуках, муравьях, пчелах (презентация).
  4. Игра-викторина «Насекомые».
  5. Экологические игры с воспитателем
  6. Эксперимент «Исследуем вместе с детьми».
  7. Разучивание танцев с музыкальным руководителем.
  8. Разучивание стихов и песен с логопедом и воспитателем.
  9. Составление рассказов по пословицам, поговоркам, чистоговоркам по темам. Заучивание их.
  10.  Пальчиковые игры по теме. (Учитель-логопед, воспитатель)
  11.  Рекомендации для родителей.

Итоговый

Предоставление продукта деятельности.

  1. Представление «Бал насекомых».

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР. Тема: «Насекомые».

Задачи:

  • актуализация  словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
  • развитие логического мышления;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
  • развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.

 Ход занятия:

  1. Оргмомент. Развитие логического мышления

- Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.

(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)

 В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет

Из лесного сора

Строит себе город. (Муравьи)

Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!» (Паук)

 

  • Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком! (Пчела)

 - Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)

  1. Активизация и обобщение словарного запаса.

- Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)

- Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)

- А почему весной? (На улице становится тепло,  и насекомые выползают из своих жилищ)

- А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок – с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)

(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)

- А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки – это поперечные полоски на теле насекомых. 

- Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».

(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)

- Давайте вместе произнесем это словосочетание – трудолюбивая пчелка.

- Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.

  1. Развитие зрительного внимания.

- Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.

(Дети хором считают лепестки.)

- Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.

- Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток».  Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»

(Логопед читает задание)

- Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)

- Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.

- Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?

- Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар – вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)

- А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза – поедают вредных насекомых.)

  1. Развитие связанной речи.

- Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал  второй лепесток».

- Слушайте внимательно задание – «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить  мое предложение. «Птицы едят насекомых..(жуков, гусениц, комаров, бабочек)

- А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений – гусеницы, тля; нектаром цветов – пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми – кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека - мухи.)

- Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)

  1. Развитие пальчиковой моторики.

- Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова  «Я оторвала третий лепесток».  А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.

(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка – указательный и средний – «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги)

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

          И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

                                    Чтобы не снились холодные сны?

- Ребята, ваши пальчики было похожи на веселых пчел.

  1. Развитие грамматического строя речи.

- Какой лепесток, по счету мы отрываем?  («Я оторвала четвертый лепесток»)

- Я читаю задание: «Сосчитай до пяти». 

На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 - 5).

- Я начинаю, а вы продолжите по очереди.

  • один мохнатый шмель;
  • одна изумрудная стрекоза.

(Обратить внимание на согласование  числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)

  1. Развитие общей моторики, словарного запаса.

- Отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

  • Порхает (кто) – бабочка
  • Жужжит – жук
  • Звенит – комар
  • Собирает мед – пчела
  • Жалит – оса
  • Ползает – гусеница
  • Прыгает – кузнечик
  • Плетет паутину – паук
  • Трудится – муравей
  • Летает - стрекоза

 - Как назвать одним словом? (Насекомые)

  1. Развитие графомоторных навыков.

- Остался последний лепесток.  Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки. (Один, два, …. шесть)

- Значит, какой по счету ты оторвала лепесток? («Я оторвала шестой лепесток»)

- Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку». (На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)

  1. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?

(Дети отвечают на вопросы).

C:\Users\Наталья\Desktop\20160517_155117.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\20160517_160735.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\20160517_155125.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нас сказка учит говорить.

Консультация для родителей "Нас сказка учит говорить" поможет взрослым развить у детей связную речь через сказки и словесные игры с ними....

Конспект мероприятия для родителей «Нас сказка учит говорить»

1. Продолжать знакомить родителей с формами коррекционной логопедической     работы с детьми:Артикуляционная гимнастика в форме интерактивной сказкиРазвитие мелкой моторики посредс...

проект по познавательно -речевому развитию "Нас сказка учит говорить"

проект по познавательно - речевому развитию детей раннего возраста "Нас сказка учит говорить"...

Проект "Нас сказка учит говорить"

Логопедическая работа с дошкольниками в сочетании с театрализованной деятельностью и знакомством с русским фольклором развивает активную, правильную, эмоционально насыщенность речи. В данном проекте п...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

ПРОЕКТ “Путешествие в сказку. Как сказка учит говорить»

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, был разработан про...