«Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Открытое занятие для воспитателей подготовительных групп, с целью ознакомления их с различными игровыми приемами по обучению детей звуковому анализу слова. Знакомство детей со звуками родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_zvuki_rechi.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр раннего развития-детский сад №11
Конспект занятия
на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка»
Подготовила учитель-логопед Юдина Е.В.
г. Одинцово 2016 г.
Задачи:
- Познакомить детей с такими понятиями как: буква и звук.
- Познакомить детей с гласными и согласными звуками.
- Формировать понятие гласный звук, согласный звук.
- Провести работу по дифференциации согласных и гласных звуков.
- Отработать гласные и согласные звуки изолированно, в слогах и в словах.
- Закрепить понятие о твердых и мягких, о звонких и глухих согласных.
- Научить дифференцировать согласные звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать мышление и память.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
- Познакомить воспитателей детского сада с игровыми приемами и средствами по заданной теме.
Оборудование:
Карточки-символы гласных звуков, синие карточки-символы согласных звуков, синие и зеленые карточки-символы твердых и мягких согласных, карточки-символы звонких согласных, звуковые домики для дифференциации звуков, игрушки мягкие (мышка, мишка, слоник, тигруля), колокольчик, наушники, карточки-картинки (платье, сыр, кофта, кукла, бант, мед, пирамидка, кепка, пижама, мяч; ролики, зонт, барабан, журнал, портфель, шоколад, сапоги, телефон).
Л: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в страну звуков. А скажите мне, какие звуки бывают? Правильно звуки бывают разные: это и шелест травы, и звуки прибоя, и пение птиц. Но мы сегодня познакомимся со звуками нашего родного языка. Кто мне может сказать, чем отличаются звуки от букв.
Звуки-это то, что мы слышим и произносим, а буквы- это то, что мы пишем и видим.
Л: Жили-были звуки. Некоторые из них очень любили петь и поэтому их назвали гласными, от старинного слова: «глас»-голос, и подарили им красные рубашки. Когда мы произносим гласные звуки, воздушная струя свободно выходит через рот, ей ничего не мешает.
Давайте с ними познакомимся.
Логопед показывает карточки-символы гласных, дети находят заданный символ у себя и показывают логопеду.
Л: А- радостный, веселый
У- угрюмый, задумчивый
О-любит всему удивляться
И- игривый, улыбчивый
Э-медлительный, рассудительный
Ы-самый серьезный.
Но есть и другие звуки, которые не любили петь, поэтому им подарили синие рубашки и назвали согласными. Когда мы произносим согласный звук, выдыхаемая воздушная струя на своем пути встречает препятствие в виде язычка, зубов или губ.
Игра на дифференциацию гласных и согласных звуков:
Л: Я буду называть звуки, а вы должны догадаться какой это звук, гласный или согласный, и поднять соответствующую карточку (красную или синюю).
Л: А, Б, О, У, М, П, В, Р, И, Ы и т.д.
Л: Но однажды гласные и согласные звуки встретились и подружились, и появились слоги: АМ, ОП, РУ, ТЫ, КИ и т.д
Игра на определение последовательности звуков в слогах:
Я буду называть слоги, а вы попробуйте выложить из своих карточек заданный слог. (Дети должны на слух определить какой звук первый и второй: гласный или согласный)
Л: А из слогов-родились слова. Давайте сейчас составим какое-нибудь небольшое слово. Я загадаю загадку, а вы отгадайте:
Тут играем и поем, дружно весело живем,
Каждый день сюда идем, здесь друзья, второй наш дом,
Ждет с утра он всех ребят.
Наш веселый детский …… (сад).
А ласково будет- САДИК. (Дети из карточек-символов составляют слово садик)
Л: Мы узнали, что в нашем родном языке есть гласные звуки и согласные. Ну а теперь мы с вами отправимся в гости к согласным звукам, ведь они бывают разными. Например: твердыми и мягкими. С ними мы сейчас и познакомимся, а помогут мне в этом, мои помощники: Мышка и Мишка.
Когда Мышка была маленькая, она говорила: М, П, В, Д, Т, К. Это твердые звуки. Они будут синего цвета. А Мишка в детстве, наоборот говорил: Мь, Пь, Вь, Дь, Кь. Это мягкие согласные, и они зеленого цвета. (У детей карточки-символы твердых и мягких согласных).
Игра на дифференциацию мягких и твердых согласных:
Л: Я буду называть звук, а вы догадайтесь, какой это звук, твердый или мягкий, и поднимите карточку нужного цвета.
Л: Пь, Б, Вь, Ф, К, Р, Сь и т.д.
Л: Скажите какой первый звук в слове Мышка (твердый), а в слове Мишка (мягкий)? Таким образом, мы узнали, что один и тот же звук может быть и твердым и мягким. Мышка очень любит все, что звучит твердо. Она любит пшено, носит блузку и строит из кубиков башни, а Мишка, наоборот, любит то, что звучит мягко. Он ест мясо, играет на пианино, спит на мягкой перине.
Давайте узнаем, что наши друзья попросили у Деда Мороза в подарок на Новый Год.
Игра на дифференциацию твердых и мягких согласных в словах:
Л: Я буду показывать картинки, а вы определите, какой первый звук в слове. Если мягкий, то это подарок для Мишки, если твердый, то для Мышки.
(Картинки: платье, сыр, кофта, кукла, бант, мед, пирамидка, кепка, пижама, мяч).
Л: Итак мы узнали, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими, что один и тот же звук, может быть, как и твердым, так и мягким: Б-Бь, П-Пь и т.д.
Но есть звуки, которые всегда твердые- это Ш, Ж, Ц.
И всегда мягкие- Щ, Ч, Й. Эти звуки надо запомнить.
Л: А еще согласные звуки могут быть звонкими и глухими, и сейчас мы пойдем к ним в гости. А познакомят нас с ними мои друзья Тигруля и Слоник. Звонкие согласные- это те, которые мы произносим с голосом, а глухие- те, которые произносятся без голоса.
Мы можем почувствовать, какой звук мы произносим, если положим ладошку на горлышко. Когда звук звонкий, наше горлышко начинает дрожать, а если звук глухой, то горлышко не дрожит.
Игра на различение звонких и глухих согласных:
Л: Я буду называть звук, а вы определите, звонкий он или глухой и поднимите нужную карточку-символ. (У детей синие кружочки с колокольчиками и без).
Л: З, Ф, Ш, Ж, Р, Л, П, Б, Г и т.д.
Л: Мой помощник Тигруля любит все громкое, звонкое и никогда не расстается со своим колокольчиком, а Слоник наоборот любит тишину и покой, и чтобы Тигруля ему не мешал часто надевает на свои уши наушники.
Однажды друзья отправились в магазин и накупили много всего. Как вы думаете, что купил Слоник, а что Тигруля?
Игра на дифференциацию согласных по звонкости, глухости в словах:
Л: Я буду показывать картинки, а вы определите, какой первый звук- звонкий или глухой. Если звук звонкий, то это купил Тигруля, если глухой- то Слоник. (Картинки: ролики, зонт, барабан, журнал, портфель, шоколад, сапоги, телефон).
Итог:
Л: Сегодня мы узнали, что звуки бывают гласными и согласными. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
Итоговая игра:
Перед детьми лежат три звуковых домика: на гласные звуки, на согласные- звонкие, твердые, мягкие, на согласные- глухие, твердые, мягкие. У детей полный набор карточек-символов.
Л: А, Пь, З, Рь, К, Д, Ль, Фь, Р, У, О, Б, Зь и т.д
Дети дают характеристику звуку и кладут соответствующую карточку –символ в нужный домик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».
Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда красивая, я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с малой родиной - родным городом
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убран...
Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»
Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...
Проект знакомства детей младшего дошкольного возраста с птицами родного края «Воробьишка – воробей!»
Проект знакомства детей младшего дошкольного возраста с птицами родного края«Воробьишка – воробей!» Цель проекта:Познакомить детей с воробьём – птицей нашего края.Задачи:1. Формировать у детей пр...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста, посвященное «Дню Родного языка»
Письмо. Здравствуй, Барсик! Твой ранец похитил Кляксус, чтобы помешать тебе пойти в первый класс. Но ты не огорчайся, мы перехватили твой ранец и отнесли его в Национальный музей, где хранятся в...
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "Международный день родного языка"
Международный день родного языка достаточно молодой праздник – отмечается с февраля 2000 года с целью привлечения внимания к родному языку. Это актуально уже в дошкольном возрасте, особенно у де...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с отраслью «сельское хозяйство», по средством применения дидактического пособия «навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края».
Статья о отросли "сельское хозяйство" на примере дидактического пособия "навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края ", для старшего дошкольного возраста. ...