Простыми словами о непростой речи
занимательные факты по логопедии на тему

Карпова Екатерина Владимировна

В регуляции речевой деятельности принимают участие лобная, височная, теменная и затылочная доли головного мозга. Какие же функции они выполняют? Из каких отделов состоит речевой аппарат? всё это можно узнать из этой статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostymi_slovami_o_neprostoy_rechi.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

    Прежде чем мы с вами начнём разбираться в азах логопедии, давайте познакомимся с нашим речевым аппаратом. У многих из нас сформировалось стойкое мнение, что речевой аппарат, это, собственно, язык, губы, может быть, ещё и щёки. На самом деле он состоит из двух взаимосвязанных между собой частей: регулирующей и исполнительной. И если какая-то из частей нарушена, то и речь в целом будет страдать.

 Локализация основных функций в коре головного мозга:

1 - двигательный центр; 2 - чувствительный центр; 3 - центр зрения; 4 - центр слуха; 5 - моторный центр речи; 6 - слуховой центр речи.        

    Регулирующий речевой аппарат находится в головном мозге, он состоит из коры головного мозга (как правило, левое полушарие), подкорковых узлов, проводящих путей и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. В регуляции речевой деятельности принимают участие лобная, височная, теменная и затылочная доли головного мозга.

Какие же функции они выполняют?

    Лобные извилины принимают участие в образовании устной речи, это область, где зарождаются движения органов речи. Височные извилины отвечают за восприятие и понимание чужой речи. Теменная доля связана с распознаванием и уточнением поступающей речевой информации. Затылочная доля принимает участие в восприятии рисунков, чертежей, букв и позволяет обучаться чтению и письму.

    От головного мозга отходят нервы, обеспечивающие нервными импульсами мышцы лица, гортани, голосовых складок, языка, глотки и других органов.

Исполнительный речевой аппарат состоит из трех отделов:

  • Дыхательный – к нему относятся грудная клетка, легкие, бронхи и трахея;
  • Голосовой - Состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань напоминает широкую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, снизу переходит в трахею.    У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин; их длина соответственно 20-24 мм и 18-20 мм. У детей гортань мала, и она растет в разные периоды неравномерно. Ощутимо гортань вырастает в возрасте 5-7 лет, а затем в период полового созревания: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются, голосовые складки удлиняются.        
  •  Артикуляционный - Основными органами, формирующими звуки речи, являются язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо.

    Произношение звуков невозможно без дыхания. Речевое дыхание отличается от обычного своей преднамеренностью. При молчании человек дышит автоматически, а при пении или речи вдох и выдох совершаются при активном участии диафрагмы и брюшного пресса. В обычном состоянии длительность вдоха и выдоха почти одинаковая, во время речи выдох длится значительно дольше вдоха. Сила голоса, качество речевых звуков во многом зависят от того, насколько ребенок может управлять своим выдохом: его продолжительностью, силой, возможностью концентрироваться на произнесении отдельных звуков, слогов, слов.

    Поэтому очень важно вырабатывать правильное речевое дыхание, делать с ребёнком дыхательную гимнастику. Эти упражнения будут полезны не только ребенку, но и родителям.

Как же происходит образование голоса?

    Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких, на своем пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Воздушная струя заставляет их вибрировать. В результате чего движение струи выдыхаемого воздуха превращается в колебание воздуха, которое воспринимается нами как звук голоса.

Возникающий в гортани звук имеет ряд признаков:

  • Высота – зависит от частоты колебаний голосовых складок и их напряжения;
  • Громкость – управляется произвольно;
  •  Тембр – является важной характеристикой качества голоса и зависит от строения гортани, особенностей глотки, ротовой и носовой полостей.

    Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

    Многие звуки образуются с помощью голоса. Звуки речи возникают в ротовой и носовой полостях; эти полости разделяет небо, передняя часть которого - твердое небо, а задняя часть - мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком. Главную роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря подвижности органов - губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

 Органы артикуляции

    Самый важный орган артикуляции - язык. Он состоит из мышц, идущих в разных направлениях, поэтому он может производить разнообразнейшие движения. У языка есть кончик, спинка (передняя, средняя и задняя ее часть), боковые края и корень.

    При помощи языка образуются все гласные и почти все согласные звуки, поэтому от того, каков у человека язык, во многом зависит качество произношения и чистота речи. Важная роль в образовании звуков речи так же принадлежит нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам (бугоркам у верхних зубов).

Вот как возникает человеческая речь, и какой это сложный многоплановый процесс.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простыми словами, с любовью о маме

Развлечение для детей старшей группы, посвященное Дню Матери...

Почему ребенок плохо говорит (Простыми словами о сложных проблемах).

Моя попытка объяснить родителям причины речевых нарушений у детей....

Сертификат участника конкурса в рамках Недели психологии в номинации "Лучший конспект занятия. О сложном простыми словами" 2019 год

Приняла участие в рамках Недели психологии "Пусть всегда будет солнце!" в номинации лучший конспект занятия "О сложном простыми словами"...

Конспект занятия к конкурсу Неделя психологии в номинации "О сложном простыми словами" 2019 год

Провела занятие в старшей логопедической группе на тему "О сложном простыми словами"...

Сценарий вечера развлечений "Простыми словами о маме"

Материал предназначен для использования ко Дню Матери...

Консультация для родителей «Детям о Великой Отечественной войне простыми словами»

О войне должны знать дети любого пола. Война — это целый период из жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Это героизм и самоотверженность дедов, отцов, сыновей и братьев, но вместе с тем ...