Особенности речи детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Ребёнок до обучения в школе должен достичь не только определённого уровня физиологического и социального ,но и умственного ,а также эмоционально-волевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_imeni_1.odt | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Без речи нет ни сознания ,ни самосознания.
Л.С.Выготский
Речь ребёнка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.
На пятом году жизни речь ребёнка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов(напр.,животных и их детёнышей);глаголов с помощью приставок; степеней сравнения прилагательных. Словарь расширяется, в нём появляются существительные обозначающие части предметов, и больше качественных прилагательных. Ребёнок пользуется не только простыми распространёнными с союзами»а»,»и»,а также сложноподчинёнными предложениями с придаточными причины(..потому что..)и времени(..когда..).Он правильно произносит почти все группы звуков, но по прежнему с нарушениями -шипящие,сонорные звуки.
Основные ошибки этого периода. Ребёнок может неправильно согласовывать слова в предложении. Бывают трудности при составлении предложения-пропуск его членов. Ребёнок склонен замечать чужие ошибки произношения ,но не свои. Речь не всегда интонационно выразительна. Дети этого возраста ещё не умеют соизмерять громкость голоса с обстоятельствами ,им трудно говорить размеренно.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения- антонимии-синонимии,многозначность).Развивается функции словоизменения;ребёнок учиться изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи,ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки(свистящие, шипящие, сонорные).
Основные ошибки этого периода. Активно овладевая системой склонения и спряжения,ребёнок встречается с историческими чередованиями(косил-кошу,писал-пишу,метал-мечу,сказал-скажу),представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающего формирования фонематической системы: недостаточного сформированного фонематического восприятия и слухо- произносительных дифференцировок свистящих , шипящих и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления требуется большая языковая практика.
В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это:твёрдость или мягкость ,звонкость или глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.
Умение выделить из множества звуков ,воспринять,отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем-плод совокупной работы нескольких систем мозга:рече-слухового и рече-двигательного анализаторов(преимущественно первого),слухового и зрительного ,сохранной,пространственно-временной и двигательной систем.
Однако в перид обучения чтению,счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать ,читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции,означающие пространственные отношения.
Подобные недостаки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой)и речевой моторики, что в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.
Язык при артикуляции перемещаются во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.
Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики .т.к. представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И.Кант отмечал:»Рука является вышедшим наружу головным мозгом».Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов:»Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи-такой же.как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона.» (М.М.Кольцова). »Представление,что при любом двигательном тренинге укрепляются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникла в сознание педагогов»(Н.А.Берштейн.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Статья посвящена особенностям формирования образной речи дошкольников....
СТАТЬЯ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить выск...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Методическая разработка «Особенности пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок »
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 комбинированного вида василеостровского районагорода Санкт-Петербурга...
Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
Особенности речи детей старшего дошкольного возраста.
Речь детей 5-6 лет...
Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
ОНР- это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.ОНР 3 уровня характеризуются следующими...