Особенности речи детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Ребёнок до обучения в школе должен достичь не только определённого уровня физиологического и социального ,но и умственного ,а также эмоционально-волевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Без речи нет ни сознания ,ни самосознания.
Л.С.Выготский
Речь ребёнка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.
На пятом году жизни речь ребёнка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов(напр.,животных и их детёнышей);глаголов с помощью приставок; степеней сравнения прилагательных. Словарь расширяется, в нём появляются существительные обозначающие части предметов, и больше качественных прилагательных. Ребёнок пользуется не только простыми распространёнными с союзами»а»,»и»,а также сложноподчинёнными предложениями с придаточными причины(..потому что..)и времени(..когда..).Он правильно произносит почти все группы звуков, но по прежнему с нарушениями -шипящие,сонорные звуки.
Основные ошибки этого периода. Ребёнок может неправильно согласовывать слова в предложении. Бывают трудности при составлении предложения-пропуск его членов. Ребёнок склонен замечать чужие ошибки произношения ,но не свои. Речь не всегда интонационно выразительна. Дети этого возраста ещё не умеют соизмерять громкость голоса с обстоятельствами ,им трудно говорить размеренно.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения- антонимии-синонимии,многозначность).Развивается функции словоизменения;ребёнок учиться изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи,ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки(свистящие, шипящие, сонорные).
Основные ошибки этого периода. Активно овладевая системой склонения и спряжения,ребёнок встречается с историческими чередованиями(косил-кошу,писал-пишу,метал-мечу,сказал-скажу),представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающего формирования фонематической системы: недостаточного сформированного фонематического восприятия и слухо- произносительных дифференцировок свистящих , шипящих и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления требуется большая языковая практика.
В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это:твёрдость или мягкость ,звонкость или глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.
Умение выделить из множества звуков ,воспринять,отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем-плод совокупной работы нескольких систем мозга:рече-слухового и рече-двигательного анализаторов(преимущественно первого),слухового и зрительного ,сохранной,пространственно-временной и двигательной систем.
Однако в перид обучения чтению,счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать ,читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции,означающие пространственные отношения.
Подобные недостаки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой)и речевой моторики, что в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.
Язык при артикуляции перемещаются во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.
Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики .т.к. представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И.Кант отмечал:»Рука является вышедшим наружу головным мозгом».Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов:»Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи-такой же.как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона.» (М.М.Кольцова). »Представление,что при любом двигательном тренинге укрепляются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникла в сознание педагогов»(Н.А.Берштейн.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-162710-1357934524.jpg)
Особенности формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Статья посвящена особенностям формирования образной речи дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-347877-1422391928.jpg)
СТАТЬЯ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить выск...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Методическая разработка «Особенности пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок »
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 комбинированного вида василеостровского районагорода Санкт-Петербурга...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/09/picture-923049-1494309604.jpg)
Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
Особенности речи детей старшего дошкольного возраста.
Речь детей 5-6 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/30/picture-1045671-1530363052.jpg)
Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
ОНР- это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.ОНР 3 уровня характеризуются следующими...