"Развитие фонематического слуха"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Муравлёва Элла Александровна

Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_ella.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучая ребенка чтению и развивая  фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение – это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук – то, что мы слышим и произносим.
  • Буква – то, что мы пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и  согласные.

  • Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв – десять: шесть -  А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре – йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё (Я – ЙА, Ю – ЙУ, Е – ЙЭ, Ё – ЙО) в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука  и гласный звук: Я – А, Ю – У, Е – Э, Ё – О.

  • Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки –  голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
  1. Согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, З, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, Х, ХЬ.
  2. Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц.
  3. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки в схемах обозначаются синим цветом, мягкие – зеленым.

Составила учитель-логопед  Муравлева Э.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....