Тема: "Знакомство с буквой М "
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР
по обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема: «Знакомство с буквой М. Дифференциация [м] - [мь] в слогах и словах на слух и в произношении».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obucheniyu_gramote.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР
по обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема: «Знакомство с буквой М. Дифференциация [м] - [мь] в слогах и словах на слух и в произношении».
ЦЕЛЬ: формирование функционального базиса письменной речи.
ЗАДАЧИ:
1.ОБУЧАЮЩИЕ:
- познакомить детей с согласной буквой М;
- дать представление о том, что 2 звука обозначаются одной буквой;
- закрепить представление о твердых и мягких согласных и их символическом цветовом обозначении.
2.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- учить детей самостоятельной индивидуальной работе и работе в коллективе;
- воспитывать выдержку и терпение, умение слушать своего товарища.
3.РАЗВИВАЮЩИЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ):
- развитие фонематического слуха, анализа, представлений;
- дифференциация согласных по твердости-мягкости на слух и в произношении;
- развитие слухового внимания, пространственных представлений;
- формирование оптического образа буквы;
- развитие слогового синтеза (формирование навыка слияния звуков в слоги);
- профилактика дисграфий;
- развитие мелкой моторики;
- закрепление навыка составления схем слова.
ВОЗРАСТ: 5-6 лет
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Развитие речи», «Познание», «Коммуникация», «Игра».
ИННОВАЦИИ: использование логоритмического упражнения (музыкальной речедвигательной игры) и гимнастики для глаз как элементов здоровьесбережения.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок к стихотворению про букву М, символы согласных – зеленые и синие квадраты, наборное полотно, буквы, указка, счетные палочки, предметные картинки с буквой М и без, кукла Незнайка и его рюкзак, мяч, матрешка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент. Дети здороваются с гостями. Логопед: Сядет тот, у кого в одежде есть синий цвет, красный, желтый и т.д.
Объявление темы.
Логопед: "Доскажите словечко"
Он всю зиму в шубе спал,
лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Это зверь лесной .....
(медведь)
Рука мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось .....
(мыло) (мячик)
Логопед: Какие слова, ребята, вы добавили к этим стихам? - медведь, мышка, мыло, мячик.
- Какая первая буква во всех этих словах? – М.
- Это и есть новая буква нашего занятия.
Языковая работа. Основная часть.
1) Логопед: Как вы думаете, какая это буква? (согласная).
Почему? ( Дети самостоятельно объясняют).
Сравните 2 звука: [м] и [мь]. Чем они отличаются? ( Дети объясняют).
2) Детям раздаются синие и зеленые квадратики. Логопед медленно произносит слоги и слова. Если дети слышат [м], то поднимают синий квадрат. Если [мь] - зеленый.
3) Знакомство c буквой М. Анализ элементов, из которых состоит буква.
На что она похожа? Дети сначала высказывают свои варианты, затем рассматривают рисунок - образ буквы. Разучивают стихотворение:
Взявшись за руки, мы встали
и на М похожи стали.
(В.Степанов)
4) Гимнастика для глаз:
Логопед медленно рисует в воздухе большую букву М, дети следят за его рукой глазами (голова прямо, неподвижно). Повторить несколько раз. Затем дети сами пишут букву в воздухе и следят глазами.
5) Логопед: А сейчас мы вспомним с вами изученные буквы. Возьмите 3 счетные палочки и составьте из них большую букву Т. Как превратить её в букву У?
Добавьте еще 1 палочку и сделайте букву К, затем Н, П, А. Теперь из четырех палочек постройте новую букву – М. И последнее задание - из 6-ти палочек выложить большую букву М.
6) На наборном полотне выставлены гласные А,О,У,Ы,Э,Ы и буква М. Дети составляют прямые и обратные слоги и читают цепочкой. С каждым прямым слогом придумывают слова. Например: МА – марка МО-море
МУ – муха МЫ-мыло
МИ- миска
Логопед: Какая буква обозначает мягкость согласного? (И)
7) Физ. минутка «Музыканты».
Логопед: А сейчас все дети превратились в музыкантов, будем веселиться и петь песенки. (Дети с логопедом поют, изменяя темп и силу голоса):
(Нежно, тихо)
Я на скрипочке играю
Тили-ли, да тили-ли.
Скачут зайки на лужайке
Тили-ли, да тили-ли.
(Громко, резко)
А теперь на барабане
Бум-бум-бум,
Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам.
Дети соответственно словам ритмично показывают действия. Можно поиграть несколько раз, выбирая самую нежную скрипочку и самый резкий, громкий барабан.
8) Закрепление новой темы.
Неожиданно появляется Незнайка (кукла), а под столом обнаруживается рюкзак. Незнайка жалуется, что не может выполнить домашнее задание и просит у детей помощи. Дети помогают Незнайке.
а) Придумать столько названий цветов и продуктов с М, сколько счетных палочек Незнайка достанет из своего рюкзака. Счетные палочки за каждое
придуманное слово раздаются детям и в конце подводится итог: кто больше помог Незнайке.
Цветы - мак, ромашка, маргаритка, мальва, хризантема.
Продукты - масло, маргарин, макароны, мед, молоко, мука, мандарины, хурма и др.
б) Незнайка «достает» из рюкзака предметные картинки и просит выбрать из них только те, в которых есть буква М. Дети цепочкой подходят к перевернутым картинкам, называют и определяют наличие М в слове.
в) Отобранные предметные картинки (с буквой М) раздаются детям. С помощью счетных палочек, синих и зеленых квадратов они составляют схемы слов, определяя твердый или мягкий звук в слове и его местоположение.
Слова: камыш, медведь, миска, мороженое, дом, мел, камень, мячик, муравей, марка, мост, карман .
Логопед проверяет у каждого его схемы, помогает.
г) Гимнастика для глаз:
Незнайка достает из рюкзака мяч и матрешку. Логопед: Сейчас мы с ними поиграем. Дети перемещают взгляд с игрушки в руках (прямо перед глазами на расстоянии примерно 30 см) на игрушку на расстоянии приблизительно 2- 3 метра.
8. Организационный конец.
Подведение итогов, оценка работы детей. Незнайка благодарит ребят за помощь. Уходит. Дети вспоминают, чем они занимались на занятии. (Чему они будут "учить кукол"?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Коммуникация» по теме: «Знакомство со звуком и буквой «М». в старшей группе
Все о звуке [м]. Характеристика звука...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Коммуникация» по теме: «Знакомство со звуком и буквой «М». в старшей группе
Все о звуке [м]. Характеристика звука...
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.
Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...
План-конспект НОД на тему "Знакомство со звуком, буквой К"
План -конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Знакомство со звуком [К] и буквой К»Разработала конспект -Белова И.В., воспитатель ГБДОУ Детский сад №88 Калининског...