Использование пальчиковой гимнастики и элементов су-джок терапии в работе учителя-логопеда.
статья по логопедии на тему
Данная статья из опыта работы предназначена для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп, а также полезна для родителей. Ведь развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных способов является хорошим подспорьем для успешного обучения в школе, развития всех психических процессов ребенка, таких как память, внимание, речь, оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пальчиковой гимнастики и элементов су-джок терапии
в работе учителя-логопеда
Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Уровень развития речи определяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми, характеризует психическое развитие. У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются трудности в усвоении лексико-грамматических средств языка, вследствие чего наблюдается недоразвитие связной речи, в том числе и монологической.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития в целом. Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Актуальность использования пальчиковой гимнастики и элементов су-джок терапии в практике учителя-логопеда в дошкольной организации состоит в том, что во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование пальчиковой гимнастики и массажера су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут. Они абсолютно безопасны в применении. Неправильное применение никогда не нанесет вред ребенку, оно будет просто неэффективно. Главное правило в работе учителя-логопеда, применяющего пальчиковую гимнастику и су-джок терапию, НЕ ЛЕЧЕНИЕ, а коррегирование процессов речевой деятельности ребенка.
История возникновения пальчиковых игр очень древняя. Вспомним гимнастику ушу и мудра-йогу — “йогу пальцев”, в Китае катают на ладонях каменные и металлические шары, в Японии грецкие орехи и карандаши. На раскопках в Египте нашли кукольный театр, относимый к 16 в. до нашей эры, в Индии — к 11 в. Почти во всех домах римлян были куклы. Грудному малышу мы показываем «идет-идет коза рогатая, коза бодатая”, показывая пальчиками рожки, и он смеется, когда козочка бодает его рожками. Рассказываем потешки: «сорока-воровка кашу варила, деток кормила”. Учим его считать, загибая пальчики, показываем, как можно показать рукой собаку, корову, ножницы, зайчика. А су-джок терапия появилась гораздо позже, когда в конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор Сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «су джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» - стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
Применение в логопедической работе с детьми пальчиковой гимнастики и элементов су-джок способствуют:
- развитию мелкой моторики пальцев рук;
- развитию речи;
- развитию познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка;
- оздоравливающему воздействию на весь организм;
- развитию ловкости, подвижности, а веселые стишки помогают снять
нервное напряжение;
- подготовке руки к письму;
- развитию творческих и умственных способностей ребенка.
Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением пальчиковой гимнастики и элементов су-джок терапии дети учатся преодолевать трудности в звукопроизношении, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Также ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, мышление, связная речь.
Теоретической предпосылкой послужили работы И.Канта, А.Сухомлинского, Л.Гриневой, Е. Тетенькиной, Е.Рыжаковой, В.Ракитиной, Г. Логачевой и др.
В работе использовалась литература
Автор | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Крупенчук О.Н. | «Пальчиковые игры» | «Дельта» | 2005 |
Новиковская О.А. | «Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры» | «АСТ» | 2007 |
Османова Г.А. | «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» | «Каро» | 2008 |
Цвынтарный В.В. | «Играем пальчиками и развиваем речь» | «Лань» | 2002 |
Филичева Т.Б. Соболева А.Р. | «Развитие речи дошкольника» | «Агро» | 1996 |
Пак Чжэ Ву | «Вопросы теории и практики су-джок терапии» | «Академия» | 2009 |
Ивчатова Л.А. | «Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми» | Журнал «Логопед» №1 с. 36-38 | 2010 |
Опыт работы показывает, что применение пальчиковой гимнастики с элементами су-джок терапии в сочетании с традиционными средствами коррекции позволяет улучшить результаты коррекционно-образовательной деятельности, программный материал усваивается легче и быстрее, поддерживается работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой.
При применении нетрадиционных форм работы, где основой служат различные предметы, которые всегда есть в обиходе (карандаш с гранями, мяч-ёжик, бельевая прищепка, бусы, пуговицы, горох) и элементов су-джок терапии, возможно использование следующих методов и приемов работы:
- Катание карандаша с гранями в руках и между пальчиками;
- Катание мяча-ёжика в руках, поглаживание им ладошки, разминание и сжимание мяча, переброс мяча из руки в руку;
- Поочередное «кусание» прищепкой ногтевых фаланг от указательного пальца к мизинцу и обратно;
- Перебирание бус, вытянутых в нитку, где центральная бусина большая и другого цвета. Дети берут за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаются к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны;
- «Хождение» по пуговицам указательными и средними пальцами обеих рук;
- Набирание горошин большим и указательным пальцами одну за другой и удерживание их в руке, набрав целую горсть;
- Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками дети массируют мыщцы рук;
- Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надевать на пальцы поочередно до покраснения и появления ощущения тепла;
- Ручной массаж кистей, пальцев рук и ногтевых пластин (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, скручивание, пощипывание и т.д.)
- Массаж стоп (хождение по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.).
В логопедических целях су-джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей. Все перечисленные приемы я рекомендую к использованию педагогам нашего детского сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью для них были проведены консультации, семинары-практикумы, презентация.
Развитие мелкой моторики рук ребенка посредством пальчиковой гимнастики с элементами су-джок терапии является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения после систематического применения пальчиковой гимнастики с элементами су-джок терапии можно было за достаточно короткие сроки. Регулярное использование пальчиковой гимнастики с элементами су-джок терапии при работе с детьми способствовало повышению эффективности коррекционной работы, повышению мотивации к учению, активизации речевой моторики и повышению качества образовательного процесса в целом.
Опыт этой работы рекомендую использовать учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп, а также воспитателям обычных групп дошкольных образовательных учреждений не только как метод и прием для коррекции речи детей дошкольного возраста, но и как общее воздействие на эмоционально-личностное развитие ребенка в целом.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих воспитанников, которое помогает легче усвоить учебный материал, пройти адаптацию и оказывает положительное влияние на развитие всех психических процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Су-джок терапия в работе учителя-логопеда.
Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,...
СУ-ДЖОК терапия в работе учителя-логопеда
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...
Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».
Известно, что основными целями применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...
Cу- Джок терапия в работе учителя - логопеда
Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые мы используем в своей ра...
Использование пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Цель: использование пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений в коррекционно-развивающей работе Задачи:образовательные:- развива...
Су-Джок терапия в работе учителя-логопеда.
СуДжок - метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, успешно сочетается с массажем, используемым при дизартрических расстройствах, активизирует развитие речи ребё...
Использование Су-джок терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые я использую в свое...