Памятка для Если ребенок не говорит
консультация (подготовительная группа) по теме

Памятка для родителей   «Если ребенок не говорит»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.

Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

1.      Выполнение артикуляционных упражнений

·       Открывать и закрывать «домик».

·       Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).

·       «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.

·       Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).

·       Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)

·       Щелкать «хвостиком» («лошадка»).

·       Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:

а) сдувать ватку с кончика носа;

б) дуть через трубочку в стакан с водой;

в) дуть на мельницу или султанчики.

2.      Массаж пальчиков рук левой и правой

3.      Пальчиковая гимнастика

Ребенок выполняет сам.

1.      Играет на «пианино».

2.      «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.

3.      Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

4.      Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

5.      Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

6.      Покажи «козу».

7.      Покажи «ушки у зайчика».

8.      Играем на «барабане».

9.      Хлопаем в ладоши.

4.      Работа с мелким раздаточным материалом

1.      Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

2.      Работа с вкладышами.

3.      Пирамидки различных размеров.

4.      Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

5.      Шнуровка:

а) используют плотный картон с дырочками;

б) учиться завязывать шнурки.

6.      Застёгивание пуговиц.

7.      Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

 5.      Аппликация

Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки.

 6.      Рисование

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

 7. Развитие словаря

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием. Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку. Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек. Занятие проводить в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.

 

 Подготовила: учитель - логопед НРМ ДОБУ «Капелька»

Алина Рифовна Мастерова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Памятка родителям «Если ребенок плохо говорит»

Если ребенок плохо говорит.В последние годы педиатры, неврологи и логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Все меньше и меньше малышей, у которых речь развивае...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты произноше...

ПАМЯТКА - ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования нетолько к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, ипедагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, аосмыс...