Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в базе обучения грамоте. Работа по формированию у детей с ЗПР звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obuchenie_gramote.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в базе обучения грамоте. Работа по формированию у детей с ЗПР звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.
Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные единицы (звуки, слоги, слова, так и речевой поток в целом- предложения. При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно, делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и сравнивать модели слов по звуковому составу подбирать слова к заданной модели и т.д.
Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей с ЗПР к различным сторонам речевой действительности ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка формированию основ грамотности.
Подготовка детей к обучению грамоте предугадывает решение следующих задач:
1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить фактически изменять слова и образовывать новейшие, сравнивать и обобщать разные явления языка.
2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их чёткое место в слове, а также количество звуков в слове.
Работу по обучению грамоте строю поэтапно. Подготовительный этап включает две ступени:
на первой - формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывается четкая артикуляция и произношение этих звуков;
на второй - у детей развивается умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры.
Основной целью первой ступени является обучение детей сознательному выделению изучаемого звука. Этим умственным действиям дети овладевают равномерно.
Обучение обычным видам звукового анализа начинаю с гласных (а, о, ы, у).
Легче выделяются гласные звуки в односложных словах (дом, дым и и.т.д.).И в двусложных словах в ударной позиции, в особенности в начале слова (утка, астра). Принципиально направить внимание детей на то, что эти звуки произносятся с голосом, свободно, просто, их можно петь. Сразу дети знакомятся с термином "гласные звуки" и узнают их условные обозначения: гласные обозначаются красными фишками.
После освоения этих действий перехожу к работе с согласными звуками. В работе над ними употребляю прием усиленного интонирования. При произношении согласных звуков этот прием по-разному применяется в работе над щелевыми ([с],[з],[ф],[ш],[х]) и взрывными ([п],[б],[т],[к]) согласными.
Щелевые согласные звуки легче выделяются на слух при усиленном интонировании из начала слов: сок, шум, жук.
Взрывные легче выделяются на слух детьми из конца слов (жук, сок, суп), их следует произносить чуток более утрированно, чем традиционно: потом они вычленяются из начала слов и середины, при этом обращаю внимание детей на то, что короткие согласные нельзя тянуть.
Для детей с задержкой психического развития является сложным различение похожих по звучанию фонем. К смешиваемым на слух относятся близкие по акустическим признакам звуки: [c]-[c']; [c]-[з]; [c]-[ш]. Поначалу ведется работа по различению на слух далеких по звучанию фонем ([с']-[б], [ш]-[р]). Потом перехожу к более узким дифференцировкам ([ш]-[ж], [с]-[з], [р]-[л]). Наконец, предлагаю упражнения на различение оппозиционных звуков ([c]-[ш], [з]-[ж], [м]-[м'], [в]-[ф]).
Сразу дети овладевают определениями «твердые согласные», «мягкие согласные» и узнают условные обозначения - твердые согласные обозначаются синими фишками, мягкие согласные - зелеными.
Параллельно ведется работа по уточнению артикуляции звуков, по совершенствованию их произношения.
Предлагаю следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно употреблять на первой ступени подготовки детей к обучению грамоте:
уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
найти наличие либо отсутствие заданного звука хлопками, сигналами , картинками;
отобрать рисунки, игрушки, в заглавии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;
придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
узнать, какой звук частенько встречается в рассказе, стихотворении;
находить в сюжетной картинке предметы, либо их части, в которых есть подходящий звук;
раскрасить, обвести те рисунки с заданным звуком;
отгадать загадку и выделить первый, либо последний звук в словах-отгадках;
выделить из ряда слов, произносимых педагогом, те, в которых имеется заданный звук;
выделить из предложения слова с заданным звуком;
игры "Следопыты", "Сыщики" - отыскать в словах звуки по картинкам, показать рисунки со звуком, к примеру, [п], [п']. Сказать, где слышите заданный звук;
"Фантазеры" - придумать слово со звуком [п], другое - со звуком [б];
"Кто внимательней?" - Угадать, с какого звука начинается слово (булка, пенал, парта, билет, батон и т.Д.);
игра "Узнай, кто придет в гости?", "Узнай, какое слово задумано?" По первым звукам нарисованных картинок;
игра "Кто больше?" - Показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук;
"Звуковые часы" - на макете предметные рисунки. Отыскать и назвать слова, в которых есть изучаемый звук. Выделить первый и последний звук. Назвать самое длинное и короткое слово.
"Угадай, какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести слово Ы, М, Д. Замени Ы на О. Какое слово получится?
"Какой звук именинник" (предлагается рассказ, слова, рисунки, предметы с частенько встречающимся одинаковым звуком).
Итак, правильная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи и освоение основ грамоты.
Литература
1.Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Москва 2010.
2.Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., 1984.
3.Лубовский В.И., Н.А.Цыпина. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста. М., 1989.
4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
5..Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению"
Эта статья вошла в сборнник материалов региональной научно-практической конференции по проблемам условий организации и реализации предшкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, г....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)
Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....
Особенности обучения грамоте детей с задержкой психического развития
В старшей группе для детей с задержкой психического развития появляется новое занятие – подготовка к обучению грамоте. Целью этих занятий является предупреждение многообразных ошибок в чтении и ...
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной группе.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в корре...
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)Вишнякова Анися Саитваталовна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №20...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"
Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...
Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации к обучению у детей с задержкой психического развития
Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации к обучению у детей с задержкой психического развития...