Роль артикуляционной гимнастики в развитии правильного звукопроизношения
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Демидова Эрна Андреевна

Консультация по данной теме будет полезна как начинающим логопедам, так и  воспитателям.В ней раскрывается понятие артикуляционная гимнастика, ее значение, правила выполнения, основные упражнеия, картинный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Демидова Эрна Андреевна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №32»

                                                             Выборг

Артикуляционная гимнастика - это первый и, пожалуй, самый важный этап в формировании правильного произношения. Ребенка нужно научить управлять "непослушными", малоподвижными органами речи и речевым дыханием. Для постановки свистящих, шипящих, сонорных это имеет первостепенное значение. Ребенок должен научиться расслаблять или напрягать язык, удерживать его в нужном положении, вырабатывать нужную воздушную струю для образования звука, правильно работать губами и т. д. Логопедическая практика показала: иногда бывает достаточно просто регулярной гимнастики, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, ранее дефектные.

Работу над формированием правильного звукопроизношения рекомендуется начинать в форме "Сказки о Веселом Язычке'. И это не случайно. Роль этой сказки в работе над звуком очень велика. Во-первых, вы вовлекаете ребенка в игру, что само по себе чрезвычайно важно. Во-вторых, в ходе сказки вы выполняете вместе с ним упражнения для языка и губ, т.е.  артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика. Итак, цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и нужных положений органов речи (артикуляционных укладов) для четкого произношения звуков.

Существует два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ: статические и динамические. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость. Артикуляционным упражнениям даны образные названия, дети хорошо их запоминают и старательно выполняют. Нужно только настроить ребенка и правильно организовать занятие.

Статические упражнения для  языка

ОКОШКО. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

ЛОПАТОЧКА.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

ЧАШЕЧКА. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

ИГОЛОЧКА, СТРЕЛОЧКА, ЖАЛО Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.

ГОРКА, КИСКА СЕРДИТСЯ. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

ТРУБОЧКА. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

ГРИБОК. Рот открыт. Язык присосать к небу. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

Динамические упражнения для языка

ЧАСИКИ, МАЯТНИК. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

ЗМЕЙКА. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

КАЧЕЛИ. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

ФУТБОЛ, СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

КАТУШКА. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается в глубь рта.

ЛОШАДКА. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

ГАРМОШКА. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

МАЛЯР. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

ОБЛИЖЕМ ГУБКИ. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для губ

УЛЫБКА. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

ЗАБОРЧИК. Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

ТРУБОЧКА. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

ХОБОТОК. Вытягивание сомкнутых губ вперед.

БУБЛИК, РУПОР. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

ЗАБОРЧИК - БУБЛИК; УЛЫБКА - ХОБОТОК (чередование упражнений).

КРОЛИК. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более пробными. Заниматься с ребенком желательно утром - перед завтраком и вечером - перед сном. (После еды речевая гимнастика может вызвать рвотный рефлекс.).Артикуляционную гимнастику на первых этапах необходимо выполнять перед зеркалом, после того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают , и функции контроля выполняют собственные кинестетические ощущения ребенка.

Выполняя упражнения, ребенок должен активно и сознательно работать; при этом ему должно быть интересно. Поэтому старайтесь организовать занятие в игровой форме. Советую работать над каждым упражнением в такой последовательности:

  • покажите ребенку нужное упражнение, препровождая показ забавным стихотворением, сидя или стоя рядом с ребенком перед зеркалом. Ребенок должен видеть лицо взрослого и свое лицо;
  •  предложите ребенку самому выполнить упражнение перед зеркалом, проследите за точностью и правильностью его движений, темпом выполнения и т. д.;
  • расскажите ребенку, что нужно подправить, выполняя упражнение. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно. Всячески подбадривайте его, если что-то не получается;
  • поначалу повторите показ, если это потребуется;
  • попросите ребенка выполнить упражнение без зеркала.

Поначалу ребенку будет трудно. Но постепенно напряженность исчезнет, а движения станут свободными и координированными.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворения для проведения артикуляционной гимнастики

1. «Улыбка-трубочка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; - трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

2.«Заборчик -улыбка-трубочка».

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - -улыбка-трубочка. «Заборчик - правая рука лежит на левой.

3.«Часики - качели».

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

Вверх - вниз, вверх - вниз,

На качелях удержись!

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

4. «Чашечка».

Крепче «чашечку» держи!

Язычок не убери!

А руками помоги.

Чай вес время подноси.

Языком выполнять движение «чашечка,  ладони в форме «чашечки» попеременно подносятся ко рту.

5. «Иголочка»

Я иголкой острой шью,

Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,

Ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.

6.«Горка»

Язычок мы горочкой

Строим потихонечку.

Ну, а руку не держи,

Весело ее кати.

Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.

7. «Грибок»

Язычком грибок держу,

Ни за что не положу!

А руками соберу

Грибочков много я в лесу.

Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.

Картинный материал для проведения артикуляционной гимнастики

                    

                                            

                 

                             

         

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения"

Данный материал можно применять, как в обследовании или диагностики звукопроизношения, так и в непосредственно образовательной деятельности....

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения....

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения"...

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников

Артикуляционная гимнастика помогает выработать четкие и согласованные движения органов участвующих в речевом процессе...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему : «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и раз...