Пальчиковая гимнастика как комплексное средство оздоровления и речевого развития
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Доклад о том, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика как комплексное средство оздоровления и речевого развития

«При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг», - писал Николай Александрович Бернштейн – отечественный психофизиолог.

Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Пальчиковая гимнастика

  • Включение пальчиковых игр и упражнений в любой занятие или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли  с детьми в «Ладушки» и «Сороку - белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

  • Пальчиковая гимнастика- это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

 Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга.

У  детей в дошкольном возрасте пальчики часто малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. И прежде всего мелкая пальцевая моторика стимулируют развитие их речи. И прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи.

     И прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

    Мы же с вами не будем ограничиваться только вышеперечисленными играми? Ведь из любых стишка или истории можно сделать веселую пальчиковую игру. Стоит только пофантазировать.

Пальчиковые игры — это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

    Кроме этого, пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться… и, как любая веселая и интересная игра –  создает добрые эмоциональные взаимоотношения с взрослыми.

Правила пальчиковой игры:
Начинать пальчиковую гимнастику лучше с «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев… можно постучать пальчиками, изображая «дождик» или клюющих курочек и т.д…

   Чтобы увлечь малыша – произносим текст игры очень выразительно – повышая и понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова. И синхронно с текстом показываем движения. Когда малыш начнет сам хорошо выполнять игру – даем только словесные указания без показа. Поначалу движения выполняются медленно. Если у малыша не получается то или иное упражнение – можно взять его ручку и помочь ему сделать всё правильно.

   Если он, например, придумал свое собственное движение или стишок – поощрим его. Да здравствует творчество!!! Не будем принуждать малыша, когда ему не хочется – сменим игру или выберем другое время. И если играть с удовольствием – наша увлеченность обязательно заразит его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней".

Утренняя гимнастика  играет важную роль в режиме дня ребёнка, её необходимо делать для поддержания здоровья....

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей.

Консультация для воспитателей о задачах, структуре и проведении утренней гимнастики в группах от младшей до подготовительной....

Пальчиковая гимнастика как комплексное средство речевого развития

Презентация по теме пальчиковая гимнастика как комплексное средство оздоровления и речевого развития...

"Пальчиковая гимнастика для детей" упражнения с картинками для развития речевых способностей детей

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень...

Комплексное использование логопедической ритмики и фитбол-гимнастики как форма коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы ...

Статья: "Комплексное использование логопедической ритмики и фитбол-гимнастики как форма коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ".

В статье рассматривается роль таких здоровьесберегающих технологий, как логопедическая ритмика и фитбол-гимнастика, а также их значимость в коррекции психофизического и речевого развития детей дошколь...