Игры и упражнения для формирования семантических полей
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему
В материале предсавлены игры и упражнения для формирования семантических полей, которые могут быть использованы логопедами и воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_formirovaniya_semanticheskogo_polya.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем». (А.Р. Лурия ).
Структура семантического поля выглядит следующим образом: ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слова-синонимы; слова-антонимы; словесные логические задачи.
Ядерное слово Глаголы Прилагательные Родственные слова Словесные логические задачи Синонимы Антонимы
Развитие валентностей (связей) слов.
Развитие функций словоизменения и словообразования .
ЛЕТИТ СВЕТИТ СТОИТ ИДЕТ
Нахождение аналогий. Слова многозначные, переносного значения.
Упражнение Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу) закрепление родовидовых отношений между словами. Оборудование. Далекие по смыслу предметы (их изображения) : роза, ромашка, гвоздика, троллейбус, трамвай, автобус; комплект предметов (картинок) для демонстрации образца выполнения задания : чашка, блюдце, ложка, платье, кофта, шорты. Содержание. Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать предметы (картинки) . Сообщается задание : разложить их на две группы. Взрослый показывает образец выполнения задания на материале одного комплекта предметов (картинок) : «Чашку, блюдце и ложку я положу вместе, потому что это посуда. Платье, кофту и шорты положу отдельно от посуды, потому что это – одежда». Когда дети поймут задание, взрослый демонстрирует второй набор предметов (картинок, и дети приступают к классификации самостоятельно.
Упражнение . Цели. Формирование семантических полей, закрепление понимания родовидовых отношений между словами. Содержание. Ребенку предлагается выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных. Рассматриваются слова разных частей речи . Существительные : • семантически далекие (кружка, шапка, стакан) ; • семантически близкие (малина, банан, рябина) . Прилагательные : • семантически далекие (круглый, шершавый, квадратный) ; • семантически близкие (тонкий, маленький, толстый) . Глаголы : • семантически далекие (перескочил, перепрыгнул, выпил) ; • семантически близкие (зашел, вышел, залетел) .
Упражнение Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу, расширение словаря синонимов. Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос : «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» Даются образцы правильных ответов : «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно» . Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания. Речевой материал : • тяжелое заболевание (болезнь) ; • малое дитя (ребенок) ; • длинный путь (дорога) ; • спешить в детский сад (торопиться) ; • бросить мяч (кинуть) ; • быстро прыгает (скачет) ; • погасить свет (потушить) ; • глядеть в окно (смотреть) ; • смелый человек (храбрый) ; • грустные глаза (печальные)
Упражнение Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов, развитие связной речи . Содержание. Ребенку дается задание придумать предложения с каждым из трех названных слов-синонимов. Речевой материал : • битва – бой – сражение; • событие – происшествие – случай; • состязание – соревнование – конкурс; • боец – воин – солдат; • сообразительный – смышленый – догадливый; • большой – крупный – огромный; • трусливый – пугливый – боязливый; • говорить – беседовать – толковать; • создать – сделать – сочинить.
Упражнение Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Содержание. Взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая три варианта окончания фразы. Ребенок подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением. Речевой материал : • утро закончилось, начинается (ночь, вечер, день) ; • вода в реке (теплая, горячая, холодная) ; • воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (теплая, горячая, холодная) ; • лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким) ; • деревце поливают, чтобы оно выросло и стало (высоким, низким, прямым) ; • детей воспитывают, чтобы они становились (добрыми, злыми, высокими) ; • ножи точат, чтобы они становились (тупыми, кривыми, острыми) ; • батареи в доме нужны, чтобы было (холодно, тепло, жарко) ; • на празднике стараются, чтобы гостям было (грустно, весело, горько) .
Усложнение задание завершить незаконченное предложение самостоятельно, без опоры на предложенные взрослым варианты. Дети подбирают слова с противоположным значением и заканчивают фразу. Речевой материал : • люди уважают правду, а презирают… • помогают друзья, а мешают… • небо огромное, а звезда… • конфета сладкая, а таблетка… • понедельник – первый день недели, а воскресенье… • утром дети приходят в детский сад, а вечером… • утром солнце появляется на небе, а вечером… • черепаха ползает медленно, а заяц скачет… • весной погода становится теплее, а осенью…
Упражнение 8. Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Оборудование. Игрушки. Содержание. Взрослый демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки, поднял левую руку, выгрузил кубики из кузова машинки, развязал бант у куклы и т. д.). Детям задается вопрос : «Что я сделал (а?» Дети : «Вы сели» . Взрослый : «Сел, а наоборот…Что можно сделать?» Дети называют слово- «неприятель» : «Сел, а наоборот - встал» . Взрослый объясняет суть игры : «Я показываю действие, а вам нужно ответить на вопрос : «Что я сделал (а?», назвать слово- «неприятель» и показать действие «наоборот» (сел - встал) .»
Материал игры : • опустить руки – поднять; • закрыть глаза – открыть; • вдохнуть – выдохнуть; • показать левую руку – показать правую руку; • снять обувь – надеть; • завязать бант – развязать; • расстегнуть пуговицы – застегнуть; • спрятать – найти; • смять – разгладить; • построить – сломать; • говорить – молчать; • кричать – шептать; • бросать – ловить; • радоваться – огорчаться; • забирать – давать; • раздеться – одеться; • улетать – прилетать; • мерзнуть – греться.
Упражнение Цели . Формирование семантических полей , расширение словаря антонимов . Содержание . Взрослый произносит незаконченное предложение , предлагая три варианта окончания фразы . Ребенок подбирает нужное слово , выбирая из слов с противоположным значением . Речевой материал : • утро закончилось , начинается ( ночь , вечер , день ) ; • вода в реке ( теплая , горячая , холодная ) ; • воду в чайнике кипятят , чтобы она стала ( теплая , горячая , холодная ) ; • лимон посыпали сахаром , чтобы он стал ( горьким , кислым , сладким ) ; • деревце поливают , чтобы оно выросло и стало ( высоким , низким , прямым ) ; • детей воспитывают , чтобы они становились ( добрыми , злыми , высокими ) ; • ножи точат , чтобы они становились ( тупыми , кривыми , острыми ) ; • батареи в доме нужны , чтобы было ( холодно , тепло , жарко ) ; • на празднике стараются , чтобы гостям было ( грустно , весело , горько ) .
Усложнение задание завершить незаконченное предложение самостоятельно , без опоры на предложенные взрослым варианты . Дети подбирают слова с противоположным значением и заканчивают фразу . Речевой материал : • люди уважают правду , а презирают … • помогают друзья , а мешают … • небо огромное , а звезда … • конфета сладкая , а таблетка … • понедельник – первый день недели , а воскресенье … • утром дети приходят в детский сад , а вечером … • утром солнце появляется на небе , а вечером … • черепаха ползает медленно , а заяц скачет … • весной погода становится теплее , а осенью …
Упражнение Цели . Формирование семантических полей , расширение словаря антонимов . Оборудование . Мяч . Содержание . Дети стоят в шеренге лицом к ведущему . Взрослый ( ведущий ) произносит слово и бросает мяч одному из игроков . Поймавший мяч должен назвать антоним ( слово - « неприятель » ) к заданному слову и вернуть мяч ведущему . Если парное слово подобрано верно , ребенок делает шаг вперед . Выигрывает тот , кто быстрее подойдет к условной линии , на которой находится ведущий . Этот ребенок продолжает игру , придумывая свои слова . Речевой материал : Существительные : день - …; утро - …; восход - …; зима - …; весна - …; добро - …; друг - …; герой - …; награда - …; холод - …; веселье - …; расставание - …; Глаголы : надеть - …; согреться - …; давать - …; влететь - …; забыть - …; говорить - …; въехать - …; выиграть - …; встать - …; волновать - …; белеть - …; найти - …; начинять …; Прилагательные : умный - …; добрый - …; здоровый - …; новый - …; быстрый - …; гладкий - …; высокий - …; чистый - …; толстый - …; пустой - …; горячий - …; передний - …; разный - …; Наречия : налево - …; мягко - …; редко - …; случайно - …; громко - …; поздно - …; глубоко - ….; широко - …; ярко - …; полезно - …; трудно - …; тяжело
Упражнение Цели . Формирование семантических полей , расширение словаря антонимов . Оборудование . Игрушки . Содержание . Взрослый демонстрирует какое-либо действие ( сел , опустил руки , поднял левую руку , выгрузил кубики из кузова машинки , развязал бант у куклы и т. д.). Детям задается вопрос : « Что я сделал (а?» Дети : « Вы сели » . Взрослый : « Сел , а наоборот … Что можно сделать ?» Дети называют слово - « неприятель » : « Сел , а наоборот - встал » . Взрослый объясняет суть игры : «Я показываю действие , а вам нужно ответить на вопрос : « Что я сделал (а?», назвать слово - « неприятель » и показать действие « наоборот » ( сел - встал ) .».
Материал игры : • опустить руки – поднять ; • закрыть глаза – открыть ; • вдохнуть – выдохнуть ; • показать левую руку – показать правую руку ; • снять обувь – надеть ; • завязать бант – развязать ; • расстегнуть пуговицы – застегнуть ; • спрятать – найти ; • смять – разгладить ; • построить – сломать ; • говорить – молчать ; • кричать – шептать ; • бросать – ловить ; • радоваться – огорчаться ; • забирать – давать ; • раздеться – одеться ; • улетать – прилетать ; • мерзнуть – греться
Упражнение Цель . Актуализация лексических единиц , развитие логических операций : анализа , синтеза , умозаключения . Содержание . Ребенку предлагалось сказать , во что превратится стул без спинки , мороженое без холодильника , тетрадь без страниц , снеговик без холода , окно без стекол , дерево без веток , чайник без носика , кофта без рукавов , подушка без перьев и т. д. Упражнение Цель . Совершенствование навыка уместного употребления слов на материале русских народных сказок . Содержание . Ребенку предлагается назвать , кто из героев сказок развалил теремок ; посадил репку ; следил , чтобы медведь не садился на пенек ; надоумил волка хвостом рыбу ловить ; убежал от старика и старухи , зайка , волка , медведя , а вот от лисы не ушел ; чтобы спасти своих деток стала прыгать с волком через яму ; путешествовал на печи и….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"
Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания...
Формирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не то...
Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»
Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. (Игры с прищепками)
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...
Статья "Формирование семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями"
В данной статье рассматривается проблема формирования семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями....
Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля
От того, насколько у дошкольника сформированы семантические поля, то есть насколько слова сгруппированы между собой по смыслу, зависит успешность употребления слов в устной речи, а также точность упот...