Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Театрализованная деятельность - широко используемый метод в обучении детей. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и средствами театрализованной деятельности, значительно повышает уровень связной речи, способствует появлению интереса и желания участвовать в театрализованных играх, вызывает эмоциональный отклик на них. Помимо речевого развития, знакомство детей с театрализованной деятельностью развивает эстетические чувства, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок» г. Мичуринска Тамбовской области

Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей  дошкольного возраста. Роль фольклора в развитии речи детей.

                                                    Подготовила учитель-логопед Бабич Л. М.

        В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Особо необходимо отметить снижение развития связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном, поэтому эту проблему нужно изучать и решать в настоящее время.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба, и.т.д. ). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. Однако основное внимание уделено развитию речи в непосредственно образовательной деятельности, а развитию речи через театрализованную деятельность уделено мало внимания.Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию связной речи в практике.

       Содержание и методика работы по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности определяются возрастными и индивидуальными особенностями восприятия детьми образов, овладением умениями вести диалог по содержанию, составлять по нему связные монологические высказывания.  Уровни развития связной речи в процессе театрализованной деятельности будут повышаться, если обеспечить: систематичность проведения занятий, индивидуальный подход, использование наглядного материала, учет возрастных особенностей детей. Под театрализованной деятельностью ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».  Установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно- ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.  Наибольший интерес у детей вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством .  Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное . А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности. В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр  В процессе театрализованных игр дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на развитие связной речи.

        Ученые убедительно доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

      Интерес для исследования представляют методические рекомендации по театрально -игровой деятельности дошкольников, разработанные Л.П.Бочкаревой. На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждому. Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в развитии связной речи детей дошкольников, а также сделать речь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.       Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в 2-х основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. В психологической и лингвистической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной, естественной

формой языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается мимикой, жестами, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога.

Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.

Развитие обеих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи может рассматриваться и как цель и как средство практического овладения языком. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А.Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является важнейшим условием для развития личности.

         Развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений.

   Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей.

Наряду с монологической речью, продолжает развиваться диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы совершенствуются и используются в зависимости от условий общения.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы и формулировать их, подавать уместные реплики. Характер диалога зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Знание специфики развития связной речи и особенностей ее развития у детей дошкольного возраста позволяет определить задачи и содержание обучения.

 Театрализованные игры пользуются у детей дошкольного возраста неизменной любовью, они позволяют видеть окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами главного героя и всегда готовы придти к нему на помощь. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Любимые герои становятся образцом для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет оказывать большое влияние на развитие и воспитание ребенка через театрализованные игры.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой, в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т.д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Итак, полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки. оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче его воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.

По классификации Л.В.Артемовой, театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм автор относит: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично - мимики. К играм-драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами , импровизации. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли в которых задействованы все средства выразительности - интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы, обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту, дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать и разыгрывать тематику. Творческому и самостоятельному поиску развития сюжета будет способствовать активное участие старших дошкольников в подготовке элементов костюмов и декораций.

Рассмотрев характеристику театрализованных игр, можно сделать следующие выводы:

  • данный вид игр позволяет дошкольнику видеть и познавать окружающий мир через эмоции, образы, краски, звуки;
  • тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках;
  • способность к идентификации себя с литературным персонажем позволяет оказывать большое влияние на развитие и воспитание ребенка;
  • полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.        

      Хорошим стимулом развития речи, является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты, добиваться своих целей, в том числе, путём общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия почти идеально представлены в театрально - игровой деятельности дошкольников, которая одновременно, что очень важно, создает положительный эмоциональный фон, учит владеть эмоциями, способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала, помогает «найти себя».

Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием театрализованной деятельности как одной из неотъемлемых частей воспитания.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют ее в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребенка.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.

    Театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию.

Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у детей появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только к окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений.

Дети любого возраста любят играть, игра - часть их жизни. При этом они очень любят в кого - то или во что - то превращаться.

Маленькие дети - замечательные актеры: стоит кому - нибудь из них надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ. Наша задача - увлечь ребенка играть дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что - то по своему, дать свободу выбора, то есть проявлять партнерскую позицию, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне, по - настоящему, только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в целый спектакль.

Что такое спектакль? Игра. Только взрослые актеры играют в нем на публику, а маленькие этого не понимают, для них естественнее играть для самих себя, ради самой игры. В детском спектакле важно творческое участие детей, не заученные по наставлению взрослых слова, стихи, песни, движения, а свобода, радость, интерес. Дети могут танцевать, петь, читать стихи, исполнять роли, но не для публики, а ради игры, ради участия в коллективном действии, которое приносит им удовольствие. Для этого ребенка нужно увлечь сюжетом игры спектакля, дать возможность самому выбрать, кем бы он хотел быть, как участвовать, какой костюм выбрать, что хотел бы спеть, станцевать и т.д. Ребенок должен иметь право и не участвовать, если он не хочет, если не увлекся. Быть зрителем тоже искусство. В роли ребенок должен иметь возможность сказать что - то по своему, так как ему понятней, как нравится. Ведь главное - суть, а формы могут быть разными. Важно, чтобы каждый проникся игрой, сюжетом спектакля, понимал что к чему и почему. Если ребенок почувствует свободу, он скорее захочет участвовать. На детских праздниках, во всех театральных постановках с участием детей необходимо избегать всяческого напряжения, скованности, принуждения и формальных подходов, всяческой «показухи». Взрослые участники игры или спектакля должны быть партнерами детей по игре, а присутствующие зрители, гости не должны быть пассивными наблюдателями, а понимать, что они пришли к детям в гости, на их праздник, в их страну игры, и принимать и исполнять законы этой страны. В мире игры все должны участвовать, каждый, как он может, как хочет, но участвовать. Речь идет о мудром и доброжелательном отношении к детям, об уважении к ним, за что дети всегда благодарны.

      Одним словом, любой спектакль, поставленный совместно с малышами и их родителями, любой праздник с элементами театрально - игрового творчества - это прежде всего игра, особая, праздничная игра, которую мы, взрослые, помогаем ребенку организовать, украсить, придать ей особый вид сказочного действия, и играем мы в эту игру вместе. В процессе такой игры дети воспитываются, многому учатся. У них развиваются коллективизм, коммуникабельность, умение сотрудничать, ответственность и самое главное развивается связная речь, решаются и другие воспитательно - образовательные и развивающие задачи.

       При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально - игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также художественно - речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.)

Очевидно, что решение этих задач будет способствовать как художественному, так и речевому развитию старших дошкольников и может выступать в качестве показателей их развития в свободной театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность - широко используемый метод в обучении детей. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и средствами театрализованной деятельности, значительно повышает уровень связной речи, способствует появлению интереса и желания участвовать в театрализованных играх, вызывает эмоциональный отклик на них. Помимо речевого развития, знакомство детей с театрализованной деятельностью развивает эстетические чувства, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Специфика этой работы требует от педагога определенного рода знаний, некоторой специальной подготовки. Решение этой задачи требует планомерной и постоянной работы с детьми. Ее проводят во всех возрастных группах дошкольного учреждения (начиная со второй младшей), постепенно усложняя. В старшей группе у дошкольников развивают художественный вкус, формируют интерес к театрализованным представлениям, знакомят с выразительными средствами.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. С помощью этой деятельности можно решать все задачи обучения родному языку и развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать театрализованную деятельность.

       Условиями эффективности театрализованной деятельности являются добровольное участие в ней детей, создание условий для самых стеснительных ребят, недопустимость переутомления. Работа с детьми по театрализованной деятельности проводится в двух формах:

  • специально организованная форма: непосредственно образовательная театрализованная деятельность с детьми во второй половине дня; театральная пятница - игра с кукольным театром, настольным театром; инсценировка сказки и показ ее в другой группе, НОД по развитию речи с элементами театрализованных упражнений, подготовка к различным праздникам и развлечениям;

- самостоятельная театрально художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

       Волнение и страх порождает у ребенка чувство неуверенности в себе и могут доставить много неприятностей в развитии речи детей. Наряду со сценическим волнением многие дети начинают стесняться и категорически отказываются от выступлений. В этом случае необходимо педагогам и родителям начать бороться с чувством неуверенности в ребенке с момента его появления. Коррекция поведения ребенка может осуществляться по многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность, в основе которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке в одинаковых ролях. Участвуя в спектакле, ребенок обменивается информацией и учится координировать функции, что способствует развитию связности речи у дошкольников. В дошкольном детстве театрализованная деятельность должна не дублировать профессиональный театр взрослых, а быть максимально приближена к игре.       Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по театрализованной деятельности, развивает словарный запас детей, помогает вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок, обучает основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типа, учит выразительности речи.

       Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения. Она имеет определённые формы организации: образовательная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, кружковая работа.

Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность и развивают речь.. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Учитывая важность работы, можно дать следующие рекомендации воспитателям:

  1. Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  2. Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
  3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
  4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых

     

         В ходе занятий дети придумывают различные истории, учатся говорить выразительно. Особая роль уделяется развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводятся игры “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери». Реализация этой задачи носит практический характер, т.е. дети закрепляют то, что происходит во время театральных игр, упражнений, посещения театра, при организации диалога в виде вопросов и ответов.

      Второе направление работы «Волшебный мир эмоций». Работа в этом направлении развивает у детей  доброжелательное отношение к друг другу. Детям предлагается придумать этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Театрализованные этюды и упражнения формируют у детей опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что эта деятельность для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность), и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

     В этом направлении было отмечено, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления

Для детей интересным являетсяся период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано, и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера. Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Театрализованная деятельность очень увлекательное и полезное занятие. Она вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе игр и упражнений старались соблюдать несколько основных правил:

  1. не перегружать детей;
  2. не навязывать своего мнения;
  3. не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
  4. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.        

Всем детям, независимо от их способностей, должны быть предоставлены равные возможности для участия в театрализованной деятельности и созданы условия для ее развития. Ведь именно в этой деятельности, ребенок чувствует себя эмоционально раскрепощенным, а значит и свободным, тем самым непроизвольно развивая связную речь.

        Проводятся исследования, в ходе которых ставятся  следующие задачи: изучить имеющиеся теоретические вопросы по теме, обобщить опыт работы педагогов - новаторов, использующих нетрадиционные формы проведения занятий; Выявить уровень развития связной речи детей старшей группы на начальном этапе; Изучить интересы детей старшей группы в театрализованной деятельности; Организовать эксперимент по применению методик и проанализировать его результаты; Выявить уровень развития связной речи детей старшей группы после эксперимента

       Таким образом, очень важным моментом является введение непосредственно в образовательную деятельность и в свободную деятельность детей элементов театрализованной деятельности.                Если на занятиях по развитию речи, использовать элементы театрализованной деятельности, то связная речь детей дошкольников будет более обогащенной, эмоциональной, интонационно выразительной.

                                            Роль  фольклора

      В современной жизни порой остается в стороне  от детей устное народное творчество. От них ускользает точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора. Необходимо помочь детям понять, что они – часть великого русского народа, и родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Произведения устного народного творчества являются важнейшими источниками развития детской речи, способствуют улучшению состояния лексики, грамматического строя и связной речи, воспитанию интонационной выразительности. Вопрос о знакомстве детей с устным народным творчеством, о приобщении детей к общечеловеческим ценностям, развитии речи через произведения детского фольклора остается очень актуальным.

      Нет такой области взаимоотношений человека и природы, человека и человека, которая не нашла бы отражения в фольклоре и не стала бы основой формирования положительных качеств личности: патриотизма, милосердия, доброты, гражданственности, трудолюбия. Следует шире использовать фольклор во всех его  проявлениях (сказки, песенки, потешки, поговорки, пословицы, заклички, скороговорки, считалочки и др.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, патриотизме. Во всех произведениях заключена мудрость народа, отразились взгляды народа. на жизнь. Пословицы, поговорки, потешки украшают нашу речь, делают ее живой, остроумной. В своих произведениях народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

        Устное народное творчество- это такой вид искусства, который сопровождает человека с первых дней его жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т. к. он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную. форму, мелодику и ритм родного языка. Язык произведений прост, точен и выразителен. Использование малых фольклорных форм позволяет развивать речь детей, познавать природу и животный мир, культуру поведения, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, создает положительный эмоциональный фон. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения детского фольклора легко запоминаются. Стихи, народные песни, потешки, загадки с удовольствием принимаются детьми в различных играх при организации образовательного процесса, режимных моментов и свободной игровой деятельности детей. Систематическая целенаправленная работа по использованию произведений народного творчества дает положительные результаты в работе по обогащению словарного запаса детей, по развитию связной речи.

        Практика показывает, что необходимо постоянно искать пути повышения результативности логопедической работы, изменяя форму и содержание обучающих занятий, используя их развивающий характер и разнообразие методических приемов.

        Венгерский поэт Ш. Петефи писал: « Что бы там ни говорили, а истинная поэзия -народная» Знакомясь с потешками, песенками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные фразы и постепенно проникает в их смысл, развивается фонематический слух ребенка. Те дети, которых укачивали под колыбельную, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, стали более творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову.

      Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить словарь детей понятиями из устного народного творчества. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словоизменения и словообразования, для усвоения антонимов, синонимов. Большинство потешек – готовый дидактический материал для  развития фонематического слуха,, автоматизации и дифференциации звуков.

      Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения  речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.

                                                         Перспектива

  1. Продолжать развивать связную речь детей при помощи театрализованной деятельности с использованием, в частности, произведений устного народного творчества.
  2. Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа.  Развивать и закреплять интонационную выразительность речи.

3.Обогатить предметно - развивающую среду по театрализованной деятельности - дополнить уголок ряженья, приобрести театрализованные маски.

4.Создавать условия в детском саду и в семье для проявления ребенком творческих способностей и самостоятельной театрализованной деятельности. Ориентировать родителей на  применение произведений  детского фольклора, формировать ответственное, сознательное отношение родителей к проблемам развития речи, повышать уровень их знаний по данной теме

Список литературы

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.
  2. Барсукова, О. Поговорим об играх- драматизациях . Дошкольное воспитание   1982. № 11. с.12-17.
  3. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 2003.  136 с.
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет., М.: Просвещение, 1987.
  5. Доронова. Т.Н. Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности. М. 1998. 61с.
  6. Доронова. Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005.127с.
  7. Ежемесячный научно - методический журнал «Дошкольное воспитание », №4 2001,126с.
  8. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972. 200 с.
  9. Маханева. М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2003.128с.
  10. Мигунова. Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128с.
  11. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975
  12. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., Институт повышения квалификации работников образования, 1995.
  13. Неменова, Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр. Дошкольное воспитание. 1989. № 1. с.11-29
  14. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995
  15. Петрова, Е. Театрализованные игры. Дошкольное  воспитание . 2001. № 4.с.27-34.
  16. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М., АРКТИ, 2001, 162 с.
  17. Театрально-игровая деятельность. Дошкольное воспитание.  1991.  № 1. - с.18-29.
  18. Художественное творчество и ребёнок. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М., Педагогика, 1972, 286 с.
  19. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 1999 ,65 с.,
  20. .Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003, 160 с.
  21. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.. М., 1996, 370 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрализованных игр на развитие связной речи у детей дошкольного возраста (методическая разработка).

Настоящая статья поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей.. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эс...

«Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад об использовании театральной деятельности в развитии связной речи детей....

Авторская программа Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Связная речевая деятельность является основой коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства,жесты,мимику,пантомимические движения. В пследние годы, к сожалению,отмечается увеличение коли...

Кружок по теме: «Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.Участвуя в ней дети  знакомятся с окружающим миром через образы,краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думат...