Программа по доп. образованию.
рабочая программа по логопедии (средняя, старшая группа) на тему
Программа по дополнительному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dop.obrazovaniyu2.docx | 97.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа кружка «Логопенок»
по развитию речи и формированию лексико-грамматических средств языка для детей 4-6 лет
(в рамках дополнительных платных образовательных услуг)
на 2015 – 2016 учебный год.
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Попова А.С.
ГБОУ школа №1078 модуль 5
Москва 2015г.
Информационная карта программы.
Учреждение:
| ГБОУ школа 1078 модуль 5 |
Название программы: | Развитие речи и формирование лексико-грамматических средств языка для детей 4-6 лет |
Направленность: | Коррекционно - развивающая |
Автор: | Попова Анна Семеновна, учитель - логопед |
Тип (вид) программы: | Компилитивная/модифицированная |
На сколько лет рассчитано обучение по программе: | 1 год |
Режим занятий: | 2 раза в неделю по 0,5 часа |
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: | От 4 до 6 лет |
Количество учащихся в учебной группе: | 18 человек |
Количество часов в год: | 36 часов |
Цель программы:
Развитие навыков связной речи и совершенствование психических процессов, необходимых для коммуникации с окружающими.
К концу обучения дети приобретут навыки диалогической и монологической речи, которые помогут преодолеть им комплексы, связанные с трудностями в речевом общении со сверстниками и взрослыми.
Пояснительная записка
Возрастные особенности детей 4 – 6 лет.
В норме ребенок 4 лет хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослыми на отвлеченные темы. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, правильно произносить звуки. Активный словарный запас необходим ребенку 4 лет для свободного общения с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря. Здесь ребенок часто допускает ошибки.
У ребенка в этом возрасте появляется мотивированное отношение к лексике. Малыш не просто запониминает слова, а пытается установить более тесную связь между предметом и словом, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий.
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивно овладевает грамматическим строем языка. Он часто отвечает на вопросы развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи появляются простые распространенные члены («Там играют Оля и Катя»), существительные и глаголы во множественном числе («Игрушки стояли на полках»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий. Появляются в речи и краткие причастия.
Интерес ребенка к звуковой стороне слова помогает ему изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные ср. рода с прилагательными, неправильно употребляют падежные окончания («На улице стоят домы»); при образовании род. пад. сущ. множ. числа отмечается влияние окончаний –ов; -ев на другие склонения («дом – домов, карандаш – карандашов»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несконяемых имен существительных («Я играю на пианине»); неправильное изменение по лицам часто употребляемых глаголов («Мы бегим»).
В этом возрасте ребенок еще не способен понятно, связно и логично самостоятельно рассказывать о событиях, не может толково пересказать прочитанную ему сказку, рассказ. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, которые зачастую лишь отдаленно связаны по содержанию. Иногда бывает очень сложно понять малыша без дополнительных вопросов. Ребенок не может самостоятельно описать содержание сюжетной картины. Нет развернутой монологической речи. Он лишь перечисляет предметы, действия, которые они совершают (прыгают, идут). Имея хорошую память, малыш способен запоминать небольшие стихотворения, потешки. И, прослушав неоднократно сказку, может почти дословно пересказать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов. Дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь малыша не вполне чиста и правильна в произношении.
К 5 годам словарный запас ребенка должен составлять примерно 3 тысячи слов. Ребенок задумывается над своей речью, сам создает слова-неологизмы («намакаронился», «не отсонился»). Малыш пытается образовывать новые слова, но, не имея речевого опыта, делает это с ошибками.
Речь ребенка становится богаче, точнее и разнообразнее по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих. Ребенок начинает овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Дети усваивают и пытаются правильно согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах. Но многие все еще не могут самостоятельно пересказывать связно и последовательно текст прочитанной сказки или рассказа.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук, если у детей развивали фонематическое восприятие в предыдущих возрастных группах.
В этом возрасте, подражая взрослым, дети могут довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать свое эмоционально-волевое отношение к произносимому.
К концу пятого года дети овладевают проиношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки и звук «р». Возрастает речевая активность детей. Они овладевают монологической речью, однако в структурном отношении она часто несовершенна и носит ситуативный характер.
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются различные отклонения в период формирования устной речи, которые нарушают нормальный ход ее развития.
Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи отрицательно сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р. Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. Игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с нарушениями речи.
Работа логопедического кружка «Логопенок» призвана способствовать накоплению и обогащению словарного запаса на практическом материале лексических тем, развитию навыков связной речи и совершенствованию психических процессов (внимания, памяти, мышления). Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи. В процессе логопедической работы дети овладевают различными умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение.
Рабочая программы составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педогогического процесса в ДОУ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1 3049-13 от 29.05.2013 №2864)
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Теоретической и методологической основой программы являются:
- Положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
- Учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;
- Исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Цель программы: Развитие навыков связной речи и совершенствование психических процессов, необходимых для коммуникации с окружающими.
Задачи:
- Повышение уровня общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Развитие связной речи дошкольников (монологической и диалогической).
- Развитие психологических процессов (памяти, внимания, мышления).
- Развитие графомоторных навыков.
- Формирование навыка самоконтроля.
- Формирование мотивации к обучению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
- Воспитание культурных навыков общения
- Воспитание у детей эстетического восприятия литературных произведений.
Принципы обучения:
- Научности;
- Систематичности и последовательности;
- Наглядности;
- Сознательности и активности;
- Развитие творческой инициативы;
- Прочности, осознанности и действенности результатов обучения;
- Учета возрастных особенностей воспитанников;
- Дифференцированного подхода;
- Параллельность обучения по всем видам речевой деятельности.
В содержании программы содержатся следующие психолого-педагогические технологии: коррекционные, развивающие, игровые, технологии личностно-ориентированного подхода, информационно-коммуникативные;педагогическое диагностирование.
Методы обучения:
А) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, самостоятельной работы и работы под руководством учителя-логопеда);
Б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры; создание ситуаций успеха);
В) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Сроки реализации
Программа рассчитана на один год обучения для детей 4 - 6 лет.
Формы и режим проведения занятий
Подгрупповые (средняя, старшая и подготовительная группы).
Количество детей в группе: 18 человек.
Периодичность занятий: два раза в неделю во второй половине дня.
Длительность занятия 30 минут.
Планируемые результаты к концу обучения
- Обогащение словарного запаса дошкольников
- Более высокий уровень сформированности ЛГС языка
- Сформированность навыков диалогической и монологической речи
- Сформированность навыков связного высказывания
- Сформированность графомоторных навыков
Содержание программы. Октябрь | ||||||||||||||||||||||||
Тема | Общие речевые навыки | Общая моторика. Речь с движением | Мелкая моторика | Грамматика | Лекскика. Связная речь. | Звукопроизношение | Работа над слоговой структурой слова | |||||||||||||||||
"Осень" | Тренировка плавного выдоха. "Осенние листочки" (стр. 23 Нищ.) | Упр. "Листья" (Нищ. с. 98) | Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик" (с.255 Нищ.) | Упр. "Кто что нарисовал?" (с.12-13 Новик.) | Актуализация словаря по теме. Составление предложений об осени по картинке | Общая артикуляционная гимнастика | Упр. в передаче ритмического рисунка слов: дуб, кусты, рябина | |||||||||||||||||
Занятие 1 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 2 | Развитие силы и длительности выдоха. Упр. с тренажером (цвет. зонды) | Упр. "Дождик" (с.98 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Осенние листья" Тетр. №1 с.2 (ср. г.) Граб с.4 (старш.) | Упр. "Разноцветные листья" ("8 игр" Нищ.) | Сост. рассказа из 4 предложений об осени по картинке | Общая артикуляционная гимнастика | Упр. в передаче ритмического рисунка слов: гриб, тучи, калина | |||||||||||||||||
"Овощи. Огород" | Дыхытельное упражнение "Узнай овощ" (с.23 Нищ.) | Упражнение "Овощи" | "У Лариски две редиски" (с.101 Нищ., Тетр. №1 с.4 ср.гр., Граб. (с.5, ст.гр.) | "В огороде у Козы Лизы" (8 игр Нищ.) | Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок | Общая артикуляционная гимнастика | Упр. в передаче ритмического рисунка слов: лук, репа, морковь, овощи | |||||||||||||||||
Занятие 3 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 4 | Воспитание длительного плавного выдоха "Чей листочек дальше улетел?" | Упражнение "Урожай" (с.101 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Овощи" (Крупенчук) работа с трафаретами | Упр. "Телефон" (сущ. в Дат. пад. с.115 Нов.) | "Фиолетовая сказка" ("Разноцветные сказки" Нищ.) | Общая артикуляционная гимнастика | Упр. в передаче ритмического рисунка слов: лук, редис, тыква, огурец | |||||||||||||||||
"Сад. Фрукты" | Развитие силы и длительности выдоха. "Чей пароход дольше гудит?" (с.40 Сел.) | Упр. "Ежик и барабан" | Пальчиковая гимнастика "Фрукты" (Крупенчук) Тетр. №1 с.6 (ср.гр.), Граб с.6 (стар.гр.) | Упр. "Поможем клоуну" (8 игр Нищ.) | Актуализация словаря по теме. Разрезные картинки "Фрукты" | Общая артикуляционная гимнастика | Упр. в передаче ритмического рисунка слов: лимон, груша, мандарин | |||||||||||||||||
Занятие 5 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 6 | Работа над четкостью дикции и выразительностью речи "Яблоко" (с.102 Нищ.) | Упр. "Яблоня" (с.263 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Компот" (с.104 Нищ.) | Образ. относит.прилаг. Упр. "Веселый повар" (8 игр Нищ.) | Актуализация словаря по теме. Диффер. овощей и фруктов (лото) | Общая артикуляционная гимнастика | Упр. в передаче ритмического рисунка слов: персик, банан, ананас | |||||||||||||||||
"Игрушки" | Постановка дыхания. Речь на выдохе. Упр.7 (с.31 Нищ.) | Упр. "Мячик" (с.111 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Игрушки" (с.111 Нищ.) Тетр.№1 с.10 ср.гр. Граб с.23 1 ч. Стар.гр. | Образ.множ.ч.сущ.с ум-ласк.суф. Игра "Две матрешки" (с.46-48 Новик.) | Активизация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок | Постановка шипящ.звуков "Тишина" и "Поезд" (с.54-55 Сел.) | Проговаривание слов: бантик, фантик, винтик и придумывание предл.с этими словами | |||||||||||||||||
Занятие 7 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 8 | Упр.7 (закрепле-ние) | Упр. "Мячик мой" (с.277 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Игрушки" (Крупенчук). Тетр.№1 с.11 Нищ. ср.гр. Граб с.23, 2 ч. Стар.гр. | Ораз. Род.пад.сущ. | Составление рассказа-описания о любимой игрушке | Упр. "Фокус", "Змея", "Лес шумит" | Проговаривание двуслож. слов с закр. слогом и со стеч.согл. | |||||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||||||||||
"Посуда" | Упр. 7 (повторе-ние) | Упражнение "Посуда" (с.120 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Мы посуду перемыли" (с.120 Нищ.) Тетр.№1 с.18 ср.гр. Граб с.14 (упр.1-4 ст.гр.) | Образование множественного числа существительных. Игра "Один - много" | Расширение словаря по теме. Формирование понятий: чайная, столовая, кухонная посуда. Загадки | Игры "Мухи в паутине", "Пчелы и медвежата", "Пчелки собирают мед" (с.59 Сел.) | Работа над двусложными словами (стакан). Составление предложений | |||||||||||||||||
Занятие 1 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 2 | Постановка дыхания. Упр.7 (повторение) | Упр. "Чайник" (с.281 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Посуда" (Крупенчук) Тетр.№1 с.19 ср.гр. Граб с.14, упр.5 ст.гр. | Согласование прилаг.с сущ. "Какой? Какая? Какое?" (с мячом) | Составление-рассказа описания о посуде | Игры "Пчелы и медвежата" и "Пчелы собирают мед" (с.59 Сел.) | Двусложные слова со стечением согласных | |||||||||||||||||
"Домашние животные" | Работа над четкостью дикции "Котик" О.Высот-ская (с.288 Нищ.) | Игра "Как мы поили телят" (с.290 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Буренушка" (с.290 Нищ.) Тетр.№1 с.30 ср.гр. Граб с.29 упр.1-3 ст.гр. | Сущ.с суф. -онок, -енок. Игра "Назови маму" | Беседа о домашних животных по предметным картинкам. Загадки. | Автоматизация шипящих звуков в открытых и закрытых слогах. "Моторчик" | Работа над трехсложными словами с закрытым слогом (котенок, ягненок) | |||||||||||||||||
Занятие 3 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 4 | Развитие идеологической речи "кисонька-мурысонька" (с.289 Нищ.) | Игра "Хозяюшка" (с.135 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Домашние животные" (Крупенчук) Тетр. 1 с.31 ср.гр. Граб с.29 упр.4 ст.гр. | Притяжательные прилагательные. Игра "Кто за забором?". | Развитие связной речи. Рассказы-описания о домашних животных по схеме | Автоматизация шипящих звуков в открытых и закрытых слогах. "Моторчик" | Трехсложные слова. Проговаривание предложений с этими словами. | |||||||||||||||||
"Дикие животные" | Работа над четкостью дикции "Белка" А.Прокофьева (с.291 Нищ.) | Упр. "Маленький кролик" (с.294 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Дикие животные" (Крупенчук) Тетр.№1 с.32 ср.гр. Граб с.32 упр.1-5 ст.гр. | Образ.сущ. с суф. : -онок, -енок, -ат, -ят. "Мама и детеныши" (игротека) | Актуализация словаря. Беседа (рассматривание картинок) | Автоматизация шипящих звуков в открытых и закрытых слогах. "Моторчик" | Трехсложные слова с закрытым слогом (лисенок, бельчонок). | |||||||||||||||||
Занятие 5 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 6 | Преодоление твердой атаки гласных. Проговаривание предложений (с.29 Нищ.) | "Заяц Егорка" (с.138 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Сидит белка" (с.138 Нищ.) | Притяжательные прилагательные. Игра "Чей хвост?" (лото) | Обучение отгадыванию загадок | Автоматизация шипящих звуков. Игра "Помоги Маше и Жанне" | Трехсложные слова. Проговаривание предложений с этими словами. | |||||||||||||||||
"Домашние птицы" | Работа над четкостью дикции "Петушок" (с.28 Нищ.) | Игра "Домашние птицы" (с.132 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Уточка" (с.133 Нищ.) Тетр. №1 с.28 (ср.гр) Граб с.30, упр. 1-3 ст.гр. | Образование сущ. с ум-ласк. суф. Игра "Назови ласково" | Расширение словаря. Рассматривание картинок "Птичий двор". Беседа. | Проговаривание слов с сочетанием "др" на "Моторчике". | Трехсложные слова (утенок, гусенок, цыпленок) | |||||||||||||||||
Занятие 7 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 8 | "Узнай по интонации" (с.53 Сел., с.28 Нищ.) | "Наши уточки" (с.132 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Уточка" (с.133 Нищ.) Тетр. №1 с.29 ср.гр. Граб с.30 ст.гр. | Употребление предлогов | Рассказ-описание домашних птиц (4 предложения). | "Моторчик". Слова с сочетанием "др". | Составление и проговаривание предложений с трехсложными словами. | |||||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||||||||||
"Зима" | Упр. 3(повторе-ние) (Сел.с.25) | "Снежная баба" (с.123 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять".(с.123 Нищ.) Тетр. №1 с.20 (ср.гр.) Граб с.24 упр.1-4 (ст.гр.) | подбор определений с существительным: снег, лед, снежинка | Беседа по карт. "Наступила зима". Актуализация словаря. | Автом. произн.шипящ. зв.в закр. слогах. Автоматизация изолированного "р" (игра "Самоле-ты") | Трехсложные слова | |||||||||||||||||
Занятие 1 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 2 | Упр. 1-2 , повтор | "Снежок" (с.123 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять"(с.123 Нищ.) | Употребление предлогов. Игра "У кормуш-ки" | Сост. рассказа по опорным картинкам "Зима" (Сычева) | Игры: "Поезд"(повтор), "Пчелы", "Моторчик" | Трехсложные слова (снеговик, снегокат) | |||||||||||||||||
"Зимующие птицы" | Работа над четкостью дикции "Гололе-дица" В.Берестов (с.281 Нищ.) | Упр. "Снеговик" (с.286 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Пирог" (с.286 Нищ.) Тетр.№1 с.20 ср.гр., Граб с.24 (1-4, 6, 7) | Подбор определений с существительным: снег, лед, снежинка | Актуализация словаря. Беседа по картине "Наступила зима" | Игры "Поезд", "Пчелы" (повт.), "Моторчик" | Работа над трехслож.словами: снеговик, снегокат | |||||||||||||||||
Занятие 3 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 4 | Работа над ясной шепотной речью "Снегири" Л.Татьяничевой (с.283 Нищ.) | Упр. "Снегири" (с.125 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Кормушка"(с.126 Нищ.) Тетр. №1 с.21 Нищ., ср.гр., Граб с.24 (5) стар.гр. | Употребление предлогов "У кормушки" | Актуализация словаря по теме "Зимующие птицы". Отгадывание загадок | Упр. "Фокус", "Пчелки собирают мед" (с.59 Сел.) | Работа над трехслож.словами. | |||||||||||||||||
| Раб. над интонац. выраз. речи."Тает месяц молодой"(с.295 Нищ.) | "Снежная баба" (с.123 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "На елке"(с.297 Нищ.) тетр.№1 с.26(ср.гр.) Граб с.24 упр.6 | Образование однокоренных слов от слова "хлопушка". Игра "Передай мяч" | Беседа о Новогоднем празднике по сюжетной картинке. Загадки (с.201-202 Волосовец) | Автоматизация шип. звуков в слогах с откр. слогом и в предл. Игра "Кого везут ежи?" | Трехсложные слова (снегопад) | |||||||||||||||||
Занятие 5 | ||||||||||||||||||||||||
"Новогодний праздник" Занятие 6 | Работа над ясной шепотной речью "Год прошел" (с.295 Нищ.) | "С Новым Годом"(с.466 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Елочка"(с.130 Нищ.) Тетр.№1 с.27(ср.гр.)шарик. Граб с.24 упр.5 (ст.гр.) | Относительные прилагательные по теме. Игра с мячом. | Составление рассказа "Находка" по серии сюж. Картин | Автоматизация шипящих и звука "р" | Трехсложные слова по теме | |||||||||||||||||
| Развитие речевого дыхания. Упр. 4 (повтор с.27 Нищ.) | "Снегири" | Пальчиковая гимнастика "Новый Год"(Крупенчук) тетр.№1 с.27 серпантин | Сущ.вин.пад. Игра "Украсим елочку" | Работа над диалог.речью "Елочка"(с.129 Нищ.) | Автом.зв. "р" в словах со стеч. согл. | Трехсложные слова по теме | |||||||||||||||||
Занятие 7 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 8 | Диалог "Медведь"(с.129 Нищ.) | "Снегири"(с.125 Нищ.) | Пальч.гимн. "Елочка"(с.130 Нищ) тетр."Школа умелого карандаша"(ел.украш.) | Слова-антонимы. Игра "Скажи наоборот(с.67 Нов.) | Сост.рас-за "Встреча Нового года" по серии сюж. картин (Гомзяк) | Автом.шип.зв. в слов.со стеч.согл. и предл. Автом.зв."р" в словах со стеч.согл. | Трехсложные слова с закрытым слогом | |||||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||||||||
Комплексное занятие "Белая сказка" (Разноцветные сказки Нищева Н.В.) Занятие 1 |
| |||||||||||||||||||||||
"Транспорт" | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 2 | Работа над интонационной выразительностью речи "Самолет" (с.299 Нищ.) | "Само-лет" (с.302 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Есть игрушки у меня" (с.148 Нищ.) Тетр. №2 с.5. ср.гр. Граб с.17 ст.гр | Образование множ. числа сущ. Игра в мяч "Один - много" | Беседа по картине "Виды транспорта". Загадки | Автоматизация шипящих звуков с закрытыми слогами. Игры "Что нарисовала мышка?", "Что увидел жираф?" | Работа над трехсложными словами "самолет" | |||||||||||||||||
Занятие 3 | Работа над четкостью дикции. Загадка о вагонах (с.301 Нищ.) | Упр. "Теплоход" (с.302 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Транспорт" (Крупенчук) Тетр. №2 с.6 ср.гр. Граб с.18 ст.гр. | Употребление в речи предлогов | Составление рассказов-описаний о транспорте (по предложенному плану) | Автоматизация изолированного звука "р". Игра "Цветные автомобили" (с.64 Сел.) | Работа над трехсложными словами "самолет" | |||||||||||||||||
| Преодоление твердой атаки гласных. (с.29 Нищ.) | "На шоссе"(с.471 Нищ.) | Пальч.гимн. (Крупенчук) тетр. "Школа ум.карандаша" | Образ.нареч.от прилаг. Игра "Скажи как?" (с.67 Нов.) | Сост. Рас-за по сюжет. картинке "Папин помощник"(Ткаченко) | Автом.зв. "р". Игра "Цветные автомобили" (Сел. с.64) | Трехсложные слова | |||||||||||||||||
Занятие 4 | ||||||||||||||||||||||||
"Профессии на транспорте" Занятие 5 | Раб.над четкостью дикции, выраз.речи. "Машинист" (с.302. Нищ.) | "Летчик" (с.304) | Пальчиковая гимнастика. Тетр.№1 с.16 | Употр.приставочн.глаг. Игра "Веселое путешествие"(с.61 Нов.) | Работа над диалог.речью "Паровоз"(с.146 Нищ.) Сост. предл. по карт. | Автом.зв. "р" в предл. Автом.шип.зв. в предл. | Трехсложные слова с закр. слогом. | |||||||||||||||||
Занятие 6 | Работа над силой голоса. Упр. "Паровозы гудят" | "Шофер"(с.148 Нищ.) | Пальч. гимнастика (Крупенчук) тетр. "Школа ум.кар." Граб с.16 | Творит.пад.сущ. "Кто чем управляет?" (с мячом) | Загадки. Игра "Подскажи словечко"(с. 147-148 Нищ.) Сост.предл.по карт. | Автом.шип.зв. в словах с закрытым слогом. "Помоги мишке","Помоги ежику". | Трехсложные слова с закр. слогом. | |||||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||||||||
Комплексное занятие "Оранжевая сказка" (Разноцветные сказки Нищева Н.В.) Занятие 1 |
| |||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
"Человек" Занятие 2 | Работа над четк.дикции. Потешка "Хохлатые хохотушки хохотом хохотали". | "Зарядка Буратино"(с.86 №1 2006) | Пальч.гимн.(Крупенчук) Граб с.20 упр.1 | Многозн.слов (ножка, ручка, носик, глазок, горлышко) | Активиз.словаря по теме. Загадки (с.191 Волосовец) | Автом.зв."р" в словах со стеч.согл.(тр-) Автом.шип.в предл. | 1,2,3-х сложные слова(ранее отраб.) | |||||||||||||||||
| Раб.над произнош. Зауч. Потешки "У моей сестры Марины" | "Зарядка Буратино"(с.86 №1 2006) | Пальч. Гимнас-тика (Крупенчук) Граб с.20 упр.2,3 | Винит.пад.сущ. Упр."Что забыл нарисовать художник?"(Теремкова) Обр.сущ. с ум.-ласк.суфф. | Расширен.словаря по теме. Загадки. Игра "Доскажи словечко" (с.191 Волосовец) | Автом.зв."р" в словах со стеч.согл. Автом.шип.в предл. | 1,2,3-х сложные слова(ранее отраб.) | |||||||||||||||||
Занятие 3 | ||||||||||||||||||||||||
"Животные жарких стран" Занятие 4 | ОРН. Работа над произнош.и выраз.речи. "Носорог"(с.482 Нищ.) |
| Пальч.гимнастика "За мамой слонихой…" (с.71 №1 2006) тетр. №1 с.21 (Слон) | Согл.сущ. с числ.1,2,5. Игра "Сколько их?" (с.71-73 Нов.) | Расширение словаря по теме. Беседа по картине "В саванне". Загадки (с.200 Волосовец). | Автом.шип.зв. В потешках. Автом.зв."р" в предложе-ниях. | 1,2,3-х сложные слова(ранее отраб.) | |||||||||||||||||
| Работа над дикцией "Жираф" (с.483 Нищ.) |
| Пальч.гимнастика "Где обедал воробей?" (с.485) | Винит.пад.сущ.(Лото "Кого везут в зоопарк?") | Рассказ-описание животного по плану. Загадки (с.200 Волосовец) | Автом.шип.в чистоговорках. Автом.зв."р" в потешках. | 1,2,3-х сложные слова(ранее отраб.) | |||||||||||||||||
Занятие 5 | ||||||||||||||||||||||||
"Животные холодных стран" Занятие 6 | Работа над дикцией. Зауч.потешки "Пингвин"(с.200 Волосовец) |
| Пальч.гимнастика "Тепы-тяпы" (с.72 №1 2006) | Родит.пад.сущ. Игра "Чего не стало?" (по карт) | Расшир.словаря по теме. Загадки (с.200 Волосовец) | Постановка зв."л". Постановка зв."рь" | 1,2,3-х сложные слова(ранее отраб.) | |||||||||||||||||
"Наша Армия" | Работа над интонационной выразительностью речи "Пограничник" (с.313 Нищ.) |
| Пальч.гимнастика (Крупенчук) тетр. № 1 с.20 | Дат.пад.сущ. "Кому что нужно?" (летчик, капитан, танкист). | Беседа о защитниках Родины. Расширение словаря. Стих."Наша Армия" | Постановка зв."л". Постановка зв."рь" | 1,2,3-х сложные слова(ранее отраб.) | |||||||||||||||||
Занятие 7 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 8 | Работа над четкостью дикции "На ветвях заснули птицы" |
| Пальч.гимнастика (Крупенчук) | Твор.пад.сущ. "Кто чем управляет?" . Игра "Кто лишний?" (профессии) | Связная речь. Сост.рас-за по серии сюж.картин "На границе" (Гомзяк) | Автом.звука "л" в обр.слогах. Автом. Звука "рь" в слогах. | 1,2,3-х сложные слова(ранее отраб.) | |||||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||||||||
"Весна" | Работа над плавностью и мягкостью речи "Листики проснулись" (с.315 Нищ.) | Упр. "Зима прошла" (с.151 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Приближается апрель" (Крупенчук) Тетр. №2 с.8 ср.гр. Граб с.25 упр.1 - 4, 6 ст.гр. | Образование однокоренных слов от слова "весна". Игра "Кто больше?" | Беседа о весне. Загадки о весне (с.318 Нищ.). Рассматривание картины "Весна пришла" | Дифферен. свист. и шипящ. звуков в слогах. Авт. звука "р" в словах с открытым слогом и предложениях с этими словами | Трехсложные слова со стеч. согл. (сосулька) | |||||||||||||||||
Занятие 1 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 2 | Мягкая атака голоса. Стихотворение А.Барто "Весна идет" (с.313 Нищ.) | Упр. "Клен" (с.318 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Апрель" (Крупенчук) Тетр. №2 с.9 ср.гр. Граб с.25 упр.5 ст.гр. | Подбор прилагательных к сущ. по теме "Весна". "Разноцветные круги" (игротека) | Рассказ о весне по опорным картинкам (Сычова) | Автом. звука "р" в словах с открытым слогом | Трехсложные слова со стеч. согл. | |||||||||||||||||
"Первые весенние цветы" | Работа над темпом речи. "Март" (с.149 Нищ.) | Упражнение - игра "Веснянка" (с.151 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика (Крупенчук) Тетр. №2, с.11 | Употр. предл.: на, в, под Упр. "Скажи, кто где?". (с.16 Новик.) | Рассматривание предметных картинок с целью расширения словаря. Составление рассказа о подснежние (исп. ИКТ) | Дифф. свистящ. и шипящ. звуков в слогах и словах. Авт. звука "р" в словах с откр.слогом | Трехсложные слова (подснежник, мимоза). | |||||||||||||||||
Занятие 3 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 4 | Работа над ясной шепотной речью. "Фиалка" (с.316 Нищ.) | Упражнение - игра "На лужайке поутру" (с.154 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика (Крупенчук) Тетр. №2, с.12. Разрезные картинки. | Употр. предл.: над, в, под. Упр. "Скажи, кто где?". (с.17 Новик.) | Обучение отгадыванию загадок (с.150 Нищ.) Игра "Подскажи словечко" | Дифферен. свист. и шипящ. звуков в словах и предложениях. Автом.звука "л" в обр.слогах | Трехсложные слова (подснежник, фиалка, мимоза). | |||||||||||||||||
Комплексное занятие "Желтая сказка" ("Разноцветные сказки" Нищ.) Занятие 5 |
| |||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
"Перелетные птицы" Занятие 6 | Работа над четкостью дикции "Ласточка" (с.162 Нищ.) | Подвижная игра "Ласточки" (с.163 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Ласточка" (с.163 Нищ.) тетр. №2 с.18 (ср.гр.) Граб с.31 упр. 1-5 | Образование род.пад. существительных. Игра "Кого не хватает?" (перелетные птицы) | Расширение словаря (рассматривание предметных картинок). Составление предл. Со словами: стая, гнездо, птенец | Автом.зв."л" в словах с обр. слогом . Автом.зв."рь" в словах | Трехсложные слова по теме. | |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Занятие 7 | Работа над шепетной речью "Ласточка" (с.162 Нищ.) | "Аист" | Пальчиковая гимнастика (Крупенчук) тетр.№2 с.19 (ср.гр.) Граб с.31 упр.6 (Аист. Ст.гр.) | Образование сущ. с суфф. -ат. Игра с мячом. | Формирование словаря. Беседа по картине "Грачи прилетели". Упр. "Нелепицы" (Терем.с.15) | Автом.зв."л" в словах с прямым слогом . Автом.зв."рь" в словах | Трехсложные слова по теме. | |||||||||||||||||
Занятие 8 | Работа над плавностью и напевностью речи "Цапля"(с.204 Волосо-вец) | Подвижная игра "Ласточки" (с.163 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Тили-тели" (с.73 №1 2006) | Слова-антонимы. Игра "Скажи наоборот" (с.13 Терем.), упр. "Скажи одним словом" (с.14 Терем.) | Актуализ.словаря. Рассказ - описание птицы (по плану). | Автом.зв."л" в словах, автом.зв."рь" в словах | Трехсложные слова по теме. | |||||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||||||||
Комплексное занятие "Зеленая сказка" ("Разноцветные сказки" Нищева Н.В.) |
| |||||||||||||||||||||||
Занятие 1 | ||||||||||||||||||||||||
"Космос" Занятие 2 | Работа над четкостью дикции "Космонавт" (с.327 Нищ.) | Упр. "Ракета" (с.329 Нищ.) | Пальч.гимнастика (Крупенчук) тетр.№1 с.26 | Повторение предлогов. Игра "Ракета и космонавт" | Беседа о космосе. Новая лексика: космос, космнонавт, ракета, корабль, луноход. Загадки. (с.329 Нищ.) | Дифференциация свист. И шип.зв. в слогах. Игра "Кот и мыши" (с.78 Сел.) Авт.зв."рь" в словах | Трехсложные слова с закр.слогом и с теч. согл.(космонавт) | |||||||||||||||||
| Работа над звукопроизношением "Астороном"(с.328 Нищ.) | Упр. "Ракета" (с.329 Нищ.) повторение | Пальч.гимнастика (Крупенчук) тетр."Школа ум.кар." | Употр.в речи предлогов: над, под, между. | Рассказ о космонавте по плану. | Дифференциация свист. И шип.зв. в игре "Кот и мыши"(С.78 Сел.) Автом.зв."рь" в предл. | Трехсложные слова : космонавт, астроном | |||||||||||||||||
Занятие 3 | ||||||||||||||||||||||||
"Продукты" Занятие 4 | Работа над ясной и шепетной речью "Хлеб ржаной…" (с.331 Нищ.) | Подвижная игра "Золотая рожь" (с.333 Нищ.) | Пальч.гимнастика "Каша" (с.333 Нищ.) Граб с.15 упр.1-3 (ср.гр.) упр.4 (яблоко ст.гр.) | Образование относит.прил. Упр. "Вкусная игра" (с.35 Нов.) | Уточн.и расш. словаря по теме. Загадки (с.190 Волос.) | Дифф. шип.и свист. в предлож. Автом. зв."л" в предл. |
| |||||||||||||||||
Занятие 5 | Работа над выразит.речи. "Всем нам пригодится белая водица" (с.190 Волос.) | Подвижная игра "Золотая рожь" (с.333 Нищ.) повторе-ние | Пальч.гимнастика "Муку в тесто замесили…" (с.67 №1 2006) тетр. "Школа ум.кар." | Подбор обобщ.слова (с.80 №1 2006) Образ.относит.прил. Игра "Думай и отвечай" | Расширениеи актуализация словаря по теме | Автом.зв."рь" в предл. "Назови картинки". Автом.зв."л" в предл. |
| |||||||||||||||||
"Рыбы" | Работа над темпом и ритмом речи. Чистоговорки(с.323 Нищ.) | Подвижная игра "Аква-риум" (с.167 Нищ.) | Пальч.гимнастика "Налим" (с.167 Нищ.) тетр.№2 с.21 (ср.гр.) тетр.№1 с.23 (ст.гр.) | Закрепл.употр. Предлогов. Игра "Аквариум". ("8 игр Нищевой") | Расширение лексики. Рассматривание иллюстраций, загадки. | Автом.зв."рь" в предл. по картинкам. Автом.зв."л" в предл. | Трехсложные слова : густера | |||||||||||||||||
Занятие 6 | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 7 | Работа над ясной и шепотной речью. Чистоговорки (с.323 Нищ.) | Подвижная игра "Какие бывают рыбы?" (с.74 №1 2006) | Пальч.гимнастика "Рыбка" (с.323 Нищ.) | Твор.пад.сущ. Упр."Кто чем питается?" | Составление рассказа-описания о рыбах. Загадки (с.167, 322 Нищ.) | Автом.зв."рь". "Капризная принцесса" (Норкина). Автом.зв."л" в предл. | Трехсложные слова. | |||||||||||||||||
| Развитие плавности и четкости речи "Подводная страна" | Координац. речи с движ. "Летучая рыба" (с.491 Нищ.) | Пальч.гимнастика "Акула" (с.491 Нищ.) | Согл.числ. с сущ. | Рассказ по серии сюжетных картин "Кот-рыбак" (Нищ.) | Автом.зв."рь" в стихах, чистоговорках. Автом.зв."л" в чистоговорках. | 1,2,3,4-х сложные слова (отработанные ранее) | |||||||||||||||||
Занятие 8 | ||||||||||||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||||||||||
Комплексное занятие "Красная сказка" ("Разноцветные сказки" Нищева Н.В.) |
| |||||||||||||||||||||||
Занятие 1 | ||||||||||||||||||||||||
"Насеко-мые" | Работа над интонац. разв. речи. "Жук" (с.164 Нищ.) | Координац. речи с движ. "Гусеница" (с.341 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Пчела" (с.166 Нищ.) Тетр. №2 с.20 ср.гр. Граб с.28 упр.1-5 ст.гр. | Употр.предл.: за, из-за. Игра "Грибок и бабочка" | Введение новой лексики (сущ. и глаг.) | Автом. звука "рь" в слогах. Автом. звука "л" в обр. слогах | Работа над трехсложными словами (бабочка) | |||||||||||||||||
Занятие 2 | ||||||||||||||||||||||||
| Работа над интонац. разв. речи. "Пчела" (с.164 Нищ.) | Игра "Мотылек" (с.165 Нищ.) | Пальчиковая гимнастика "Пчела" (повтор.) Тетр. №2 (бабочка) ср.гр. Граб с.28 упр.6 ст.гр. | Употр.предл.: под, из-под. Игра "Грибок и бабочка" | Разв.связн.речи. Сост. рассказа о насекомом по плану | Автом. звука "рь" в слогах. Автом. звука "л" в обр. слогах | Работа над трехсложными словами (бабочка) | |||||||||||||||||
Занятие 3 | ||||||||||||||||||||||||
"Лето" | Преодоление твердой атаки гласных. "Июнь" (с.171 Нищ.) | Подв. игра "Речка" (с.173 Нищ.) | Тетр.№2 с.24 ср.гр. Граб с.26 упр. 1-4 ст.гр. | Соглас.прил. с сущ. Лото "Времена года" | Накопление и расширение словаря. Признаки лета. Игра "Подскажи словечко" | Автом. звука "рь" в словах. Автом. звука "л" в словах | Трехсложные слова с закрытым слогом со стеч.согл. (солнцепек) | |||||||||||||||||
Занятие 4 | ||||||||||||||||||||||||
| Работа над четкостью дикции "Мак" (с.171 Нищ.) | Подвижная игра "На лужайке" (с.173 Нищ.) | Граб с.27 упр. 1-4 ср.гр. Граб с.26 упр.5 ст.гр. | Соглас.прил. с сущ. Лото "Времена года" | Разв.связн.речи. Сост. рассказа о лете по опорным картинкам (Сычева) | Автом. звука "рь" в потешках. Автом.звука "л" в словах с откр.слогом | Трехсложные слова с закрытым слогом со стеч.согл | |||||||||||||||||
Занятие 5 | ||||||||||||||||||||||||
Полевые цветы Занятие 6 | ОРН. Зауч.стих. "Колокольчик голубой…" (с.345 Нищ.) | Упр. "Гусеница" (с.341 Нищ.) | Тетр. №3 с.26 (ср.гр.) рисунки тетр. "Школа ум.кар." | Простые и сложные предложения. Упр. "Бабочка и цветы". | Расширение словаря по теме: ромашка, гвоздика, колокольчик, одуванчик, лютик, мак. | Автом.зв."рь" в потешках. Автом.зв."л" в предлож. | Трехсложные слова с закр.слогом и со стеч. согл.(ноготки, гвоздика, бархатцы) | |||||||||||||||||
| ОРН.Стихотворение "Ромашка" (с.344 Нищ.) | Упр. "На лужайке" (с.173 Нищ.) | Тетр. 3 с.27 (ср.гр.) рисунки тетр. "Школа ум.кар." | Составление простых предл.по картинкам. "Разрезные картинки". | Развитие связной речи и мышление. Загадки о цветах (с.214 Волос.; с.345 Нищ.). Рассказ-описание о цветах по плану (по картинкам) | Автом.зв."рь" в чистоговорках. Автом.зв."л" в потешках. | Трехсложные слова | |||||||||||||||||
Занятие 7 | ||||||||||||||||||||||||
Школьные принадлежности. Занятие 8 | ОРН. Загадка (заучивание) "Мы учим детишек…" (с.518 Нищ.) |
| Пальч.гимнастика "В школу" (с.522 Нищ.) тетр. №1 с.32 (ст.гр.) | Образов.относит.прил. Игра "Что из чего?" | Расширение и уточнение словаря по теме. Загадки (с.217-218 Волосовец). | Автом.зв."рь" в скороговорках. Автом.зв."л" в потешках, в чистоговорках. | Трехсложные слова. |
Методическое обеспечение программы
- Использование средств наглядности
- Дидактические игры
- Пальчиковая гимнастика
- Логоритмические упражнения
- Игры малой подвижности
- Словесные игры
- Игры – драматизации
- Индивидуальная помощь
- Оценка (самооценка)
Наглядность для обеспечения дополнительной образовательной программы
- Предметные и сюжетные картины
- Серии сюжетных картин
- Картотека дидактических игр по лексической тематике
- Дидактические игры для развития лексико-грамматических средств языка
- Муляжи овощей и фруктов
- Музыкальные записи для логоритмических упражнений
- Материал для формирования мелкой моторики пальцев рук и кистей (мячики Су-джок, колечки для массажа пальцев, трафареты для обводки, игрушки-шнуровки, тетради Нищевой Н.В. для штриховки)
Критериями усвоения программного материала воспитанниками можно считать:
- стабильность посещения детей в группе;
- наличие эмоционально благоприятной атмосферы между детьми, педагогом, родителями;
- расширение круга общения и положительная мотивация детей к процессу обучения и воспитания;
- умение использовать полученные речевые навыки для общения со сверстниками и взрослыми.
Условия реализации программы.
Занятия по программе "Развитие речи и формирование лексико-грамматических средств языка для детей 4-6 лет" предполагают наличие соответствующей материально-технической базы необходимого уровня, что делает занятия более эффективными. В систему средств обучения входят учебные и дидактические пособия, раздаточный материал, иллюстрации и репродукции, видеоматериалы.
Для реализации программы необходимо наличие отдельного кабинета с соответствующим оборудованием:
- столами для дошкольников;
- шкафами для хранения необходимых учебно – методических пособий;
- раковиной;
- наглядным дидактическим материалом по различным лексическим темам.
Список литературы, использованной при разработке программы
- Нищева Н.В. «Система коррекцинной работы в логопедической группе для детей с ОНР» СПб «Детство-Пресс» 2005 (Старшая группа)
- Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет» СПб «Корона принт» 2004
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа». М. «Скрипторий 2003», 2014
- Громова О.Е., Соломатина Т.Н. «Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет» М. «Творческий центр» 2008
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» М., «Сфера», 2005
- Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР» Альбомы № 1 – 4. М., «ГНОМиД»
- Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» средняя группа. Спб «Детство – Пресс» 2004
- Нищева Н.В. «Играйка. 8 игр для развития речи дошкольников». Спб., 2002
- Нищева Н.В. «Разноцветные сказки» Спб., 2001
- Нищева Н.В. Тетради для средней логопедической группы №1 и №2. Тетрадь для старшей логопедической группы №1 Спб., 2000
- Граб Л.М. «Развиваем графические навыки» М., 2006
- «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В.И. Селиверстова. М., 1981
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР, 4 альбома. М., ГНОМ 2015.
- Безруких М.М. Ребенок-непоседа. Серия "Готовимся к школе". М.: Вентана-Граф, 2001.
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. Для логопедов, воспитателей, родителей. Серия "В помощь логопеду". М: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. Серия "Книга для логопеда". М: Просвещение, 1987.
- Серия "Школа семи гномов. Годовой курс для детей 5-6 лет". М: Мозаика-Синтез, 2004.
- Дурова Н.Н. Новикова В.П. 200 упражнений для подготовки детей к школе. Серия "Начальное обучение". М: АСТ, 2001.
- Гуткина Н.И. Будет ли ребенок успевать в школе? Серия "Библиотека психологического института: взрослым о дошкольниках". М: НПО "Образование", 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к основной образовательной программе воспитания и образования дошкольников "Детство" Средний дошкольный возраст. Автор-составитель: воспитатель высшей квалификационой категории Иванова Надежда Евгеньевна.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада №8 "Земляничка" "Детство"...
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч.
16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации. "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч....
31.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 108ч.
21.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...