Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии на тему
Программа ориентирована на реализацию общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_programma_yudina.doc | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДЕНА:
на педагогическом совете приказом заведующего
МБДОУ детского сада №37 МБДОУ детского сада
«Соловушка» «Соловушка»
Протокол от «» августа № от « » августа №
Рабочая программа
учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №37 «Соловушка»
на 2016/2017 учебный год
Автор:
Юдина Ю. В.
г. Старый Оскол
2016
Содержание
Пояснительная записка….......................................................................................3
Учебно-тематический план……………….…………………………………….7
Содержание программы…………………………………………………...........9
Список литературы ……………………………………………………………30
Диагностические материалы …………………………………………………...31
Дидактические игры и пособия………………………………………………...31
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей логопедической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Необходимость введения Рабочей программы обусловлена несоответствием уровня речевого развития воспитанников группы требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа коррекционно-развивающей логопедической деятельности соответствует запросам коррекционно-развивающего обучения, а также характеризуется наличием полного методического оснащения, позволяющего максимально реализовать цели и задачи, согласовывать деятельность учителя-логопеда с воспитателями и узкими специалистами.
Программа ориентирована на реализацию общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель программы – построение системы коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Основные задачи:
- Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа.
- Формирование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Обогащение и активизация словарного запаса.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Обучение грамоте.
- Развитие связной речи и речевого общения.
Программа отличается инновационными подходами к организации и методике проведения НОД с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи, адаптирована к специфике и особенностям образовательного процесса в МБДОУ детский сад №37 «Соловушка».
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, психических процессов и таких личностных качеств как любознательность, инициативность, самостоятельность; обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие.
Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и
дезадаптации дошкольников.
Подготовка материала осуществляется с учетом следующих принципов:
- принцип природосообразности (онтогенетический принцип) учитывает закономерности развития детской речи в норме
- принцип комплексности предусматривает параллельную реализацию общеобразовательных, коррекционных и воспитательных задач благодаря согласованной деятельности разных специалистов;
- принцип систематичности и последовательности - решение коррекционно-развивающих задач осуществляется «от простого к сложному»;
- принцип цикличности - построение содержания работы постепенно усложняется и расширяется; концентрическое наращивание информации по всем направлениям работы обеспечивает поступательное развитие ребёнка;
- принцип обогащения сенсорно - чувственного опыта.
Рабочая программа составлена для детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа, второй год обучения), имеющих тяжёлые нарушения речевого развития.
Режим занятий. Программа предполагает проведение логопедических занятий четыре раза в неделю с подгруппой (6 человек) в первой половине дня.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения) планируются следующие результаты по направлениям речевого развития:
Словарь:
- Расширен, уточнён и активизирован словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
- Введены в активный словарь существительные с уменьшительными и увеличительными суффиксами; существительные, образованные от глаголов.
- Экспрессивная речь обогащена сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами, прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
- Расширено представление о переносном значении и многозначности слов; в экспрессивной речи используются слова в переносном значении, многозначные слова, приставочные глаголы, глаголами с оттенками значений.
- Сформирован навык практического использования в речи всех простых и основных сложных предлогов.
- Экспрессивная речь обогащена за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
- Закреплено понятие слово и умение оперировать им.
Грамматический строй речи:
- Сформировано умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
- Сформировано умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
- Сформировано умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
- Закреплено умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
- Сформировано умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
- Закреплено умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
- Сформированы навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
- Сформированы навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
- Сформированы навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов.
- Сформированы навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа:
Просодическая сторона речи
- Сформированы умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
- Сформировано умение изменять высоту тона в играх.
- Улучшена дикция, интонационная выразительность речи.
Произносительная сторона речи
- Активизированы движения речевого аппарата.
- Сформированы артикуляционные уклады всех групп звуков
- Уточнено произношение звуков [к], [к’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з], [ц], [ч], [щ], [р], [р'],[л], [л'], [j], в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
- Завершена автоматизация правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.
Слоговая структура слова
- Сформировано умение воспроизводить слова различной слоговой структуры
- Закреплены навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Закреплены представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках, навыки различения гласных и согласных звуков, подбора слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закреплены представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков.
- Сформированы умения дифференцировать согласные звуки по акустическим признакам и по месту образования.
- Сформированы представления о звуках, умения выделять звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
- Сформированы навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
Обучение элементам грамоты:
- Усвоены зрительные образы и написание всех букв
- Сформировано умение правильно называть буквы русского алфавита.
- Сформированы навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.
- Закреплены умения трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
- Сформирован навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
- Усвоены некоторые правила правописания
Развитие связной речи и речевого общения:
- Сформировано стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
- Усовершенствованы навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
- Закреплено умение составлять небольшие описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
- Сформированы навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
- Сформированы навыки составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
Формы организации деятельности дошкольников фронтальная (работа по подгруппам) и индивидуальная.
Используемые методы работы:
- объяснительно – иллюстративные (методы обучения, при использовании
которых, дошкольники воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном
поиске решения поставленной задачи совместно с педагогом);
Все названные выше формы и методы работы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по формированию речевых умений и навыков включается в целостный педагогический процесс с другими видами деятельности.
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество занятий в год – 136.
Учебно-тематический план
Месяц | Раздел | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц |
сентябрь | Формирование лексико-грамматических средств языка | 1 | 2 |
Формирование элементарных навыков чтения и письма | 2 | 4 | |
Развитие связной речи | 1 | 2 | |
октябрь | Формирование лексико-грамматических средств языка | 1 | 4 |
Формирование элементарных навыков чтения и письма | 2 | 8 | |
Развитие связной речи | 1 | 4 | |
ноябрь | Формирование лексико-грамматических средств языка | 1 | 4 |
Формирование элементарных навыков чтения и письма | 2 | 8 | |
Развитие связной речи | 1 | 4 | |
декабрь | Формирование лексико-грамматических средств языка | 1 | 5 |
Формирование элементарных навыков чтения и письма | 2 | 10 | |
Развитие связной речи | 1 | 5 | |
январь | Формирование лексико-грамматических средств языка | 1 | 3 |
Формирование элементарных навыков чтения и письма | 2 | 6 | |
Развитие связной речи | 1 | 3 | |
февраль | Формирование лексико-грамматических средств языка | 1 | 4 |
Формирование элементарных навыков чтения и письма | 2 | 8 | |
Развитие связной речи | 1 | 4 | |
март | Формирование лексико-грамматических средств языка | 1 | 4 |
Формирование элементарных навыков чтения и письма | 2 | 8 | |
Развитие связной речи | 1 | 4 | |
апрель | Формирование лексико-грамматических средств языка | 1 | 4 |
Формирование элементарных навыков чтения и письма | 2 | 8 | |
Развитие связной речи | 1 | 4 | |
май | Формирование лексико-грамматических средств языка | 1 | 4 |
Формирование элементарных навыков чтения и письма | 2 | 8 | |
Развитие связной речи | 1 | 4 | |
Всего | 136 |
Содержание программы
Лексические темы
Сентябрь | |
Неделя | Тема |
3 неделя | Осень. Периоды осени |
4 неделя | |
Октябрь | |
1 неделя | Фрукты |
2 неделя | Грибы. Ягоды |
3 неделя | Электроприборы . Ателье. |
4 неделя | Деревья осенью |
Ноябрь | |
1 неделя | Одежда. Обувь. Головные уборы |
2 неделя | Домашние животные. Домашние птицы. |
3 неделя | Домашние животные и их детёныши. |
4 неделя | Перелётные птицы осенью |
Декабрь | |
1 неделя | Дикие животные и их детёныши |
2 неделя | Зима. Одежда. Обувь. |
3 неделя | Зимующие птицы. |
4 неделя | Дикие животные зимой |
5 неделя | Новый год. Зимние забавы |
Январь | |
2 неделя | Человек. Части тела |
3 неделя | Посуда |
4 неделя | Продукты питания |
Февраль | |
1 неделя | Мебель |
2 неделя | Транспорт |
3 неделя | Морские и речные обитатели |
4 неделя | День Защитника Отечества |
Март | |
1 неделя | Весна. Первоцветы. |
2 неделя | Мамин праздник. |
3 неделя | Наш дом |
4 неделя | Перелётные птицы весной |
Апрель | |
1 неделя | Профессии |
2 неделя | Космос |
3 неделя | Инструменты. Материалы |
4 неделя | Труд людей весной |
Май | |
1 неделя | Животные жарких стран |
2 неделя | Наша страна. |
3 неделя | Школа |
4 неделя | Насекомые |
Перспективное планирование по разделу:
Формирование лексико-грамматических средств языка
Месяц/ неделя | тема | программные задачи | Оборудование, дидактическое сопровождение |
Сентябрь 3 неделя | Слова-предметы | Формировать понятие о словах, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы; формировать умения понимать и дифференцированно употреблять вопросы «Кто?, что?; ормировать умения понимать и употреблять наречия пространственного значения; формировать навыки диалогической речи; развивать внимание , память, мышление | Предметы ближайшего окружения, предметные и сюжетные картинки, карточки – символы слов – предметов, магнитная доска |
4 неделя | Слова-действия | Уточнить и расширить глагольный словарь; формировать понятие слово-действие; учить задавать вопросы к словам-действиям; формировать умение отвечать на поставленный вопрос одним словом; учить образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени от существительных; уточнить понятия об эмоциях; формировать навыки диалогической речи | предметные и сюжетные картинки, карточки – символы слов- действий, мяч, юла, магнитная доска |
Октябрь 1 неделя | Слова-признаки | Расширить и обогащать словарь относительными и качественными прилагательными; формировать понятие слова-признаки; закрепить согласование прилагательных с существительными; формировать умение задавать вопросы к словам-признакам; закрепить понятие о словах, обозначающих предметы, развивать внимание , память, мышление | Предметные картинки, игрушки, карточки – символы слов-признаков, карточки с маркерами, картинно- графический план описания предмета на карточках |
2 неделя | Предложение из двух слов | Познакомить с понятием предложение; формировать умение дифференцировать слова- предметы и слова- действия; дифференцировать понятия «слово» и «предложение»; формировать умение составлять предложение из двух слов и анализировать по модели: существительное+глагол | предметные и сюжетные картинки, карточки – символы слов – предметов, магнитная доска, схемы предложения, машинка |
3 неделя | Предложение из трёх слов с прямым дополнением | Закрепить понятие о предложении; формировать умение составлять предложение по модели: подлежащее+сказуемое+прямое дополнение, формировать умение анализировать предложение из 3 слов; Закрепить пространственные представления; развивать слуховое внимание, память | Предметные и сюжетные картинки, длинные и короткие полоски с символами предметов и действий, магнитная доска |
4 неделя | Словоизменение | Расширять словарь по теме закреплять уменьшительно-ласкательные формы слов, формировать морфологическое обобщение при употреблении падежных окончаний существительных во множественном числе в предложно-падежных конструкциях, дифференцировать употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падеже; формировать умение составлять простое предложение по моделям :подлежащее+сказуемое+прямое дополнение, выраженное существительным во множественном числе | Предметные картинки, графические изображения деревьев без какой-либо части, магнитная доска |
Ноябрь 1 неделя | Предложение с предлогами НА,С,В,ИЗ,ПО | Уточнить пространственные представления; учить составлять предложение с предлогами НА, С, В, ИЗ, ПО по моделям: подлежащее+сказуемое+предлог+дополнение; формировать умение анализировать предложение, выделяя предлог как отдельно слово; учить согласовывать слова в предложении | Сюжетная картинка «На рисовании», схемы предложений, карточки-символы, длинная полоска для обозначения предложения, короткие полоски для обозначения слов, карточки с готовыми схемами для каждого ребёнка |
2 неделя | Словообразование.Образование притяжательных прилагательных | Закрепить и уточнить знания о домашних животных и птиц, знать внешние признаки животных, образовывать притяжательные прилагательные, подбирать слова-антонимы согласовывать числительные с существительным | Картинки с изображением домашних животных и птиц |
3 неделя | Словообразование Образование существительных с помощью суффиксов: -ата, -ята, -онок, -ёнок | Закрепить и уточнить знания о домашних животных и их детёнышах, знать внешние признаки животных, образовывать существительные с помощью суффиксов –ата-, ята, онок, ёнок, подбирать слова-антонимы согласовывать числительные с существительным | Картинки с изображением домашних животных и их детёнышей |
4 неделя | Глаголы. Образование глаголов с помощью приставок | Расширять глагольный словарь по теме. Уточнять семантику слов, учить навыкам словоизменения и словообразования, развивать слуховое и зрительное восприятие | Предметные картинки с изображением перелётных птиц |
Декабрь 1 неделя | Словообразование Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами . Подбор слов-признаков. Отгадывание загадок. | Предметные картинки с изображением диких животных; картинки для игры «Чей хвост?» |
2 неделя | Родственные слова | Закрепить понятие «родственные слова», использовать эти слова в предложениях, формировать семантическую сторону речи, формировать навык подбора слов-символов, развивать внимание, мышление, память, сенсорные представления | Предметные картинки, изображение Снежной королевы, сенсорные маркеры: глаз, рука, картинно-графический план рассказа магнитная доска |
3 неделя | Словообразование и словоизменение. | Расширение глагольного, предметного словаря и словаря признаков, уточнение семантики слов, практическое усвоение навыков словоизменения и словообразования, развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, логического мышления. | Предметные картинки с изображением зимующих птиц, дидактические пособия про птиц «Кто чем питается?» |
4 неделя | СловообразованиеОбразование слов с увеличительными оттенками (зубищи, лапищи) | Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Образование существительных с увеличительными оттенками. Подбор слов-признаков. Отгадывание загадок | Картинки с изображением диких животных |
5 неделя | Распространённое предложение | Формировать умения распространять предложения с помощью слов – признаков, формировать умения согласовывать прилагательные и существительные с числительным, закрепить умение использовать предложно-падежные конструкции с предлогами НА, С в предложениях, формировать грамматическое противопоставление единственного и множественного числа существительных, прилагательных | Искусственная ёлка, ёлочные игрушки, предметные и сюжетные картинки, карточки – символы слов-признаков, схемы предложений |
Январь 2 неделя | Предлог ДЛЯ . Согласование числительных с существительными. | Учить составлять сложные предложения с предлогом для, закрепить умения использовать грамматические категории дательного падежа, согласование существительных с числительными, развитие внимания, памяти. | Картинки с изображением человека |
3 неделя | Словообразование.Образование имён существительных с суффиксом -ница- | Учить образовывать существительные с суффиксом –ница- , формировать навык практического применения слов сложной слоговой структуры | Картинки с изображением посуды |
4 неделя | Словообразование на примере относительных прилагательных | Активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме, закреплять умение образовывать относительные прилагательные, закрепить практический навык усвоения относительных прилагательных в словосочетаниях, формировать умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, учить составлять распространенное предложение по схеме, развитие слухового внимания. | Предметные картинки, полиэтиленовые мешочки с продуктами, поварской колпак. |
Февраль 1 неделя | Слова с противоположным значением. Предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА,НАД | учить составлять предложение с предлогами ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА,НАД, учить образовывать существительные родительного падежа, подбирать слова-антонимы, согласовывать прилагательные с существительными | Картинки с изображением мебели и материала из которого она сделана |
2 неделя | Образование в речи глаголов с приставками | Учить образовывать глаголы с разными приставками, словообразование существительных путём сложения основ, учить образовывать сравнительную степень прилагательных | Картинки с изображением транспорта |
3 неделя | Притяжательные прилагательные | Учить образовывать притяжательные прилагательные, формировать навык словообразования и словоизменения, учить составлять простое распространённое предложение | Картинки с изображением рыб и их частей |
4 неделя | Словообразование и словоизменение | Учить понимать и употреблять в речи слова семантического поля «Защитники Отечества», формировать навык словообразования и словоизменения, учить составлять простое распространённое и сложноподчинённое предложения, формировать умение устанавливать сходство и различие предметов, воспитывать чувство патриотизма | Предметные и сюжетные картинки, карточки-символы слов-признаков и слов-действий |
Март 1 неделя | Словарь прилагательных | Учить подбирать прилагательные к слову весна, учить устанавливать причинно-следственные связи, формировать навык употребления союза потому что | Картинка с изображением весны |
Словообразование. | Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта, развивать словарь по данной теме, воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре | Сюжетные картинки из серии «Помощники» | |
Образование слов сложного состава | образование относительных прилагательных, развитие словаря по теме | Картинки по теме | |
Расширение глагольного словаря по теме | Расширение словаря по теме, образовывать существительные в родительном падеже | Предметные картинки с изображением птиц их силуэты | |
Апрель | Расширение глагольного словаря по теме. Словообразование | Учить образовывать существительные от глаголов, расширение словаря по теме, формировать умение подбирать слова-синонимы, формирование навыка словообразования | Картинки с изображением основных профессий |
Слова сложные по семантике и слоговой структуре | Учить понимать и употреблять слова семантического поля «космонавтика», формировать умения использовать в речи сложноподчинённые предложения, формировать умение подбирать родственные слова и слова-синонимы | Предметные и сюжетные картинки по теме | |
Употребление имён существительных в творительном падеже | Учить употреблять имена существительные в творительном падеже, формировать словарь глаголов | Картинки по теме | |
Расширение глагольного словаря | |||
Май 1 неделя | Имена существительные множественного числа в родительном падеже | Учить употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже. Упражнять в словообразовании. Уточнять глагольный словарь Подбор слов-признаков. Подбор антонимов. | Предметные картинки с изображением животных жарких стран; Нищева Н.В. Альбом «Мир природы. Животные» |
2 неделя | Расширение словаря по теме. | Учить образовывать существительные от глаголов, расширение словаря по теме, формировать умение подбирать слова-синонимы, формирование навыка словообразования | Предметные и сюжетные картинки по теме |
3 неделя | Согласование притяжательных местоимений с существительными | Учить образовывать притяжательные прилагательные, формировать навык словообразования и словоизменения, учить составлять простое распространённое предложение | Предметные и сюжетные картинки по теме |
4 неделя | Расширение словаря по теме | Учить образовывать существительные от глаголов, расширение словаря по теме, формировать умение подбирать слова-синонимы, формирование навыка словообразования | Предметные и сюжетные картинки по теме |
Перспективное планирование по разделу:
Формирование элементарных навыков чтения и письма
Перспективное планирование по разделу:
по развитию самостоятельной развёрнутой фразовой речи
Месяц/ Неделя | Тема | Программные задачи | Оборудование |
Сентябрь 3 неделя | Рассказ по картинке «Осень» | Учить детей отвечать на вопросы и задавать их;систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;активизировать словарь по теме;воспитывать у детей интерес к сезонным измениям в природе | Сюжетные картинки:уборка урожая,осенний лес и т.д.,корзина с листьями,письмо от Осени |
4 неделя | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | Учить детей составлять сказки,проявляя творческое воображение;развивать у детей умение распространять предложения определениями;развивать мыслительную деятельность;воспитывать у детей самоконтроль за речью. | Текст сказки «Мужик и медведь»,овощи,костюмы медведя и мужика |
Октябрь 1 неделя | Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин | Обучать детей составлению пересказа текса с помощью сюжетных картинок; закреплять правильное употребление в речи имен существительныхв творительном падеже; развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;воспитывать желание честно оценивать свои поступки | Текст рассказа Л.Г. Толстого «Косточка»,фрукты ,сюжетные картинки по тексту (рис.1-3) |
2 неделя | Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | Обучать детей пересказывать рассказ близко ктексту с помощью сюжетных картин;Уточнять и пополнять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы. | Текст рассказа В.Катаева «Грибы»;сюжетные картинки к тексту (рис.4-7);предметные картинки.9 |
3 неделя | Составление описательного рассказа | Обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;закреплять правильное употребление в речи относительных прилагательных;развивать умение задавать вопросы и отвечать на них | Предметные картинки |
4 неделя | Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | Обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;закреплять правильное употребление в речи относительных прилагательных;развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;обобщать знания о деревьях;№воспитывать бережное отношение к природе. | Предметные картинки деревья,схема описания деревьев,листья и ветки деревьев,книга |
Ноябрь 1 неделя | Составление описательного рассказа с опорой на схему | Обучать детей составлению описательного рассказа;расширять и активизировать словарь по теме «Одежда»,упражнять в употреблении распространенных предложений;воспитывать навыки самообслуживания | Предметные картинки одежды,схема описания одежды |
2 неделя | Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин,развивать умение строить последовательно свое высказывание;активизировать и расширять словарь по теме «Домашние животные;воспитывать любознательность. | Серия сюжетных картин «Неудачная охота»,(рис.18-11),игрушки-котенок и дерево. |
3 неделя | Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин | Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин,развивать умение строить последовательно свое высказывание;активизировать и расширять словарь по теме «Домашние животные; | Серия сюжетных картин «Щенок» |
4 неделя | Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов | Обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;закреплять кумение синтаксически верно строить предложения;упражнять детей в образовании сложных прилагательных;воспитывать интерес к окружающей природе. | Текст расссказа |
Декабрь 1 неделя | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Обучать детей пересказу близко к тексту; закреплять правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;воспитывать интерес к художественному слову | текст рассказа |
2 неделя | Составление описательного рассказа о об одежде с использованием схемы описания | Обучать детей составлению описательного рассказа;расширять и активизировать словарь по теме «Одежда»,упражнять в употреблении распространенных предложений;воспитывать навыки самообслуживания | Предметные картинки одежды,схема описания одежды |
3 неделя | Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин;учить самостоятельно придумывать события ,предшествующие изображенным событиям;уточнять знания о зимующих птицах;воспитывать заботливое отношение к нуждающимся. | Серия сюжетных картин «Кормушка»(рис 13-15),предметные картинки с изображением зимующих птиц |
4 неделя | Рассказ по сюжетной картине | Обучать составлению рассказа по сюжетной картине;развивать умение составлять распространенные предложения активизировать словать прилагательных;обобщать и систематизировать знания о зиме;воспитывать умение с пользой проводить свободное время. | картина |
5 неделя | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец — рассказ логопеда) | Обучать составлению рассказа по сюжетной картине;развивать умение составлять распространенные предложения активизировать словать прилагательных;обобщать и систематизировать знания о зиме;воспитывать умение с пользой проводить свободное время. | Сюжетная картина |
Январь 2 неделя | Составление рассказа «Человек» по серии картин | Обучать детей составлению рассказа по серии картин,развивать умение строить последовательно свое высказывание;активизировать и расширять словарь по теме | Серия картин |
3 неделя | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | Обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям;развивать умение строить сложноподчиненные предложения;активизировать словарь по теме;воспитывать правила хорошего тона. | Текст сказки «Лиса и журавль»,маски журавля и лисы,посуда. |
4 неделя | Составление рассказа «Откуда хлеб пришёл по схеме | Учить детей составлять рассказ, опираясь на схему | схема |
Февраль 1 неделя | Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам | Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;расширять и активизировать словыарь по теме;развивать умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;воспитывать навык самоконтроля за речью. | Предметные картинки:деревья,пила,фабрика,плотник,мебельный магазин,фургон, дом. |
2 неделя | Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | Учить детей составлять рассказ по картине; развивать умение подбирать признаки и действия к предметам, | сюжетная картинка |
3 неделя | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | Обучать детей пересказу близко к тексту;развивать умение логически выстраивать свое высказывание;активизировать словарь прилагательных;упражнять детей в работе над деформированной фразой;воспитывать интерес к художественным произведениям | Текст рассказа |
4 неделя | Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин | Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом;активизировать и расширять словарь по теме;закреплять знания детей о военных профессиях;воспитывать патриотические чувства. | Серия сюжетных картин «Собака-санитар» (рис.17-19) |
Март 1 неделя | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | Обучать детей пересказу близко к тексту;развивать умение логически выстраивать свое высказывание;активизировать словарь прилагательных;упражнять детей в работе над деформированной фразой;воспитывать интерес к художественным произведениям. | Текст рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» сюжетные картинки с изображением четырех времен года. |
2 неделя | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | Учить детей составлять рассказ по картине;развивать умение подбирать признаки и действия к предметам,составлять рассказы в соответствии с составленным планом;воспитывать уважение и любовь к членам своей семьи. | Сюжетная картина «Поздравляем маму»(рис.21) |
3 неделя | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | Обучать детей составлять рассказ .опираясь на личный опыт;развивать умение строить распространенные предложения,строить высказывание,опираясь на готовый план;воспитывать аккуратность и навыки поведения в доме. | Картина «Дом» ,текст стихотворения С.Баруздина «Кто построил этот дом?» |
4 неделя | Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин | Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;учить детей различать понятия «зимующие» и «перелетные» птицы;учить заботиться о птицах. | Серия сюжетных картин «Скворечник»(рис.22-24),предметные картинки по теме. |
Апрель 1 неделя | Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;учить детей составлять творческие рассказы с элементами драматизации;развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. | «Волшебный», тканевый мешочек, небольшие таблички с надписями .; настоящие инструменты людей разных профессий по количеству детей (малярные кисти и валики, музыкальные инструменты и т.д.), специальные и призовые -фишки (примерно по |
2 неделя | Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план. | Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Освоение космоса человеком»; словарь антонимов; учить детей составлять рассказы о неизученных планетах и их жителях по опорному картинному плану; упражнять детей в подборе слов-определений к каждой планете; развивать внимание, память детей; развивать произвольное внимание, логическое мышление и фантазию детей. | картинки с изображениями планет Солнечной системы (иллюстрация 30), звездного неба, видов из космоса, портрет Ю.А. Гагарина, три конверта с лежащими в них изображениями неизведанных планет (иллюстрации 64-66), опорный картинный план 7 (иллюстрация 7); |
3 неделя | Пересказ сказки «Две косы» | Учить детей составлять пересказ логично,последовательно,близко к тексту;активизировать словарь по теме;воспитывать у детей трудолюбие. | Текст сказки «Две косы» (в обработке К.Нефедовой) |
4 неделя | Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине «Труд людей весной» и опорному плану. | Систематизировать знания детей о весне и весенних работахъ в саду и огороде; воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе; уточнить, расширить и активизировать словарь детей по сюжетной картине и опорному картинному плану; воспитывать у детей любовь к труду. | Сюжетная многофигурная картина «Труд людей весной» , опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки |
Май 1 неделя | Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | Учить детей пересказывать близко к тексту и по плану;развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;закреплять знания о животных жарких стран;воспитывать заботливое отношение к животным | Текст рассказа Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»; предметные картинки по темек. |
2 неделя | Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий | Учить детей пересказывать близко к тексту и по плану;развивать умение строить высказывание без опорных сигналов | Текст рассказа |
3 неделя | Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | Обучать детей составлять рассказ .опираясь на личный опыт;развивать умение строить распространенные предложения,строить высказывание | Серии картин |
4 неделя | Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | Обучать детей составлению описательного рассказа; расширять и активизировать словарь по теме | схема |
Список литературы
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. С-П. Детство-Пресс, 2013
- Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов. — М.:Просвещение; Владос, 1995.
- Жукова Н., Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! СПб.- Литера, 2001
- Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу. С-П. Детство-Пресс, 2012
- Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. М. – ВАКО, 2004
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОРН. (Сентябрь-январь, февраль-май) Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012
- Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010
- Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011
- Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012
- Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит. Советы специалистов родителям. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012
- Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010
- Останина Е.В. Буквы я запомню сам по картинкам и стихам. М.- ГНОМ и Д, 2005
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. С-П. Детство-Пресс, 2010
- Штекляйн С.Н., Хабарова Т.В. рабочая учебная программа в дошкольном образовательном учреждении
Диагностический материал:
- Мониторинг в детском саду. /Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. М.- АЙРИС-ПРЕСС, 2006
Дидактические игры и пособия:
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младщих школьников. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. С-П. Детство-Пресс, 2013
- Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2005
- Играем, развиваемся, растём. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/Сост. Нищева Н.В. С-П., Детство-Пресс, 2010
- Кем быть? Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011
- Мамы всякие нужны. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011
- Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012
- Мы едем, едем, едем… Виды транспорта. Предметные картинки. Игры. Конспекты занятий. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007
- Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011
- Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...